Танк на полосе и 15 часов за штурвалом: пилот о секретах "заоблачной профессии"

Ко Дню работников гражданской авиации пилот с 40-летним стажем Валерий Кулик рассказал Sputnik о секретах и суевериях своей профессии - почему он никогда не брал иголку в руки накануне вылета и перед каждым полетом звонил жене.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
В детстве многие мальчишки представляли себя за штурвалом самолета, рассекающего бескрайние облака. А уж тем более, если в семье отец или дед был пилотом. Но далеко не всем удается реализовать детскую мечту и погрузиться в эту "небесную романтику". Ведь чтобы управлять воздушным судном, мало знать физику и математику – нужно иметь почти идеальное здоровье. А еще быть готовым к тому, что учиться придется всю свою профессиональную жизнь.
У Валерия Кулика все пунктики сошлись воедино, и он стал пилотом гражданской авиации. Мужчина начинал летать на советском Як-18Т и был в числе тех белорусов, кто одним из первых освоил Boeing 737. За свою 40-летнюю карьеру Валерий побывал более чем в 50 странах мира, и всегда придерживался своей главной приметы.
Корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева пообщалась с Валерием Куликом и узнала, какими самолетами он управлял и какие нештатные ситуации происходили в небе.

По стопам отца

Валерий родился в Курске и с ранних лет прочувствовал "кочевой" образ жизни. Его отец был военным летчиком, и семья часто переезжала. Именно он привил сыну любовь к небу и облакам.
"Отец рассказывал, что, когда я еще был грудничком, он брал меня с собой на Ил-28. Конечно, я этого сам не помню. А так мы с папой довольно-таки часто летали. У него были короткие командировки. Мы тогда жили во Львове и летали в Москву и Сочи", – вспоминает Валерий.
Мальчишка мечтал пойти по стопам отца. А мать отговаривала сына от этой профессии из-за того, что в будущем жене будет тяжело ждать его с рейсов. К слову, так оно и получилось – за 40 лет супруга Валерия Николаевича так и не привыкла к постоянным полетам мужа. Как и не перестала бояться летать – для нее это по-прежнему волнительное мероприятие.
Супруга 40 лет ждала Валерия из рейсов и волновалась каждый раз, когда он отправлялся в новый полет.
"К этому нельзя привыкнуть. Потому что женщины всегда волнуются, переживают. Всегда перед взлетом я должен был позвонить жене и тоже самое делал, как приземлялся", – рассказал собеседник.

Слабый вестибулярный аппарат и "глухие" пилоты

Валерий освоил "заоблачную" профессию в Кировоградском военном авиационном училище. Кстати, он был учащимся первого набора в это учреждение в 1978-м. В советские годы училище было вторым (первое находилось в Актюбинске – Sputnik) в СССР высшим учебным заведением по подготовке инженеров-пилотов для гражданской авиации.
Так выглядит юбилейный значок выпускников Кировоградского авиационного училища.
По словам собеседника, в те годы было сложно поступить в училище, потому что оно приравнивалось к институту. Абитуриенты сдавали физику, русский язык, физическую подготовку и психологическое тестирование. Также учитывался средний балл аттестата. Но самое главное – чтобы не подкачало здоровье.
Как раз-таки с ним и возникли вопросы на предварительной медицинской комиссии. Валерию сделали замечание по вестибулярному аппарату. Юноша немного расстроился, но решил исправить ситуацию и смастерил качель в городском парке, где крутился на ней каждое утро. Так со временем натренировал вестибулярный аппарат. Кроме этого, быть в тонусе помогли занятия гандболом и современным пятиборьем.
С трудом верится, что этому бравому парню могли сделать замечание во время прохождения медкомиссии.
По словам Валерия, пилоты дважды в год проходят комиссию по здоровью. Чаще всего они "списываются" по слуху. Дело в том, что громкий звук, который возникает на взлете, оказывает сильное влияние на барабанные перепонки. Пилоты даже могут и вовсе потерять слух. Страдают они и от кислородного голодания на высоте и сухости воздуха.
"Воздух в кабине пилотов очень сухой. Если взять мокрое полотенечко, положить его на штурвал, то через 20 минут оно будет полностью сухим", - отметил собеседник.

