Радио

Межевич: идея федерализации в свое время могла спасти и Молдову, и Украину

О путях развития Беларуси, Молдовы и Украины после распада СССР и возможностях, которые давал странам "Меморандум Козака" 20-летней давности, рассуждает российский эксперт, руководитель Центра прибалтийских исследований Института Европы РАН Николай Межевич.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
После крушения СССР судьба бывших советских республик сложилась по-разному, возникло множество горячих точек, проливалась кровь тех, кто еще совсем недавно мирно проживал бок о бок с представителями иных национальностей. Примеров много ― армяно-азербайджанский конфликт, события в Чечне, выяснение отношения между Молдовой и Приднестровьем. Кстати, в эти дни исполняется 20 лет "Меморандуму Козака", который давал шанс на иную модель построения отношений и в самой Молдове, и мог стать началом федерализации Украины, что наверняка помогло бы избежать и "майданов", и той трагедии, к которой привел страну действующий киевский режим.
"Начинали то мы с одного старта с декабря 1991 года. Но к этому моменту мы пришли с разным потенциалом… И Беларусь действительно можно сравнивать и с существенно большей по размеру, а уж в 1991 году и по экономическому потенциалу Украиной, и с существенно меньшей Молдовой. Каждому досталось то, что досталось. А дальше был важный момент – как использовать то, что досталось после СССР. И здесь я должен сказать объективную вещь – у Беларуси и Молдовы изначально было очень много похожих проблем, потому что они были глубочайшим образом интегрированы в советский рынок", ― рассуждает Межевич.
С тех пор как не стало СССР, Беларусь после очень короткого поиска модели пришла к пониманию того, что каждый винтик и болтик, оставшийся после распада Союза, может быть востребован в новой национально-экономической модели. В Молдове тоже кое-что было, в том числе порядка 5 достаточно крупных машиностроительных предприятий, однако достаточно быстро начался кризис, отмечает эксперт.
"Советское ничье – начался процесс приватизации, который охватил все республики, но в Республике Молдова он оказался критичным, потому что небольшой промышленный потенциал, лишенный рынка и господдержки, исчез практически одномоментно. И в этом смысле экономический потенциал – это предпосылка для модели политического развития. И в Беларуси после 1994-1995 годов было трудно, но можно найти новую модель, а Молдова эту модель даже не искала, и кризис, который начинался с экономики, распространился на политическую сферу", ― отмечает Межевич.
Полную версию программы смотрите на Sputnik Беларусь, а также в наших соцсетях ― ОК, ВК и Rutube.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!