Россия отзывает ратификацию Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, мотивируя это решение, по словам замминистра иностранных дел Сергея Рябкова, тем, что "другого выбора, кроме как отбалансировать" ситуацию и поставить страну в равные условия с США, у властей нет.
Страх эскалации
Как сказал Рябков, "президент дал директиву отзеркалить то, что мы имеем в ситуации с США. Он сказал, что отзыва ратификации будет достаточно. Мы тоже этим руководствуемся и рассчитываем, что сигнал до Вашингтона дойдет <…> и там все-таки озаботятся тем, что нужно что-то сделать для решения застарелой проблемы – ратификации договора".
Российский МИД подготовит законопроект, который отменит первый пункт федерального закона о ратификации. Как сказал Рябков, восемь государств, включая США, которые до сих пор не ратифицировали договор, "по сути дела лишают его возможности вступить в силу" и "здесь нужен какой-то сдвиг".
Уже на недавнем Валдайском форуме, одна из заявленных тем которого касалась роли ядерного оружия (ЯО), президент России Владимир Путин заявил о том, что в случае необходимости Россия может отозвать ратификацию договора о запрете ядерных испытаний в качестве "зеркального ответа". И вот такая необходимость настала. Суть ядерного сдерживания как раз состоит в том, чтобы продемонстрировать реальность намерений нанесения неприемлемого ущерба.
Летом 2023 года почетный председатель президиума негосударственного Совета по внешней и оборонной политике, который видит своей задачей содействие выработке и реализации стратегических концепций развития России, ее внешней и оборонной политики, Сергей Караганов опубликовал статью с красноречивым названием: "Тяжкое, но необходимое решение. Применение ядерного оружия может уберечь человечество от глобальной катастрофы".
В ней он пишет о том, что происходит немыслимое с точки зрения прежних представлений о ядерном сдерживании – правящие круги группы стран в припадке отчаянной ярости развязали полномасштабную войну на границах Союзного государства, обладающего мощнейшим ядерным потенциалом. Далее автор отмечает: "Страх ядерной эскалации нужно восстанавливать. Иначе человечество обречено". По его мнению, придется восстанавливать убедительность ядерного сдерживания, понижая недопустимо задранный порог применения ядерного оружия.
И первые шаги к этому уже сделаны, в том числе "началом развертывания в Беларуси ядерного оружия и его носителей, повышением боеспособности сил стратегического сдерживания". Сергей Караганов считает, что если Запад окончательно потеряет чувство самосохранения и продолжит попытки повторения "украинского сценария" в более значительных масштабах, "тогда придется бить по группе целей в ряде стран, чтобы привести в чувства потерявших разум".
Справедливая многополярность
Такую угрозу стоит рассматривать в контексте стратегического сдерживания и к тому же как "обмен любезностями" с американской стороной, которая не осталась в долгу и прямо угрожает России ядерным оружием. Так, в конце сентября на сайте НАТО была размещена статья бывшего сотрудника Пентагона Г. Уивера, призывающего альянс активно готовиться к возможной войне против Российской Федерации с применением тактического ядерного оружия.
В своих рассуждениях Уивер заходит гораздо дальше, чем Сергей Караганов, подтверждая тем самым правильность избранной российским политологом ядерной тональности. Натовский автор считает, что традиционного ядерного сдерживания, основанного на принципе гарантированного взаимного уничтожения, в случае полномасштабного конфликта с Россией недостаточно.
По его мнению, между Россией и НАТО возможен военный конфликт с применением обычных и тактических ядерных вооружений. Дескать, поэтому Североатлантический альянс должен быть подготовлен к нему. В контексте подобных рассуждений посмотрим правде в глаза: Карибский кризис в свое время позволил превратить ядерный паритет в долгосрочный фактор реальной политики, что привело и к установлению равновесия в системе сдержек и противовесов биполярно мироустройства.
