На следующей неделе, 23 ноября, в Минске под председательством Беларуси состоится саммит Организации Договора о коллективной безопасности, в которую также входят Россия, Армения, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан.
В преддверии саммита генсек ОДКБ Имангали Тасмагамбетов в эксклюзивном интервью корреспонденту Sputnik Ольге Деменчук дал высокую оценку стратегической работе Беларуси на благо всех государств-членов Организации, а также пояснил, почему важно развивать военно-промышленный комплекс в современных условиях, стоит ли ждать нового миграционного кризиса из-за событий в секторе Газа, актуальна ли до сих проблема "Афганского героинового трафика", и ответил на многие другие волнующие вопросы.
– В условиях геополитических изменений многие международные структуры, такие как БРИКС и ШОС, расширяются. Недавно СНГ заявило, что готово принять в свой состав новые страны. Какой позиции придерживается ОДКБ в этом вопросе?
– Прежде всего, Организация Договора о коллективной безопасности – это объединение стран, нацеленных на укрепление мира и стабильности в зоне своей ответственности и предпринимающих для этого конкретные меры. Мы расширяем политический диалог внутри ОДКБ и с другими государствами и объединениями, наращиваем военное и военно-техническое взаимодействие, а также совместно противостоим таким вызовам и угрозам, как терроризм, экстремизм, незаконный оборот наркотиков, нелегальная миграция и иным.
Важно учитывать, что коллективная работа на названных направлениях подразумевает очень высокий уровень взаимного понимания, солидарности и доверия между странами. В силу этого мы исходим из того, что решение той или иной страны о присоединении к ОДКБ должно быть хорошо взвешенным. Кроме того, в ОДКБ видели бы целесообразность в приеме новых членов только в случае их готовности присоединиться к базовым документам, наработанным в Организации, и в полной мере учитывать коллективные интересы государств-членов.
Также существуют возможности участия в работе ОДКБ в качестве стран партнеров или наблюдателей, позволяющие подключаться к деятельности Организации в специальных режимах, однако не предоставляющие права голоса. Таким образом, ОДКБ – не закрытый клуб, но процедура присоединения к Организации предусматривает принятие всеми сторонами ряда серьезных решений, в первую очередь на уровне глав государств. В целом же политические процессы в Евразии проходят достаточно стремительно, и возникновения новых форматов регионального сотрудничества исключать нельзя.
– За последние пару лет в мире вспыхнули новые конфликты. Мы стали свидетелями конфликта в Казахстане, в Нагорном Карабахе, на Украине, в начале октября разгорелся конфликт на Ближнем Востоке. Поменялась ли стратегия ОДКБ на фоне этих конфликтов?
– Стратегической целью ОДКБ было и остается обеспечение коллективной безопасности путем консолидации усилий и ресурсов государств-членов ОДКБ, однако происходит определенная трансформация видения путей обеспечения этой безопасности.
Особенностью современных конфликтов становится их внезапное начало и стремительное развитие. То есть любое промедление в плане принятия мер в интересах союзника может означать критическое ухудшение ситуации. В этой связи в формате ОДКБ проводится серьезная работа по наращиванию аналитического и прогнозного потенциала. Практический смысл данной работы заключается в том, что мы должны глубже понимать политические, экономические, социальные и иные процессы, происходящие в наших и соседних странах, чтобы более оперативно прогнозировать различные сценарии развития событий и стремиться работать на опережение.
Помимо того, на предстоящие заседания уставных органов ОДКБ выносится новый пакет документов, касающийся кризисного реагирования и призванный заменить соответствующий документ, принятый ранее. По замыслу, все решения и меры, нацеленные на поддержку союзников, должны приниматься значительно более оперативно.
– Какие учения пройдут в 2024 году на территории государств-членов ОДКБ, какой их замысел, на территории каких государств планируются маневры?
– Государства-члены Организации на регулярной основе проводят совместные учения с целью совершенствования силовой составляющей. Касательно работы в 2024 году, в соответствии с Планом совместной подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности, предусматриваются:
– стратегическая командно-штабная тренировка Объединенного штаба, Секретариата и заинтересованных министерств и ведомств государств-членов ОДКБ – на базе Центра кризисного реагирования ОДКБ и пунктов управления национальных органов, уполномоченных на взаимодействие с ним;
– командно-штабное учение с Коллективными силами оперативного реагирования (КСОР) ОДКБ "Взаимодействие-2024", специальные учения с силами и средствами разведки "Поиск-2024" и с силами и средствами материально-технического обеспечения войск (Коллективных сил) ОДКБ "Эшелон-2024" – на территории Кыргызстана;
– командно-штабное учение с миротворческими силами ОДКБ "Нерушимое братство-2024", специальное учение со спасательными подразделениями МЧС, входящими в состав формирований сил спецназначения КСОР ОДКБ "Скала-2024" – на территории Казахстана;
– совместное учение с подразделениями Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона "Рубеж-2024" – на территории Таджикистана;
– специальное учение с органами управления и формированиями сил специального назначения КСОР ОДКБ "Кобальт-2024" – на территории Российской Федерации.
– По Вашему мнению, насколько реальной является угроза третьей мировой войны, какие нужны военно-политические инструментарии для того, чтобы ее не допустить?
– Система международных отношений, и прежде всего система ООН, начиная с 1945 года выстраивалась так, чтобы не допустить новой мировой войны. Согласитесь, если бы эта угроза не воспринималась как реальная, то и необходимости именно в таком строительстве международных отношений, связей, системы международного права просто не было бы. А ведь это было сразу после окончания Второй мировой войны и даже, если говорить об истоках ООН, еще до ее окончания. И затем, уже в послевоенный период, человечество действительно подходило к опасному рубежу наиболее близко, как считают многие специалисты, в момент Карибского кризиса в 1962 году. Даже если учитывать этот и только этот исторический опыт, отрицать реальность угрозы третьей мировой войны было бы безответственным. Тем более – учитывая эффект глобализации и мощь современных вооружений.
