Временный поверенный в делах Израиля в Беларуси Цви Миркин в большом интервью Sputnik рассказал о реальной ситуации в зоне палестино-израильского конфликта, жертвах среди мирного населения и оценил возможности других стран в мирном урегулировании.
О нападении ХАМАС
Когда израильская армия ликвидирует военную мощь ХАМАС, тогда можно будет говорить о переговорах, пока эту тему обсуждать рано. А мы после того, что устроил ХАМАС на юге Израиля 2 недели назад, мы не видим возможности для переговоров. Больше полутора тысяч убитых, больше 200 заложников, убийства. Я видел фотографии, сделанные в поселках сразу после освобождения. Мы их не публикуем. С этими людьми, я их даже людьми затрудняюсь называть. Обезглавленные дети, сожженные трупы, надругательство над трупами. Это не те, с кем можно вести переговоры.
Следующий момент ― захвачены израильские граждане. Какие могут быть переговоры, пока они удерживают более 200 человек у себя? Торговаться с ними? Пока о переговорах говорить не имеет смысла.
Безусловно, был провал и армии, и спецслужб. Это было ясно и в открытую сказано и начальником Генерального штаба, и руководителями спецслужб. Это будет разбираться после войны. Сейчас наша задача ― воевать, потом разберемся… Но это не оправдывает тех, кто это сделал.
О гибели мирного населения
Мы делаем все, чтобы снизить ущерб, но в потерях среди мирного населения виноват только ХАМАС. У ХАМАС есть очень простой способ предотвратить потери среди мирного населения ― сложить оружие, освободить заложников, признать Израиль… Когда 7 октября наши войска вели бой с вторгшимися на нашу территорию террористами, слышать призывы к обеим сторонам прекратить огонь, извините, большего цинизма я не слышал. Представьте себе, что немцы жгут Хатынь, и в это время кто-то обращается к обеим сторонам с призывом прекратить боевые действия. Воспринимайте их как нашу Хатынь. Все эти прекраснодушные гуманисты, которые требуют от Израиля прекратить огонь, они фактически требуют нас отказаться от права на самозащиту.
Это не месть. Перед израильской армией стоит четкая задача — ликвидация военного потенциала ХАМАС, к сожалению, известно, что ХАМАС очень любят укрывать свой военный потенциал в жилых районах. Поэтому если в подвале жилого дома укрыты боеприпасы, а на крыше находится минометная батарея, в этой ситуации этот дом является легитимной целью. Израильская армия перед ударом по таким объектам, как правило, предупреждает жителей, но мы видели, как несколько дней назад, когда израильская армия обратилась к жителям Газы с призывом уходить на юг сектора, потому что север подвергнется атаке, ХАМАС призвал их остаться на местах, ХАМАС выставил блокпосты, не давая людям уехать, так кто виноват в потерях среди мирного населения? Войну начали не мы, войну начал ХАМАС.
О ракетном ударе по больнице в Газе
Есть факты. Есть отслеженная радарами траектория полета ракеты, есть перехваченный телефонный разговор, вы его можете найти в "твиттере" посольства, перехваченный телефонный разговор двух боевиков ХАМАС, которые обсуждают падение ракеты "Исламского джихада" на больницу. И, кстати, ракета упала не на больницу, ракета упала на парковку больницы. Поэтому я не уверен, что данные о пятистах убитых, о которых они говорят, соответствуют истине, Тем более, после этого мы не видели никаких больших похорон, а устраивать большие похороны они умеют. Подобные спектакли они устраивают очень хорошо. Поэтому это факты, причем факты, признанные уже большей частью западных стран.
Именно поэтому Израиль опубликовал данные с опозданием часа в полтора-два, потому что армия и прочие госструктуры перепроверяли данные несколько раз… Мы передали данные в том числе и нашим союзникам. Это был фейк. Я видел карту падений хамасовских ракет, у них проблемы с качеством продукции. У них там треть ракет падает на свои же районы, понятно, что они не будут это признавать. ХАМАС вообще я не помню, чтобы они признали свои провалы. Вот упала ракета, свалим на Израиль.
О создании Палестинского государства
Израиль никогда не отказывался от своей подписи под соглашениями 1994 года, но сейчас об этом говорить не время. Сейчас идет война. Сейчас мы устраняем непосредственную и очень серьезную угрозу, стоящую перед нами, поэтому когда мы решим эту проблему, будем заниматься всеми прочими. Сейчас у нас есть очень четкая цель. Вся страна работает на эту цель. Нам надо обеспечить свою непосредственную безопасность. Дальше будем говорить про все остальное.
Это не новый виток напряженности, это война. Это не "они постреляли, мы побомбили". Это война тотальная с врагом, который продемонстрировал свои намерения и не готов идти на переговоры. Когда ХАМАС пришел к власти в Газе, Израиль предъявил три условия, при которых он готов признать результаты этих выборов, на которых победил ХАМАС. Это признание ХАМАС Израиля, признание израильско-палестинских соглашений и прекращение террористической деятельности против Израиля. Ничего невыполнимого в этом нет. У ХАМАС было 18 лет на это. Но эта идея им в голову не пришла. Поэтому требовать от нас переговоров с теми, кто призывает нас уничтожить, согласитесь, нелогично.
О возможном расширении конфликта
Я все же надеюсь на благоразумие прочих региональных игроков, которые знают, что Израиль в состоянии ответить. Все же будем надеяться на их благоразумие, что они ограничатся декларациями. Я не говорю, что на севере сейчас спокойно, но спокойнее, чем могло бы быть, потому что все же они очень хорошо помнят, что такое, когда израильская армия наносит удар в полную силу.
В арабских странах хорошо понимают, что такое ХАМАС. Понимают лучше, чем, например, в Европе. Им не нужны переводчики, чтобы услышать заявления руководителей ХАМАС. Иллюзии бывают только у прекраснодушных гуманистов, которые требуют от Израиля не защищать себя.
О жутких фактах после нападения ХАМАС
Израиль получил сейчас беспрецедентную поддержку, потому что на Западе все увидели, с кем мы имеем дело. Мы не публикуем широко материалы из этих поселков, но мы их демонстрируем на закрытых встречах, реакция достаточно показательная.
В Израиле сейчас мобилизованы стоматологи, потому что часть трупов находится в таком состоянии, что идентифицировать их можно только по зубам. В стоматологических клиниках ищут результаты рентгена людей, которые есть в списках погибших и пропавших без вести, и мобилизовали стоматологов для идентификации трупов.
С нашей точки зрения ответственные абсолютно ясны. Ответственны те, кто начал. Те, кто инициировал. Напомню, что это было внезапное нападение. Да, есть недосмотр наших служб, но это не оправдывает тех, кто это сделал.
Рекомендации белорусам в Израиле
Как себя вести, я могу сказать тем, кто живет в Израиле, ― внимательно слушать указания командования тыла и неукоснительно их выполнять. По функциям это аналог вашего МЧС. Это структура, отвечающая за гражданскую оборону и спасательные работы. В подобных ситуациях командование тылом публикует во всех СМИ на разных языках указания, как себя вести и что делать при объявлении тревоги.