От России до Мьянмы

Первый самостоятельный полет Валерий осуществил на учебном Як-18Т.
"Этот самолет очень интересный. Он как маленькое такси: два пилота сидят рядом, два штурвала. И сзади еще диванчик, на котором может сидеть два человека. Нам дали на нем 200 часов налета. Мы летали и крутили очень сложный пилотаж. Кстати, эти самолеты еще существуют", – рассказал Валерий.
На учебном Як-18Т Валерий Кулик совершил свой первый полет.
При выпуске из училища мужчина ловко управлял пассажирским АН-24. На нем он и начинал работать в компании "Аэрофлот", а в 1996 сменил авиаперевозчика на "Белавиа". Со временем Валерий переучился на ТУ-154, а последние 15 лет летал на Boeing 737.
Из 15 стран бывшего Советского Союза Валерий не был только в Кыргызстане. Больше всего ему довелось летать в Россию – там он приземлялся как минимум в 45 аэропортах. Еще больше 40 стран Европы, Африки и Азии удалось ему повидать за годы своей работы. Самый длительный полет Валерий совершил в прошлом году перед выходом на пенсию.
"Мы выполняли чартерный рейс в страну, в которую мало кто летает, - в Мьянму. Это бывшая Бирма на границе с Таиландом. Мы летели сначала до Дубая, а потом от Дубая через всю Африку, Индийский океан. В один конец с посадкой у нас получилось 15 часов. На обратном пути тоже было интересно – мы приземлялись в Эр-Риаде, столице Саудовской Аравии. Я там до этого ни разу не был", - поделился собеседник.
15-часовой рейс в Мьянму стал самым долгим полетом в карьере Валерия Кулика.
Также были длительные перелеты в Тайланд – туда белорусских туристов привозили на Новый год. Вместе с ним экипаж воздушного судна находился в командировке 12 дней.
В среднем за год Валерий летал по 500 часов, но в 90-е годы эта цифра упала до 50. В основном, это были так называемые "челночные" туры – когда белорусы заказывали рейсы в Китай, Индию, Южную Корею и привозили оттуда баулы с вещами на продажу.
Помогал Валерий и косовским беженцам, которые не по своей воле оказались раскиданными по всей Европе.
"Во время Югославской войны очень много косовских беженцев уехало в Европу. Потом когда она закончилась, мы летали в Приштину и свозили их обратно. Это были очень интересные полеты", - отметил собеседник.

Не "зашиться" в полете

Валерий не считает себя очень суеверным человеком. Но все же есть одна примета, которой он следовал все время, пока работал пилотом. Он ничего не шил и не пришивал перед полетом – в противном случае можно было "зашиться" в пути. И даже если прибывал в командировку на несколько дней, то тоже старался не брать иголку в руки.
Когда что-то забывал и приходилось возвращаться домой, то супруга просила посмотреться в зеркало.
"Я у нее спрашивал: "Зачем?" А она мне отвечала – чтобы чертиков не было сзади", - улыбается собеседник.
Наверное, следование своей главной примете помогло избежать сильных потрясений в пути. Правда, приходилось сталкиваться с трудностями из-за непогоды. Например, когда бывал в командировках в Пакистане, там жара достигала 47 градусов и советский самолет не мог завестись. В таких случаях рейс переносили.
За свою 40-летнюю карьеру Валерию Кулику довелось побывать во многих экстремальных ситуациях.
Сказывались на работе двигателя и сильные морозы.
"Мы летали на Север, возили вахты в Нижневартовск, Ноябрьский, Сургут. В общем в те края, где по 40 градусов мороза. Но мы возили с собой техсостав – людей, которые ехали заранее на самолет и разогревали его к полету. Потому что при такой температуре застывало масло", - пояснил Валерий.
Также опытный пилот рассказал, почему в прохладную погоду самолет перед взлетом обливают противооблединительной жидкостью.
"Крыло имеет такую интересную форму, при котором возникает подъемная сила на определенной скорости. А когда оно из-за снега и льда становится шероховатым и тяжелым, эта подъемная сила снижается и самолет просто не может взлететь", - рассказал Валерий.
Крыло самолета фигурирует на каждом памятном значке, посвященном авиации, которые собирает Валерий Кулик.

Родила над Каспийским морем

Дважды на борту воздушного судна рождались дети. Первый случай произошел в 90-е годы на рейсе Душанбе-Минск.
"При вылете из Душанбе к нам подошел капитан вооруженных сил и сказал, что мы должны забрать его беременную жену. А она на последних сроках беременности. Мы сказали, что не имеем права взять его жену. А он нам отвечает: "Тогда я выгоню танк на полосу и вы отсюда не улетите", - вспоминает Валерий.
После таких заявлений у Валерия не было другого выхода, как нарушить правила и взять на борт беременную женщину. Прямо над Каспийским морем она родила, и ее передали медикам на запланированной посадке в Ростове-на-Дону.
Четыре десятилетия Валерий Кулик проводил в самолете больше времени, чем дома.
Еще один случай произошел в Пакистане. На борту оказалась многодетная мать с тремя детьми, а четвертым она была беременна. "Мы летели из Исламабада в сторону Дубая. Ночью женщина вдруг вздумала рожать. Мы вынуждены были прервать полет и сели на запасной аэродром в Карачи. Но самое интересное, что в обоих случаях на борту оказались медработники. Но и наши девочки подготовлены ко всем таким нештатным ситуациям", - рассказал собеседник.
Валерий отвечал не только за дорогущие самолеты и жизни людей на борту. Была у него еще одна ответственная миссия - он "вводил в строй" начинающих пилотов. В прошлом году его торжественно встретили из рейса Москва-Минск, который стал для него последним в качестве пилота. Теперь вместе с супругой планирует летать в пассажирском кресле.
18 августа текущего года в День Воздушного Флота России Валерий встретился с коллегами в Москве, ранее в эту дату летчики отмечали День авиации СССР.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!