Как только не стало сдерживающего фактора в лице СССР, Америка сразу зарвалась. Ее пиррова победа в холодной войне превратилась в перманентную угрозу не только всему миру, но и ей самой. Опыт последних десятилетий показал, что однополярный мир попросту неосуществим. Между прочим, тема юбилейного XX Валдайского форума так и звучала: "Справедливая многополярность: как обеспечить безопасность и развитие для всех".
Как сказал на форуме Владимир Путин, идеологическое противоборство никогда не закончится, но осознание ценностей будет усиливаться, а баланс будет достигаться за счет компромиссов. Американская тенденция додавить и передавить для поддержания своей гегемонии к добру не приведет. В его понимании "перед нами, по сути, стоит задача строительства нового мира". Он также напомнил, что западное влияние в мире – "огромная военно-финансовая пирамида", основанная на перераспределении и присваивании чужих ресурсов.
На вопрос "Не устарела ли ядерная доктрина России?" Путин ответил: "В российской военной доктрине существуют две причины применения ядерного оружия: первая – ответ в случае запуска ракет по нашей территории. На сегодняшний день для агрессора не будет шансов на выживание в случае нашего ответа. А вторая – если под угрозу ставится существование государства, даже с применением обычных ракет. Не вижу необходимости менять это. Никакому человеку в здравом уме не придет в голову применить ядерное оружие против России".
Меморандум №68
США – единственная страна в мире, которая применяла и ядерное, и химическое оружие, а также активно испытывала биологическое оружие на населении в рамках соответствующей программы. Уже через три месяца после атомных бомбардировок японских городов Хиросима и Нагасаки в октябре 1945 года Пентагон по указанию президента США Трумэна стал разрабатывать "Тоталити" – секретный план ядерной войны против СССР.
Он был первым из серии аналогичных экстренных военных американских планов. Одновременно с разработкой "Тоталити" в декабре 1945 года американцами было проведено исследование "Стратегическая уязвимость СССР для ограниченного воздушного нападения", в котором рассматривался сброс 20-30 ядерных бомб на 20 советских городов.
Уже после американских ядерных бомбардировок японских городов острая необходимость в ядерном сдерживании стала очевидной. СССР форсировал разработку собственного ядерного оружия, которое было создано в 1949 году, позволив охладить пыл "атомных стратегов" США.
Как отмечают специалисты, план "Тоталити" возглавил череду разрабатываемых в дальнейшем руководством США военных планов по превентивным действиям против СССР с применением ядерного оружия, таких как: "Пинчер" (июнь 1946 г.), "Бройлер" (1947 г.), "Бушвэкер" (1948 г.), "Кранкшафт" (1948 г.), "Хафмун" (1948 г.), "Флитвуд" (1948 г.), "Когвилл" (1948 г.), "Оффтэк" (1948 г.), "Чариотир" (1948 г.), "Дропшот" (Dropshot, 1949 г.), "Троян" (1949 г.).
Уже на заре гонки ядерных вооружений в 1950 году США разработали специальный Меморандум Совета национальной безопасности № 68. Он исходил из того, что даже полное поражение намеченных целей при атомной бомбардировке городов СССР не сможет обеспечить успех наземных операций США в Западной Европе.
Относящийся к тому же времени (1949 год) пентагоновский план "Дропшот" предполагал, что ядерное оружие будет использоваться обеими сторонами. Другие виды оружия массового уничтожения (радиологическое, биологическое и химическое оружие) могут быть использованы любой стороной с учетом соображений ответного удара и эффективности.
Этот план тотальной войны против СССР, рассекреченный лишь в 1978 году при Джимми Картере, не ставил ядерные бомбардировки на первое место, но количество ядерных бомб, которые планировалось сбросить на советские населенные пункты и объекты военного назначения, могло бы уничтожить большую часть населения и 85% индустриального потенциала страны. Как сказал русский классик, мир спасет красота. А в современных условиях еще и ядерное сдерживание.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!