Дорогами Донбасса: репортажи от первого лица

Из библиотекаря в солдаты: история добровольца из Донбасса

Молодой библиотекарь из Донецка пошел добровольцем с начала СВО, был ранен, а теперь возрождает культурную жизнь в регионе.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Никита Олендарь – житель Донецка, получил высшее образование по технической специальности в 2014 году, но работать пошел в библиотеку. Для него, как и многих жителей региона, это время выдалось тяжелым: беспорядочные обстрелы ВСУ и разрушения в городах и поселках.
Ключевой точкой для него стал февраль 2022 года, когда началась военная спецоперация России. У Никиты была "бронь", но он решил пойти добровольцем. Там он провел четыре месяца – после полученных ранений бойца комиссовали.
Сейчас Олендарь заведует отделом социокультурной деятельности Донецкой республиканской библиотеки для молодежи.
Никита – интеллектуал, с отличным чувством юмора. Он много говорит о книгах, философии, русской идее. Здесь, в Донбассе, в условиях боевых действий выросло поколение молодых людей, и некоторые из них уже пишут книги о своем боевом опыте и том, как им приходилось выживать в условиях постоянных боестолкновений.
Корреспондент Sputnik Беларусь Александр Жибуль поговорил с Никитой Олендарем о начале СВО, жизни на фронте и перерождении Донбасса.

Люди ищут ответы

Интервью записывалось в детско-юношеской библиотеке Макеевки. В читальном зале немало людей – и подростков, и взрослых. Такая ситуация здесь – норма: люди охотно приходят в учреждение, да и книжные магазины никогда не бывают пустыми, отмечает Олендарь.
"Молодежь тянется к чтению. Я зачастую вижу представителей 14–35 лет, которые покупают очередную книгу. Домашние библиотеки у людей растут. Заходят они и к нам", – делится своими наблюдениями он.
По его словам, за время конфликта в Донбассе у людей уже сформировалась своя философия. Они ищут ответы на вопросы в литературе, книги, как говорит Никита, помогают абстрагироваться от регулярных "прилетов".
"Мама, я не могу встать": история жительницы Горловки и ее сына ― видео>>>

Начало СВО

Мобилизацию в ДНР в феврале 2022-го он помнит поминутно, тогда еще объявили и эвакуацию населения из Донецка.
"Эвакуация сопровождалась звуками воздушной сирены, образовались пробки из машин, которые отправились на границу – к Ростову-на-Дону. Царило ощущение больших событий, чего-то исторического", – вспоминает Олендарь.
Дальше началась мобилизация в ДНР. У Никиты – отца маленького ребенка – была "бронь", но он решил не отсиживаться дома.
"Я наблюдал, как едут грузовики с мобилизованными. Ощущал, что что-то упускаю", – рассказывает Олендарь.
Уже 23 февраля он со своими товарищами шел в военкомат, спустя день началась спецоперация РФ. Дальше, как у всех: учебка, полигоны – и в бой. Сначала по штату Никиту назначили помощником гранатометчика, потом он стал стрелком-санитаром.
Олендарь признается, что сначала было очень непросто, так как люди привыкли к определенным условиям комфорта, а здесь армия – совсем другое пространство, коллектив, лишения. В тяжелые моменты на фронте помогала взаимовыручка: бойцы поддерживали друг друга, приободряли, поровну делили еду и воду.
Детско-юношеская библиотека Макеевки
"Чувства были разные у всех в батальоне. Даже у тех, кто имел опыт боевых действий. Дело в том, что каждый новый конфликт – это уже другой опыт. Будучи ветераном одной кампании, нельзя говорить, что готов к следующей. Это неоправданная уверенность", – делится своими мыслями собеседник Sputnik.
Большая часть службы Никиты прошла на Времевском выступе (стык Запорожской области с ДНР – Sputnik). Направление непростое, неоднократно украинские войска пытались атаковать в этом месте, но безуспешно.
Детство, которого нет: как взрослеют дети Донбасса>>>

