Необыкновенное чудо Марка Захарова: к 90-летию со дня рождения режиссера

Одному из самых культовых советских режиссеров театра и кино, руководителю легендарного московского "Ленкома" Марку Захарову 13 сентября исполнилось бы 90 лет.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Хотя жизнь Марка Захарова состоялась "не благодаря, а вопреки", можно сказать, что судьба благоволила ему.
Родился Марк Захаров 13 октября 1933 года в Москве. О своем появлении на свет он написал: "Мой ХХ век начался 13 октября 1933 года в родильном доме у Грауэрмана на Арбате. Оттуда я был привезен на Красную Пресню в коммунальную квартиру на тихой улице Заморенова, где прожил до 21 года".
Главный режиссер и художественный руководитель Московского государственного театра "Ленком" (ныне "Ленком Марка Захарова"), народный артист СССР Марк Захаров во время выступления на митинге-концерте у здания Дома Советов РСФСР (ныне Дом правительства РФ) в День города Москвы 31 августа 1991 года.
Его отца Анатолия Ширинкина революция застала в Воронежском кадетском корпусе. Его отцу было 16 лет, когда в Воронеж вошел генерал Шкуро. Он принял решение вступить в Добровольческую армию, но сделать сразу этого не смог — у него не было хороших сапог.
Со своей матерью он обратился к лучшему сапожнику, но поздно получил свой заказ — сапожник запил. А когда сапоги были готовы, то оказалось, что они на два размера меньше, но к этому времени в город вступила красная конница и он с большим удовольствием вступил в Красную армию.
Воевал с Пилсудским и сумел остаться живым. С арестом ему тоже повезло — он был арестован в "вегетарианском" 1934 году и получил символический срок – три года с последующей высылкой. Мать, бросив учебу в театральной студии последовала за мужем. В 1949 году отец Захарова был выслан во Владимирскую область из-за своей судимости, несмотря на то, что прошел всю войну.
Режиссер театра "Ленком" Марк Захаров с дочерью Александрой Захаровой
Своим появлением на свет, по мнению самого Захарова, он обязан бабушке — Софье Николаевне Бардиной, которая в 1920 году во Владивостоке решила не плыть вместе с мужем — колчаковским офицером – в Австралию, а с дочерью вернулась в Москву. До войны Софья Николаевна заведовала образцово-показательным детским садом в Москве и создала внуку условия, недоступные по тем временам абсолютному большинству его сверстников.

В театр по совету матери

В школьные годы театральную карьеру Марк Захаров всерьез не рассматривал. Учился он плохо, без троек смог закончить только 10-й класс. Но в мужской школе (тогда было раздельное обучение мальчиков и девочек) он быстро стал лидером по шуткам.
Вскоре у них образовалась "мужская" компания, которая стала называть себя "Хивой". В компании их было шестеро, а к моменту написания мемуаров Захаровым осталось только четверо. Один из них стал крупным конструктором ВПК, другой попал в систему МИДа, а в 70-е годы, как писал Захаров в своих мемуарах, работал в США Штирлицем, третьим был Леонид Новоторкин, в четвертым – сам Марк Захаров.
Советский режиссер, художественный руководитель и главный режиссер Московского театра имени Ленинского комсомола Марк Захаров в 1973 году.
После школы Захаров отправил документы в Военно-инженерную академию, но с 58-й статьей отца ему там делать было нечего. Он решил поступать в Московский инженерно-строительный институт.
Друзья по "Хиве" решили, что сложные экзамены не обязательно сдавать самому. Сыграть в экзаменационную рулетку решили трое: Захаров, "Штирлиц" и Евгений Ревазов по прозвищу "Князь". Захаров сдал экзамен по английскому за Штирлица в "Бауманке" на "четверку", а "Князь" такую же оценку получил на экзамене по физике в МИСИ, который сдавал вместо Захарова. Но для престижного факультета в МИСИ этого оказалось мало: предложили идти учиться на факультет "водоснабжение и канализация". По совету матери Захаров поступил в ГИТИС на актерский факультет.

