Заслуженный тренер страны по велоспорту Евгений Шабуня больше известен по работе в футболе. С него начался велосипедный спорт в Бобруйске, первый выход в еврокубки и первая медаль национального чемпионата по футболу для команды из Бобруйска. Практически с самого раннего детства он хорошо знал Александра Прокопенко и дружил с ним.
- Евгений Петрович, на сегодня вы один из немногих, кто хорошо знал Александра Прокопенко. Что можно добавить к тому, что о нем написано и сказано сегодня?
- Мы одногодки и по жизни дружили. Я хорошо знал семью Александра Прокопенко, дружил с его отцом Тимофеем Павловичем. Его отец был фанатом футбола, ходил на все матчи, а когда получалось, то выезжал на игры бобруйских команд в другие города. Он фронтовик, воевал, всегда носил орденские планки. В Бобруйске он работал заместителем главного врача городской больницы по хозчасти. Его мать Ольга Савельевна работала в школе учительницей начальных классов.
У Александра Прокопенко было два брата: старший Анатолий – сын его матери от первого брака и младший Виктор, он был на три года младше Саши. Старший брат в футбол не играл, а Виктор как футболист был еще сильнее. Он играл на позиции центрального полузащитника в Гомеле и Бобруйске. Ему немного не повезло, в отличие от Александра Прокопенко он не вытянул свой счастливый спортивный билет. Если бы это произошло, то белорусский футбол имел бы не одного Прокопа, а сразу двоих.
- Что вы имеете в виду под счастливым спортивным билетом?
- В сентябре 1971 года с товарищеским матчем в Бобруйск приезжала команда ветеранов московского "Динамо", которая осенью 1945 года во время тура по Англии произвела там фурор. Они играли матч с бобруйским "Строителем". В то время "Строитель" тренировал футбольная и хоккейная легенда Бобруйска Геннадий Иосифович Штейнбук. В это время он уехал в Ленинград сдавать сессию в физкультурном техникуме, в котором учился, а руководил командой Анатолий Григорьевич Родионов. До этого он играл в "Строителе" на позиции нападающего. Сейчас он живет в Израиле.
Если бы Штейнбук был дома, то в состав команды Александра Прокопенко он не поставил бы, он мне сам об этом говорил и признавался, что проглядел гениального футболиста. На матч с ветеранами московского "Динамо" Прокопенко поставил Родионов.
На той игре первый гол в свои ворота от срезавшегося мяча забил Евгений Рыжкович. После этого Николай Глушонок сравнял счет, а победный гол забил Александр Прокопенко. Забил он его вышедшему во втором тайме легендарному вратарю Алексею Хомичу. После той игры Хомич сказал: или вы его забираете в минское "Динамо", или мы его заберем в Москву.
- Чем памятен еще тот матч?
- Для Бобруйска того времени это было событие. Стадион был набит до отказа. Болели так, что одна из трибун рухнула. 42 человека пришлось отвезли в больницу. Все были живы, отделались легкими ушибами.
- А когда Прокопенко перешел в минское "Динамо"?
- В июле 1972 года. Последний свой матч за бобруйский "Строитель" он сыграл в четвертьфинале Кубка БССР с жодинским "Торпедо". В то время капитаном команды "Строитель" был левый защитник Виктор Попов. Он ждал ребенка, и перед игрой всем объявил, что назовет сына именем того, кто забьет гол торпедовцам. Тот матч они проиграли со сетом 4:2, но эти два гола забил Александр Прокопенко. Своего сына Попов назвал Александром.
В минское "Динамо" Прокопенко брал тренер Иван Мозер. В то время команда играла в первой лиге.
- Многие говорят, что в минском "Динамо" его называли "пчелкой" - он постоянно передвигался по полю. Вы помните это?
- В Бобруйске его называли "тятей". Саша заикался. По этой причине он практически не общался с журналистами. Дефект речи был незаметен только в привычной для него среде среди своих – любое волнение сказывалось на речи.