Книги и юмор

По словам Никиты, на фронт он взял карманное Евангелие и книгу Марка Аврелия "Наедине с собой". В особо тяжелые моменты они помогали ему "собраться".
"Это дополняющие друг друга книги, поскольку стоицизм перекликается с христианством. Они о миропонимании, кротости, принятии своей судьбы. В тяжелые моменты чтение помогало", – рассказывает Олендарь.
Нередко его товарищи на передовой шутили о смерти. Собеседник Sputnik отмечает, что черный юмор свойственен шахтерскому краю и позволяет приободриться в тяжелые моменты, отвлечься от происходящего.
"А на фронте тем более, юмор – необходимая часть. Если не высмеять иной раз какую-то ситуацию, то краски будут сгущаться. Зачем постоянно мусолить трагизм, если можно посмеяться. Во многом это выручало", – говорит Олендарь.
В окопе менялось и восприятие мира: Никита понимал, теперь он та самая живая сила, о которой пишут в военных сводках и наставлениях.
Последствия обстрела школы в Макеевке

Помочь военным и мирным

Олендарю в должности санитара на фронте приходилось помогать не только военным, но и мирным жителям, и очень часто на размышления о собственной безопасности не было времени.
"Кричат: "Нужен медик". И ты уже бежишь кого-то вытаскивать. Не думаешь, как судьба твоя сложится, где снайпер работает или "арта" бьет. Просто делаешь, в голове лишь мысли – сможешь ли помочь человеку, хватит ли навыков", – вспоминает он.
Один из памятных для него случаев произошел под Угледаром, когда украинские националисты ударили "Градами" по мирным жителям, и пострадала женщина.
Никита отчетливо помнит произошедшее. "Родственники содрогаются от страха и ужаса, идет потеря крови, времени медлить нет. Я переживал, но сумел собраться и оказать помощь. Бог миловал, те ранения, с которыми столкнулся я, оказались незначительными, тем более с учетом самого обстрела – все обошлось. Помощь оказал", – говорит мужчина.
О времени на передовой и своих поступках он рассказывает скромно. На деле же Никите нужно было оказать доврачебную помощь, стабилизировать бойца (остановить кровотечение), вытащить с поля боя и отправить на эвакуацию. Задача не из простых, особенно когда работает артиллерия.
"Кажется, ничего сложного, жгут наложить. Но когда по тебе бьет миномет, и ты это делаешь в положении лежа, ситуация обостряется. Опыт поразительный получаешь", – добавляет Олендарь.
Негаснущая свеча веры: как живут прифронтовые храмы Донбасса>>>

Ранение

Не удалось избежать ранений и Никите. Первый случай произошел на угледарском направлении, когда он вместе с другими бойцами попал под плотный минометный обстрел, а второй раз – в Донецке.
В результате Олендарь получил минно-взрывные, черепно-мозговые травмы, все это серьезно отразилось на здоровье, и его комиссовали.
"У нас вся жизнь – зона боевых действий. Гражданские испытывают не меньше трудностей, чем солдаты. По ним стреляют хаотично и по-варварски", – отмечает собеседник.

Перерождение региона

После лечения Никита вернулся на работу в библиотеку. Сейчас своей целью он видит развитие этого направления и культуры в целом.
"Хочется показать людям, что они причастны не только к чему-то ужасному, но и к перерождению региона. В таких кузнях, как Донбасс, куется ядро России. Судьба славянских народов решается здесь. Этот конфликт далеко не региональный. Даже в 2014-м, когда вспыхнули боевые действия, на защиту региона в ДНР и ЛНР ехали добровольцы с разных концов мира", – говорит библиотекарь.
Он считает, что жители Донбасса выбрали свой вектор – приверженность традиционным ценностям, России, и сейчас отстаивают свою независимость.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!