Первая "космическая" свадьба долгое время была в центре внимание прессы, и не только советской, но и мировой.
Однако информации все равно было мало, что и породило целую волну слухов, живущих и по сей день.
Например, считается, что пара образовалась исключительно как научный эксперимент: решили посмотреть, какая семья получится у двух людей, побывавших в космосе.
На фото: космонавты СССР Валентина Терешкова и Андриян Николаев направляются во Дворец бракосочетания для регистрации брака.
Другая популярная теория гласит, что пара поженилась по приказу высшего руководства страны, мол, якобы лично Никита Хрущев распорядился составить пару космонавтов. Однако те, кто был близко знаком с парой, эту версию с ходу отметали: слишком уж независимый характер у Валентины Терешковой, вынудить ее к такому невозможно. Кроме того, с мнением космонавтов считались.
К тому же, говорят, служебный роман заметили, когда он был уже в разгаре. На митинге в честь завершения полетов "Востока-5" и "Востока-6" Юрий Гагарин указал Хрущеву на стоявших рядом Терешкову с Николаевым и сказал, что пора их отправить во Дворец бракосочетания.
Хрущев ответил так: "Я не имею права послать их туда, пускай сами решают этот вопрос, но если даже вы меня не пригласите на свадьбу, то я все равно приеду".
К октябрю 1963 года о предполагаемой свадьбе уже вовсю писала западная пресса. Однако после того, как стало ясно, что пара собирается в ЗАГС в историю действительно вмешались высшие чины.
Космонавты хотели отметить свадьбу 2 ноября в Центральном Доме Советской Армии, собрав на торжество 250-300 человек. Оплатить все они собирались из своего кармана. Разумеется, хотели позвать и Хрущева.
На фото: директор комбината "Красный Перекоп" Михаил Магнутов и председатель фабричного комитета Таисия Петушкова (справа) упаковывают подарок к свадьбе летчиков-космонавтов СССР Валентины Терешковой и Андрияна Николаева.
Но 1 ноября генералу Николаю Каманину, который занимался подготовкой звездных экипажей и имел самое прямое отношение к подготовке бракосочетания Терешковой и Николаева, позвонили из ЦК и объявили — торжество пройдет 3 ноября в 13:00 в Доме приемов на Воробьевском шоссе, дом 42.
Все расходы — за счет правительства, количество приглашенных — не более 200 человек. Жених и невеста сами определяли, кого приглашать.
Вот отрывок записи из дневника Каманина за 2 ноября: "Я доложил Леониду Ильичу "(Брежневу – Sputnik) список приглашенных, образец билета, протокол всей церемонии во Дворце бракосочетания и на балу. Брежнев согласился со всеми нашими предложениями, только вычеркнул министров и членов Президиума ЦК, сказав, что от руководства будут лишь Хрущев, Брежнев и, возможно, Микоян.
Желающих попасть на эту свадьбу были миллионы, тысячи имели на это право, а попали только 200 человек. Все обиженные считают, что виновником их "несчастья" является Каманин. Сегодня у меня появилось столько врагов, что можно ожидать и неприятностей по службе. Из списка пришлось вычеркивать и министров, и маршалов, и друзей".
На фото слева – первый космонавт СССР Юрий Гагарин с супругой Валентиной.
Генерал Николай Каманин, несмотря на то что молодожены выглядели счастливыми, определил, что вряд ли так будет продолжительное время.
Через несколько дней после свадьбы, 10 ноября, в своем дневнике он оставил такую запись:
"От этого брака больше выиграет Николаев, а Терешкова может только потерять. Я буду рад, если ошибусь в своих прогнозах и Валя сумеет подчинить себе Николаева и тянуть его за собой. На космических дорогах Терешкова уже прошла свой зенит. Она могла бы засверкать яркой звездой, благодаря своей большой общественно-политической деятельности, но она все еще колеблется в выборе дальнейшего пути, ее еще крепко держит романтика космоса".
Андриян родился в патриархальной чувашской семье и предполагал, что и в его семье жена будет во всем слушаться мужа. Валентина тоже была из простой семьи, но с характером.
Первый конфликт, по воспоминаниям Николая Каманина, возник перед самой свадьбой.
Николаев хотел, чтобы будущая супруга взяла его фамилию, а Терешкова не хотела расставаться со своей, известной уже всей планете. В конечном итоге, решили, что она будет носить фамилию Николаева-Терешкова.
На фото слева направо: мать Андрияна Николаева – Анна Алексеевна, космонавт Юрий Гагарин, мать Валентины Терешковой – Елена Федоровна.
Свадебным подарком Хрущева должна была стать 4-комнатная квартира площадью 100 квадратных метров на Кутузовском проспекте, в доме, выстроенном для крупных работников ЦК.
Как писал Каманин, космонавты вскоре после свадьбы ее посмотрели, были вполне довольны, высказали свои пожелания по окраске комнат и попросили закончить ремонт к 20 ноября.
Однако в итоге они отказались от квартиры по неизвестным причинам.
После росписи в Грибоедовском Дворце Бракосочетания кортеж направился к Дому приемов.
Первый тост произнес Никита Хрущев: "Свадьба – дело особое, живое, молодое, задорное, и мы решили, чтобы на свадьбе было поменьше стариков. Правительство и ЦК поручили мне приветствовать новобрачных, что я и делаю с большим удовольствием. Я желаю Вале и Андрияну большого семейного счастья и новых успехов в их большом и благородном труде. Свадьба наших славных космонавтов – это событие мирового значения. За здоровье новобрачных!"
После банкета космонавтов ждали в Центре подготовки космонавтов, где праздновали еще до 11 вечера. Оттуда молодожены поехали домой – где их снова ждали примерно 60 человек родных и друзей. Лишь около половины второго ночи усилиями все того же генерала Каманина гостей удалось убедить разойтись и молодые смогли отдохнуть.
На фото: космонавт Павел Попович (на первом плане) поздравляет Терешкову и Николаева с бракосочетанием. Второй слева – Никита Хрущев.
В 1964 году у пары родилась дочь. О ней тоже говорили всякое: мол, последствия полетов сказались, ребенок родился раньше срока и с отклонениями.
Однако окружение отклонений, помимо обычного детского косоглазия, у малышки не замечало. Девочка выросла здоровой, с медалью окончила школу и с успехом медицинский институт.
О жизни в отчем доме и тем более отношениях родителей она ничего не говорит.
Как бы то ни было, в год ее совершеннолетия Терешкова и Николаев развелась.
Оба супруга никак не комментировали ни свой брак, ни свое расставание. Лишь однажды Валентина Терешкова обмолвилась о бывшем супруге: "В работе – золото, дома – деспот".