В архиве входящих смс-сообщений своего телефона я храню адреса электронной почты организаций, с которыми работаю на постоянной основе. Иногда к ним добавляются различные SMS, которые вызывают профессиональный интерес.
Одному из таких SMS-ветеранов скоро исполнится два с половиной года. Текст сообщения, датированного 18 июня 2021 года, следующий: "Старт продаж машино-мест на Михайлашева 1А. (номер телефона удален редакцией – Sputnik), цена 3000$".
Это район новой многоэтажной застройки на границе Минска и Минского района – деревня Копище. Через дорогу находится коттеджный поселок деревни Валерьяново, а чуть выше, минуя немногочисленный оставшийся частный сектор Копищей, Новая Боровая, которая построена на территории бывшего стадиона Заря.
У меня это сообщение вызвало интерес по двум причинам. От моего дома до предлагаемого паркинга, где предлагалось купить машино-место, расстояние по диагонали не более полутора километров. Но каким образом у владельца паркинга мог оказаться номер моего сотового телефона? Я прописан в совершенно другом месте, до которого от Михайлашева ехать и ехать. Может, у строительной компании есть оборудование, которое позволяет определять геолокацию номеров сотового телефона тех, кто проезжает мимо паркинга?
Но вопрос утечки персональных данных для меня давно в силу возраста стал вторичным. Удивление вызвал сам паркинг. Это небольшая заасфальтированная и огороженная забором территория на окраине нового микрорайона. Знаменито это место в моем детстве было тем, что это была дорога, на которой тренировались картингисты.
Давайте посчитаем
Признаюсь честно, мне этот паркинг даром не нужен: живу в частном доме, где есть большой гараж и придомовая площадка для стоянки автомобилей. Профессиональный и обывательский интерес в этом случае оказался выше.
Я позвонил в компанию и подробно узнал размер машино-места. Они разные — 13,14 и 15 квадратных метра. Для простоты расчете взял место в 15 квадратных метра. Три тысячи разделил на 15 и получил 200 долларов за квадратный метр заасфальтированной земли. В сотке сто квадратных метра. Это значит, что стоимость одной сотки летом 2021 года в районе деревни Копище составляла в пересчете на доллары 20 тысяч долларов США.
В чем здесь интерес для интересующегося рынком недвижимости? В том, что в пределах района Боровая – Валерьяново – Копище земля Минским райисполкомом почти не продается — все практически занято. Земельный надел с постройками можно приобрести только на вторичном рынке.
Мы все время говорим о рынке недвижимости, смешивая два понятия – рынок самой недвижимости и рынок земли. Между ними есть малозаметная, но большая разница – земля, в отличие от того, что на ней построено, невоспроизводимый товар, данный природой раз и навсегда.
Метамарфозы рынка минской недвижимости
Мне могут возразить: есть предложение, значит есть спрос — это рынок. Но я рассматриваю этот вопрос в совершенно другой плоскости. Радикально изменился наш образ жизни. Мое смятение два года назад и сейчас связано с тем, что за год до этого я с большим трудом продал капитальный гараж в 18 квадратных метра с подвалом и смотровой ямой за рублевый эквивалент этой суммы. Год назад приятель продал такой же гараж на улице Мельникайте еще дешевле. И тоже был счастлив.
Как понимать то обстоятельство, что цена капитальной постройки сравнялась фактически со стоимостью земли? Все на самом деле просто. Гаражи для автомобилей на сегодня как объект недвижимости перешли в маргинальный уровень.
На автомобилях мы ездим круглый год, дачно-огородный фактор претерпел значительные изменения по сравнению с 80-90-ми годами прошлого века. Овощи на зимний сезон, которые по традиции хранились в гаражах, мало кто выращивает на дачах – дорого, дешевле и проще их купить на многочисленных ярмарках. Домашние закатки постепенно уходят в прошлое, и для таких, как я, капитальные гаражи превратились в "чемодан без ручки". В них хранят старые и не очень нужные вещи, которые жалко выбросить.
Сдать гараж можно, но и здесь есть свои подводные течения. Доход от сдачи небольшой, но никто не может дать гарантии, что арендатор будет использовать вашу собственность по прямому назначению. Он может организовать там коммерческий склад или ремонтную мастерскую. А в случае обнаружения такой "самодеятельности" контрольными органами у вас могут возникнуть неприятности.
В сегменте гаражной недвижимости исключение составляют гаражи в небольших гаражных массивах, которые находятся в шаговой доступности от дома.
От частного к общему
Это частная ситуация, на мой взгляд, отражает один парадокс нашей городской жизни, на который мы в силу своего потребительского эгоизма мало обращаем внимание. Все мы желаем приобрести жилье по максимально низкой цене. Желание застройщика получить максимальную прибыль тоже всем понятна.
Отсюда сверхвысотность жилых домов, их скученность (она дает возможность экономить на инженерных сетях), небольшие придомовые территории. При проектировании практически не учитывается тот факт, что на каждую квартиру должно полагаться одно машино-место. Точнее сказать, этот фактор учитывается при строительстве многочисленных паркингов в новых жилых массивах.
В Минске по-прежнему предпочитают ставить машины во дворах в центре
© Sputnik / Артем Бордовский
Но все упирается в наш менталитет: в паркингах всегда есть свободные места, а во дворах по вечерам порой сложно дойти до подъезда из-за заставленных машин. На паркинге ведь деньги платить надо, а дворы являются местами общего пользования и стоянка на них бесплатная.
Общее пользование во дворах очень условное понятие. По факту местами для стоянок автомобилей пользуются одни и те же жильцы, "застолбившие" за собой это место сразу после заселения. Связываться с ними мало кто хочет.
Я сегодня ментально не готов откликнуться на рекламу паркинга на Михайлашева. И, как показывает жизнь, я не один такой. За два с лишним года, если пересчитать в долларовом эквиваленте, цена машино-места упала в два раза. Сегодня оно предлагается за пять тысяч рублей. Есть ли спрос, сказать трудно – коммерческая тайна. Но по факту того, что реклама висит до сих пор, а машино-места сдаются уже помесячно, со спросом, видимо, не ахти-как.
При рассмотрении подобной покупки всегда возникает вопрос: "А что если?..." Если я захочу когда-то продать это машино-место из-за смены места жительства или по другим причинам, то кто у меня его купит? Если во дворе можно парковать автомобиль бесплатно, а здесь надо деньги платить, то выбор автовладельца очевиден.
Но это коммерческое предложение позитивно в том смысле, что из частной ситуации можно сделать общий вывод и предложение для застройщиков: при проектировании новых жилых домов учитывать необходимость машино-мест на придомовой территории, которые должны продаваться будущим жильцам. Это сделает наши дворы свободными, а построенные паркинги – заполненными и платящими налоги в бюджет.
Но помимо общего комфорта здесь есть и другой смысл – это демократично. В таких случаях я всегда цитирую фразу бывшего английского премьер-министра Маргарет Тэтчер: "Демократия – право на неравенство". За комфорт надо платить.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!