И для недопущения глобального конфликта – как для недопущения или прекращения вооруженных конфликтов меньшего масштаба – мы также обязаны опираться на имеющийся исторический, политический опыт. Применять его к современной реальности многополярного мира и не допускать дальнейшего размывания системы международного права.
– В мире по-разному оценили решение Беларуси и России о размещении ТЯО на белорусской территории. Как Вы оцениваете этот шаг?
– Это суверенное решение государств-союзников. И при оценке этого решения нельзя не учитывать то, насколько широко размещено по миру ядерное оружие и какие заявления, касающиеся безопасности Российской Федерации и Республики Беларусь, звучат в их адрес из-за рубежа. На мой взгляд, все это еще раз указывает на то, насколько важно международному сообществу задуматься о реализации принципа неделимости безопасности.
– В настоящее время все чаще звучат заявления о том, что развитие военно-промышленного комплекса стран является показателем и залогом их суверенитета, и в большой степени сдерживающим фактором. Выскажите, пожалуйста, свое мнение на данный счет.
– Внимание к развитию военно-промышленного комплекса, оборонно-промышленного комплекса во всех странах мира сегодня возрастает – безусловно. Когда политические деятели некоторых государств, объединений государств говорят, что вопросы должны решаться на поле боя, это не может не повлиять на мнение и поведение других стран.
Те международно-правовые, международно-политические механизмы, которые после окончания Холодной войны могли бы обеспечить более высокий взаимный уровень доверия, за два-три прошедших десятилетия разрушены или ослаблены. Надо их восстанавливать – где это необходимо, надо их сохранять – где это возможно. И надо создавать новые, современные, адекватные масштабу современных угроз – это самое сложное. Взаимодействие ОДКБ и ООН во многом ориентировано именно на решение этой задачи, возможно, важнейшей задачи для современного мира.
– Госдума РФ 18 октября отозвала ратификацию договора о всеобъемлющем запрете ядерных испытаний (ДВЗЯО). 19 октября Беларусь приостановила действие договора об обычных вооруженных силах в отношении Польши и Чехии. Считаете ли Вы правильными эти шаги на фоне обострения ситуации в регионе?
– Мне представляется, эти шаги вызваны именно обострением ситуации, и не только в регионе. И особенно – стремлением не допустить дальнейшего обострения. Не Россия и не Беларусь создали нынешнюю ситуацию недоверия.
Хотел бы надеяться, что пройдет не очень много времени до того, как мир сможет начать формировать обновленную договорную базу и для запрета ядерных испытаний, и для регулирования обычных вооруженных сил. Но в текущий момент, до изменения подходов стран НАТО, это едва ли возможно.
– Незаконный наркотрафик является давней проблемой. Страны ОДКБ всегда проводили масштабные спецоперации по перекрытию путей транзита наркотиков. "Афганский героиновый трафик" до сих пор огромная проблема?
– Конкретные задачи стран ОДКБ в борьбе с наркотрафиком традиционно связаны с положением в зоне ответственности ОДКБ.
Территория Афганистана, действительно, до сих пор остается источником очень серьезных проблем. Проблем, от которых страдает и афганский народ, и люди во многих других странах мира. Многолетние действия западных союзников в Афганистане осложнили ситуацию и никак не приблизили к позитивному решению. Сегодня государства-члены ОДКБ стремятся сделать все, чтобы помочь нормализовать обстановку в этой стране. Наши действия включают, в том числе, дипломатические и социально-экономические меры, но в вопросах борьбы с наркотрафиком, борьбы с террористической угрозой, угрозой террористического экстремизма позиция, безусловно, была и будет самой жесткой.
Подчеркну, что если оставить афганское общество на произвол случайностей, то это не приведет ни к чему хорошему ни для страны, ни для региона, ни для всего мира.
– Еще одной проблемой является незаконная миграция. Где, по Вашему мнению, может быть следующий "миграционный взрыв", вызванный ситуацией в секторе Газа?
– Прежде всего международному сообществу важно приложить все усилия для прекращения гуманитарной катастрофы в секторе Газа, а затем – для выхода на нормализацию палестинско-израильских отношений. Миграционная проблематика – только один, не единственный и даже не ключевой момент, который сейчас требует внимания в этом тяжелейшем кризисе.
Вы правы в том, что нынешние события в секторе Газа действительно повлияют на проблему миграции. Но особенно – в том плане, что они осложнят, и уже осложнили, возможность государств совместно разрешать проблемы и кризисы. Вызванные этими событиями изменения в общественных настроениях в разных странах мира мы уже видим. И это серьезная политическая проблема, требующая политической работы, ответственной позиции политических сил, а не только действий правоохранительных органов и специальных служб.
– Как Вы оцениваете роль Беларуси в обеспечении коллективной безопасности в регионе?
– Оцениваю очень позитивно и очень высоко. Это касается и общего многолетнего вклада в деятельность ОДКБ, и председательства Республики Беларусь в Организации в нынешнем непростом году. Как генеральный секретарь, начало срока полномочий которого практически совпало с началом белорусского председательства, признателен коллегам за поддержку и в текущей, и в стратегической работе на благо всех государств ОДКБ. Думаю, будет полезно, если и страны, не входящие в состав ОДКБ, обратят дополнительное внимание на позицию Беларуси, связанную с поиском дипломатических решений, с поиском вариантов снижения международной напряженности и налаживания диалога и сотрудничества.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!