Картины Шагала дорожают с каждым годом, но у музея в Витебске денег нет

Стоимость картин определяют несколько факторов, и немаловажную роль в этом играет их дефицит и прозрачный провенанс.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИТЕБСК, 30 окт – Sputnik. Несколько аукционных домов выставили на продажу картины Марка Шагала, самым дорогим лотом станет "Над городом", которую попробуют продать 13 ноября на аукционе Sotheby’s. Полотно оценивают в 12–18 миллионов долларов.
Sputnik побеседовал с директором музея Марка Шагала в Витебске и узнал, возможно ли купить работы художника за относительно небольшие деньги, какую сумму областной центр готов выложить за его полотна и как французские музеи препятствуют приобретению работ витебского художника.

Искусство – это бизнес

"Искусство – это бизнес, и стоимость произведения, как и любого другого товара, формируют несколько факторов: во-первых, это имя художника, художественная ценность произведения, затем, скажем так, его "дефицитность", то есть количество представленных на рынке экземпляров. Понятно, что картины умерших художников ценятся дороже, ведь автор не может создать новые. Также важен прозрачный провенанс", – рассказала директор музея Ирина Воронова.
Она объяснила: провенанс – это официально проверенная и подтвержденная история о том, как произведение искусства попало в руки последнего его владельца. Каждый этап пути картины от старого владельца к новому должен быть отмечен и подтвержден. Прозрачность истории картины не просто отражается на ее стоимости, это своеобразный знак качества. А в том, что касается Шагала, провенанс проверяется Шагаловским комитетом, без его заключения на аукцион произведение не попадает.
"Несколько лет назад один литовский коллекционер предлагал купить у него картину Шагала. Это был небольшой этюд, где-то 20 на 30 сантиметров, 1968 года создания, но с хорошим, прозрачным провенансом, поэтому коллекционер запросил за картину 450 тысяч евро. У музея, к сожалению, таких денег нет, поэтому пришлось отказаться", – призналась Воронова.
По ее словам, произведения Шагала с каждым годом будут лишь дорожать, поскольку новых уже не появится, а спрос рождает рост цен. Например, в 2019 году на аукционе в Нью-Йорке картину "Любовники" продали за 28,5 миллиона долларов. А самым дорогим его полотном является "Над городом", выставленном в Третьяковской галерее, которое оценивают в 160 миллионов.
Воронова пояснила, что Шагал создал два варианта картины "Над городом". Первый холст, написанный в 1918 году, хранится в Третьяковской галерее, его размеры – 194 на 141 сантиметр. В ноябре будут продавать авторское повторение картины 1924 года, размером 91 на 67 сантиметров, с оценочной стоимостью 12–18 миллионов долларов. Последнее время оно принадлежало коллекционеру из Японии. Кстати, проданных за 28,5 миллиона "Любовников" аукционный дом тоже сначала оценил в 12–18 миллионов.
По словам Вороновой, законы рынка играют и в обратном направлении. Месяц назад наследники художника выставили на продажу большое количество тиражной графики Шагала. После появления на рынке такого количества гравюр стоимость графических листов Шагала резко упала. При этом всю выставленную графику раскупили за два дня.

Картина в Витебске

В витебском музее хранится оригинальная тиражная графика художника: офорты, ксилографии, литографии.
Время от времени городские власти поднимают вопрос о возможности приобретения для музея оригинальной живописной работы художника. Но надо понимать, что стоимость самого недорогого живописного произведения Шагала начинается от 250 тысяч евро. И это будет работа "не первого ряда". Понятно, что у города нет таких свободных денег.
Но даже и при наличии финансов, отметила собеседница, коллекционерам и заинтересованным институциям не всегда удается приобрести понравившееся произведение художника, поскольку его творчество является национальным достоянием Франции.
"Один из белорусских банков еще до 2020 года собирал коллекцию произведений искусства, и его представители на европейских аукционах покупали работы Марка Шагала. На одних из торгов представители банка попытались приобрести керамику и скульптуру художника, но тут же сотрудники Национального музея Марка Шагала в Ницце наложили вето на их продажу", – сообщила Воронова.
По французскому законодательству, если музей накладывает вето на продажу произведения искусства, то он имеет приоритетное право на приобретение его по стартовой цене.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!