Фото

На каких машинах ездили руководители СССР (фото)

На чем ездили Ленин и Сталин, кто дарил машины Брежневу и кому передаривал свои авто Хрущев – все о машинах вождей СССР в фотоленте Sputnik Беларусь.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Первые автомобили лидеров молодого советского государства – наследство, реквизированное у богатых купцов и промышленников. Своего автопрома в СССР тогда еще не было, а завод "Руссо-Балт" прекратил свою деятельность, да и советские партийные лидеры не жаловали автомобили Русско-Балтийского завода, в том числе и Владимир Ленин. Но все же один экземпляр для Ленина сделали с оглядкой на зимний вариант "Руссо-Балта" Николая II – с лыжами и гусеницами, но уже на базе Rolls-Royce.
Первым автомобилем, построенным в СССР для первых лиц страны, был ЗИС-115, огромный бронированный лимузин весом около четырех тонн. На нем ездил Иосиф Сталин, до этого передвигавшийся на американских авто.
С тех пор советские лидеры в основном передвигались на отечественных автомобилях, за исключением, наверное, Леонида Брежнева, который был страстным автолюбителем, и в его гараже было множество автомобилей различных марок.
1 / 12

Первый руководитель Страны Советов Владимир Ленин был не чужд роскоши.

Его первым автомобилем как руководителя страны стал Turcat-Mery 28 – как сейчас бы сказали, б/у. До Февральской революции машиной пользовалась старшая дочь императора Николая II Татьяна, затем Александр Керенский, а 27 октября 1917-го авто попало к Ленину. Впрочем, долго поездить не довелось – в декабре машину угнали. Ее удалось найти на финской границе и вернуть в гараж.

На фото: автомашина № 236 фирмы "Роллс-Ройс", которой пользовался Ленин в 1921-1922 годах.

2 / 12

Пока шли поиски, Ильич перемещался на ландо 1912 года Delaunay-Belleville 45 – еще одна машина из императорского гаража. Именно на ней Ленин попал под обстрел – сам не пострадал, а вот автомобиль восстановить не удалось.

Есть две версии, на каком авто он был в момент покушения Фанни Каплан: Rolls-Royce Silver Ghost или Renault 40 CV, в чем нет сомнений – обе машины относились к люксовому сегменту.

На фото: автомобиль Delaunay-Belleville 24HP на выставке "Гараж особого назначения" в парке "Сокольники" в Москве.

3 / 12

Особого упоминания заслуживают единственные в мире автомобильные сани на базе Rolls-Royce. Их для главы государства специально изготовили в 1921 году на Путиловском заводе, за основу было взято шасси Silver Ghost, кузов – от ателье Continental.

Такая машина понадобилась из-за того, что до любимой вождем дачи в Горках иначе по зимнему бездорожью добраться было сложно. Ленин машину очень полюбил.

После смерти Ленина именно на этих санях гроб с его телом доставили в Москву.

На фото: автомобиль "Роллс-Ройс" из Гаража Особого Назначения, которым пользовался В.И. Ленин, в мyзeе-зaпoвeднике "Гopки Лeнинcкиe".

4 / 12

С 1925 года в кремлевский гараж стали поступать американские автомобили различных марок – Buick, Cadillac, Lincoln, Packard. Иосиф Сталин сначала ездил на 8-цилиндровом лимузине Packard, но в 1933 году пересел на 12-цилиндровый фаэтон этой же марки.

В 1935-м руководителю СССР через американского посла передали подарок президента США Франклина Рузвельта – бронированный лимузин Packard Twelve массой свыше 6 т.

А вскоре наладили и свое производство: разработкой лимузинов для первых лиц занялся автозавод им. Сталина (ЗиС, позднее - автозавод им. И. А. Лихачева, ЗиЛ; Москва), в 1942 году вышел автомобиль высшего класса ЗиС-101.

На фото: Иосиф Сталин, Вячеслав Молотов, Анастас Микоян, Серго Орджоникидзе, Иван Лихачев у новой автомашины ЗИС-101 на территории Кремля.