Сегодня практически никто не знает, что Александр Прокопенко является бронзовым призером чемпионата СССР по футболу среди глухонемых. По медицинским показаниям он допускался к участию в этом турнире. Сам чемпионат среди глухонемых проводился у нас в Бобруйске, где команда БССР заняла третье место, уступив россиянам и грузинам.
- Что можно добавить к уже известному о его игровом периоде в минском Динамо"?
- В минской команде он состоялся как футболист. В ней он провел десять лет, начиная с первой лиги, возвращаясь в первую, а затем снова в высшую лигу чемпионата СССР по футболу. Его взлет и его личная драма приходятся на минский период. Саша неистово тренировался, все делали пробежку вперед, а он на той же скорости, поворачиваясь назад, делал эту пробежку наравне со всеми. Про него все говорили, что у него два сердца. В минском "Динамо" его называли "джигитом" за то, что он все 90 минут игрового времени постоянно бегал по полю.
Как игрок он был заметен на поле. Саша был единственным из минчан, кого Константин Бесков взял в олимпийскую сборную на московские игры 1980 года. Его "бронза" на той Олимпиаде была заслуженной. Он играл на позиции флангового полузащитника. В то время конкуренция в этом амплуа была серьезной. Прокопенко был посильнее Шавло или Дараселия, он играл на уровне киевлянина Леонида Буряка, с той разницей, что он играл всегда на правом фланге, а Буряк на обоих.
- С позиции прожитых лет что бы вы могли сказать об Александре Прокопенко как о человеке?
- Он был большой ребенок, рубаха-парень, ранимый, всегда всему удивляющийся. С Бобруйском он так и не расстался, в Минске он был таким столичным провинциалом.
Олег Базилевич, который тренировал минчан, на одном из матчей, корректируя игру, кричал Прокопенко: "Не тому, не тому!", имея в виду, что он не тому игроку отдает пас. Прокопенко остановил мяч, прижал его ногой и, заикаясь, прокричал в ответ: "Б-ббазыль, кому?" Чем закончилась та игра, сегодня не помнит никто, а диалог Олега Базылевича и Александра Прокопенко запомнили все.
- Гол пяткой в ворота киевского "Динамо" Александра Прокопенко стал хрестоматийным. Сезон 1982 года был лучшим в его карьере?
- Не только его, но и всей команды минского "Динамо" того времени. Это был лучший сезон для вратаря Михаила Вергеенко. Все помнят хет-трики защитника Юрия Курненина. Это была команда, которую в том году не мог остановить никто. Но абсолютным бриллиантом, талисманом той команды был Прокоп, как с той поры его стали называть в народе. После того чемпионата он стал народным футболистом.
- Его личную драму обойти нельзя. Мог ли кто-нибудь в то время помочь ему справиться с его недугом?
- Когда его отправили в мозырское ЛТП, я ездил к нему и навещал его там. К нему хорошо относились, поставили ворота, Саша тренировался. Я не беру на себя смелость и право кого-то упрекать за это или осуждать. Ни семью, ни команду. В то время алкогольная зависимость воспринималась не как болезнь, а как блажь. Направление в ЛТП в обществе рассматривалось, как средство воспитания. Сегодня мы понимаем, что это недуг, который нужно лечить.
Его жена Наталья тоже оказалась бессильной перед его недугом. С ней он познакомился во время учебы в Бобруйском техникуме резиновой промышленности, сейчас он называется по-другому. Она туда поступила со своей сестрой-близнецом Софьей. В Бобруйск приехала из Кировского района. В его окружении я никогда не замечал других женщин.
После его смерти она так и не вышла замуж. Ездила в Америку на работу, сейчас вернулась. Живет в доме на Маяковского, который в народе называли в советское время динамовским. Там многие футболисты минского "Динамо" получили квартиры.
- Каким Александр Прокопенко остался в вашей памяти?
- Честным, искренним и по-своему очень одиноким. Он жил футболом, который стал его вторым я.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!