Провидение

В поиске ответа на вопрос, что его вело по жизни, Марк Захаров пришел к выводу, что это было Провидение. Он с легкостью расстался с Москвой в 1955 году после окончания института, вместе с женой – актрисой Ниной Лапшиновой отправился работать в Пермский областной драматический театр, хотя мог навсегда потерять московскую прописку. С такой же легкостью спустя три года в 1958 году он вернулся в Москву в театр имени Гоголя. "Паровозиком" передвижений Марка Захарова по театрам в первой половине 1960-х годов была его жена.
1965 год стал для Захарова рубежным. Режиссерские опыты, начатые в Перми, закончились. С должности режиссера Московского театра сатиры началась его полноценная режиссерская работа.
Актриса театра Инна Михайловна Чурикова (слева) и режиссер-постановщик Марк Анатольевич Захаров (справа) во время репетиция спектакля "Иванов" по пьесе А.П. Чехова.
После первого самостоятельно поставленного спектакля – "Доходное место" по Островскому в 1967 году – он стал заложником чужого конфликта. Спектакль стал поводом для выяснения отношений между двумя гранд-дамами идеологического сектора того времени — министром культуры Екатериной Фурцевой и секретарем Московского горкома КПСС по идеологии Аллой Шапошниковой. По партийному статусу того времени эти две дамы были равнозначны. "Доходное место" Фурцева отнесла к идеологическим просчетам МГК КПСС. И спектакль закрыли.
Вторым запрещенным спектаклем стал "Банкет", поставленный по комедии Аркадия Арканова и Григория Горина. Этот спектакль был запрещен по инициативе министра финансов СССР Василия Гарбузова.
Кадр из фильма "Обыкновенное чудо"
Когда, по словам самого Захарова, его режиссерская карьера повисла на волоске, Андрей Гончаров пригласил его в театр имени Маяковского поставить собственную сценическую версию фадеевского "Разгрома". После вызвавшей восторг премьеры на горизонте судьбы Захарова снова появилась его "добрая фея" Алла Шапошникова. Она не смогла смириться с тем, что фамилия у командира партизанского отряда Левинсон.
Спектакль и самого Захарова спасла вдова Фадеева актриса Ангелина Степанова, которая была в восторге от Армена Джигарханяна в роли Левинсона. Она обратилась за помощью ко второму человеку в КПСС Михаилу Суслову, личный просмотр спектакля которым снял все вопросы.
Последняя серьезная аппаратная схватка (сдачи спектаклей не в счет) с партийным чиновничеством у Марка Захарова произошла в 1973 году, когда первый секретарь Московского горкома КПСС Виктор Гришин, несмотря на категорическое несогласие министра культуры Екатерины Фурцевой, назначил его на должность главного режиссера Московского театра имени Ленинского комсомола.
Президент России Борис Ельцин (справа) беседует с художественным руководителем московского театра имени Ленинского комсомола Марком Захаровым.
С высшими партийными работниками вплоть до перестройки Марк Захаров всегда держал некоторое расстояние. С будущим первым президентом России Борисом Ельциным он познакомился в 1989 году во время выдвижения кандидатов в народные депутаты СССР. Но то знакомство было мимолетным.
Ближе они познакомились, когда Захаров пригласил опального Ельцина на премьеру спектакля Михаила Шатрова "Диктатура совести". Олег Янковский в этом спектакле ходил по залу с микрофоном, предлагая зрителям высказаться на острые темы. Ельцин что-то тоже сказал в микрофон коротко и толково.
Захарову нужно было как-то подвезти гостя на машине домой. Но с автомобилями в то время было не ахти как. Выручил электрик театра, предложил подвезти Ельцина на своем "Запорожце". Никому, в том числе и самому себе, Марк Захаров так и не смог объяснить, как ему удалось затолкать в легенду советского автопрома Бориса Ельцина.

Звездный театр

Наши ассоциации с "Ленкомом" связаны прежде всего с легендарным спектаклем "Юнона и Авось". Этот спектакль был и остается визитной карточкой захаровского "Ленкома". У него своя судьба, свои герои. На мой взгляд, он появился вовремя – звезды сошлись. Православные песнопения в рок-обработке группы "Аракс", звездный актерский состав. Этот спектакль был обречен на признание.
Заслуженный артист РСФСР Николай Караченцов (на первом плане) в роли графа Резанова в рок-опере А. Рыбникова "Юнона и Авось" на сцене театра имени Ленинского комсомола (ныне - Московский государственный театр Ленком Марка Захарова).
Продюсерский талант Марка Захарова всеми воспринимался, как естественное продолжение его как режиссера. Он был всеядным и не был жадным — сам активно работал в кинематографе, снимал фильмы и давал сниматься своим актерам.
К великим русским актерам в его театре можно отнести по максимуму троих, но все его актеры были звездными — Евгений Леонов, Александр Абдулов, Николай Караченцов, Татьяна Пельтцер, Леонид Броневой и другие. Театр — это 1500-2000 мест в зале, а кинематограф — это вся страна. Захаров знал цену публичности, которая монетизируется хотя бы в том, что спектакль с известным актером сложно запретить. Важно не только то, что сказано со сцены, но и кем сказано.
Главный режиссер Московского театра им. Ленинского комсомола, заслуженный деятель искусств РСФСР Марк Захаров и народная артистка СССР Татьяна Пельтцер встречаются с жителями Кемерово, 1986 год.
Это все пришло к нему из "Сатиры", с актерами которой помимо режиссерской работы Захаров на протяжении 15 лет работал как один из сценаристов "Кабачка 13 стульев". Вся страна говорила о театре "Сатиры", держа в уме эмоции от актеров этого театра, игравшего в легендарном "Кабачке". "Ленком" Марка Захарова начался в театре "Сатиры".

Чурикова и Янковский

Из всего звездного коллектива "Ленкома" Марк Захаров всегда выделял Инну Чурикову и Олега Янковского, называя их "хребтом" театра. Ему было сложно с ними обоими, но без них он обойтись не мог. Свое состояние с этими двумя великими актерами в книге мемуаров он назвал просто: "Актерское раздвоение с Инной "Чуриковой и Олегом Янковским".
У Марка Захарова игра Чуриковой, которую в Госкино отнесли в список нежелательных актрис по причине невыразительной внешности, вызывала трепет. Внутреннее состояние на сцене становилось внешним. Ее игра в роли бабушки Антониды в "Варваре и еретике" вводила в транс весь зал.
Режиссер театра Ленинского комсомола Марк Захаров, драматург Михаил Шатров и артист Олег Янковский (слева направо).
Премьером "Ленкома" Олега Янковского сделала чеховская "Чайка". Тригорина он играл "достоверно, парадоксально и смешно". Но Янковский нужен был Захарову и в другой ипостаси — он помогал ему строить тот "Ленком", который мы знаем.
С Олегом Янковским Марка Захарова объединяло многое, если не все. Их никогда не было много, всегда все в меру. Они со всеми могли найти общий язык и для всех были своими, не размениваясь по мелочам.
Марк Захаров прожил долгую и насыщенную жизнь, скончавшись 28 сентября 2019 года. Что осталось после него? Прежде всего его фильмы: "12 стульев", "Обыкновенное чудо", "Тот самый Мюнхгаузен", "Дом, который построил Свифт", "Формула любви", "Убить дракона" и многочисленные спектакли, ставшие классикой и знаком своего времени.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!