5 / 12

Специально для Сталина выпускалась бронированная версия этой машины - ЗиС-115 массой 5 т, с двигателем мощностью 162 лошадиных силы.

Впрочем, руководитель СССР продолжал пользоваться и лимузинами Packard.

На фото: бывший автомобиль Иосифа Виссарионовича Сталина на ралли Рижского клуба антикварных автомобилей.

6 / 12

Никита Хрущев первоначально пользовался бронированным ЗиС-115 и кабриолетом ЗиС-110. В 1958 году конструкторы завода им. Лихачева с учетом американской автомобильной моды того времени разработали представительский ЗиЛ-111 и модификацию ЗиЛ-111В в кузове фаэтон.

Однако в целом можно сказать, что Хрущев к машинам был скорее равнодушен: иномарки, которые ему дарили, для официальных выездов не использовал, а зачастую вообще дарил. Так, Mercedes-Benz 300 SL был передан Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, лимузин Rolls-Royce Silver Cloud – дому-интернату пожилых большевиков, кабриолет Renault Florida отдал дочери Раде, а двухместный Fiat 2300 –сыну Сергею.

На фото: визит первого секретаря Центрального комитета Коммунистической партии Советского Союза, председателя Совета Министров СССР Никиты Хрущева во Францию.

7 / 12

Звание главного автолюбителя среди советских первых лиц без сомнения можно присвоить Леониду Брежневу.

Еще в 1939 году, работая в Днепропетровском обкоме партии, он пользовался американской легковой машиной Buick 90 Limited. В разные годы ему подарили Rolls-Royce Silver Shadow 1968 года выпуска (от американского предпринимателя Арманда Хаммера), Maserati Quattroporte 1968 года (от коммунистов Италии), несколько Mercedes-Benz различных моделей (включая подарок канцлера ФРГ Вилли Брандта), Cadillac Eldorado 1972 года (от президента США Ричарда Никсона) и Lincoln Continental 1973 года (от американских бизнесменов) – и это далеко не полный список.

На фото: генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев выходит из машины, прибывшей к Белому дому.

8 / 12

Одной из самых любимых его машин был Chevrolet Bel Air 1955 года выпуска (к слову, подарок Хрущева, позднее переподаренный Брежневым дочери Галине).

В 1973 году в Японии изготовили два эксклюзивных автомобиля Nissan President. Один построили в качестве служебной машины для японского премьер-министра, второй — для Леонида Брежнева.

Для официальных же выездов генсек использовал ЗиЛ-114, причем за время, когда Брежнев занимал высшие государственные посты, внешний вид модели обновлялся трижды – в 1967, в 1971 и в 1978 годах.

На фото: Nissan President 1973 года.

9 / 12

Официальной автомашиной Юрия Андропова был основной "кремлевский" лимузин ЗиЛ-4104, незначительно измененный внешне и получивший индекс ЗиЛ-41045.

На фото: салон автомобиля ЗИЛ-4104.

10 / 12

Константин Черненко, сменивший Юрия Андропова у руля страны, также пользовался представительскими автомобилями производства ЗиЛ.

На фото: автомобиль "ЗИЛ-115", на котором передвигался Константин Черненко, представленный в частном автомобильном музее в Тбилиси.

11 / 12

Салон лимузина "ЗИЛ-115", на котором передвигался Константин Черненко.

12 / 12

Основным официальным автомобилем последнего генсека ЦК КПСС, первого и единственного президента СССР Михаила Горбачева был ЗиЛ-41047 (модель 1985 года) традиционных для 1970-х годов угловатых форм.

Позднее была произведена бронированная модель базового ЗИЛ-41047, машины со специальной защитой кузова получили наименование ЗИЛ-41052.

На фото: официальный визит Михаила Горбачева в Итальянскую Республику. Бронированный лимузин "ЗиЛ-41052" Михаила Горбачева в сопровождении почетного эскорта мотоциклистов выезжает на улицу Рима.

Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!