Вопрос единой валюты БРИКС, поднятый на Валдайском форуме, стал напоминанием о том, что созданная на основе доллара мировая финансовая система постепенно разрушается, о чем как раз заявил президент России Владимир Путин.
В БРИКС, по его мнению, создание единой валюты теоретически возможно, но сначала надо добиться паритета в развитии экономик.
Новая мировая валюта?
"Что касается БРИКС, нам сейчас нужно не единую валюту создавать, а нам нужно наладить систему расчетов, создавать финансовую логистику с тем, чтобы обеспечить расчеты между нашими государствами. Переходить на расчеты в национальных валютах", – сказал на Валдайском форуме Путин, еще раз подтвердив российский курс на дедолларизацию.
Она обусловлена не только здравым экономическим смыслом, но и элементарным чувством самосохранения. Неслучайно отказ от доллара – наиболее неприятная для представителей американского правящего класса тема, воспринимаемая как сигнал к жесткой экономической конкуренции и войне.
Известно, что Америка не прощает отступничества от долларового догматизма. И если внимательно проанализировать военные интервенции США последних десятилетий, то в их бэкграунде – наказание таких отступников с одновременным насаждением доллара при помощи военной силы. С каждым годом Америке становится труднее вести войну со всем миром, в котором ширится осознание токсичности доллара как валюты накопления и взаиморасчетов даже среди американских сателлитов.
Иракский лидер Саддам Хусейн в свое время был верным союзником США, ведя в их интересах войну против Ирана, а также близким деловым партнером клана Бушей и нефтяной компании Texaco. Но что-то пошло не так в их взаимоотношениях, и он оказался в эпицентре "Бури в пустыне".
А стоило Саддаму в начале 2000-х перевести иракские нефтяные сделки из доллара в евро, американцы быстро нашли возможность оторвать ему голову в прямом смысле этого слова – в результате казни через повешение. Это запечатлела любительская видеосъемка, выложенная в Сеть, чтобы другим неповадно было.
Аналогична судьба полковника Муаммара Каддафи, вина которого заключалась лишь в стремлении построить социально ориентированную экономику для африканских стран и отказаться во взаиморасчетах от доллара. Он был застрелен после пыток во время инспирированных в результате военной интервенции НАТО массовых волнений.
Выстрел в голову ливийского лидера произвел с ведома США французский агент по заказу тогдашнего президента Франции Николя Саркози, задолжавшего полковнику $50 млн. Без Каддафи экономика Ливии пошатнулась, а процветавшая в прошлом страна погрузилась в пучину этнических междуусобиц.
Американцы на этом не остановились, они добрались и до европейских долларовых отступников. Бывший глава МВФ Стросс-Кан, оказавшись в эпицентре "медового" скандала и посидев три месяца в одиночной камере, на себе испытал, каково это – призывать к введению новой мировой валюты.
Греческий огонь
В отношении сроков создания единой валюты БРИКС Владимир Путин на Валдайском форуме сказал, что "это очень дальняя перспектива… Еврозона перешла к евро – единой валюте, не подумав о том, как она будет работать в отношении стран с разным уровнем экономического развития, и возникли проблемы. Ну зачем нам наступать на те же самые грабли?" Путин считает, что надо работать над совершенствованием всей финансовой системы.
Годом ранее в приветственном слове участникам делового форума БРИКС 22 июня российский президент высказался более предметно, отметив, что вопрос создания международной резервной валюты на основе корзины валют стран БРИКС находится в проработке. Путин тогда сказал, что совместно с партнерами по БРИКС ведется разработка надежных альтернативных механизмов международных расчетов.
Прозвучавшая из уст российского президента на Валдайском форуме параллель с еврозоной побуждает внимательнее изучить те самые грабли, на которые можно наступить в ходе строительства валютного союза. А ведь такой союз находится в фокусе внимания не только БРИКС, но и ЕАЭС, и Союзного государства.
Патовые ситуации финансового характера в еврозоне, такие как перманентный экономический кризис в Греции, возникают из-за нарушения внутренних правил игры, установленных самими же архитекторами ЕС. Та же Греция уже при вступлении в еврозону в 2001 году не соответствовала ни одному из пресловутых маастрихтских критериев, согласно которым государственный долг страны-кандидата не должен превышать 60% ВВП.
Страну во что бы то ни стало втаскивали в еврозону, рассчитывая на расширение сферы влияния евро и связанные с этим дивиденды, а потом в пожарном порядке за счет более сильных стран спасали греческую экономику. Но даже при этом с развитием долгового кризиса в невыполнении требований Маастрихтских соглашений по допустимому объему дефицита бюджета были замечены все страны ЕС, кроме Финляндии и Люксембурга.
Системная проблема ЕС заключается в противоречии между кредитно-финансовой политикой, централизованно контролируемой ЕЦБ, и налогово-бюджетной, проводимой каждой страной по отдельности. Как показывает опыт, даже экономически благополучные страны ЕС в период кризиса пытаются компенсировать это противоречие игнорированием требований Маастрихтских соглашений. Еврозона больше похожа на валютный союз любой ценой, которая одновременно является и ценой химеры евроатлантического доминирования.
Экспорт нестабильности
Химера в политическом смысле тем и отличается, что союзничество в ней мнимое. Вот и евро воспринимается архитекторами Федеральной резервной системы (ФРС) США как потенциальный вызов доллару, ответом на который стала внешняя управляемость ЕС. А это возможно только на основе насаждения управляемых кризисов, что и наблюдается в современной Европе. Ее элита насквозь американизирована.
Как сказал на Валдайском форуме президент Путин, мировая финансовая система не является идеальной, сбалансированной и отвечающей интересам всех стран. Если развивать его мысль в отношении доллара, то он становится токсичной валютой, что особенно проявляется на фоне антироссийских и антибелорусских западных санкций.
И российские, и белорусские предприятия благоразумно уходят от доллара, ведь санкционные риски в любой момент могут реализоваться и в арестах счетов, и в замораживании денег, и в блокировании сделок, что уже происходило. Например, в российско-китайском торговом сотрудничестве были прецеденты, когда банки отказывались обслуживать сделки в долларах.
Поэтому внешняя торговля с Китаем полностью переведена на национальные валюты. Это планомерно происходит и в рамках ЕАЭС, где доля расчетов в национальных валютах уже перешагнула 70-процетный рубеж, идет процесс и в БРИКС. Доллароцентричная валютно-финансовая пирамида представляет собой колосс на глиняных ногах. Прямо-таки цирковая эквилибристика ФРС и американского правительства позволяет ей оставаться в равновесии, но это не вечно.
На прошлой неделе в попытках сбить инфляцию и цены на топливо ФРС довела ставки до самого высокого уровня с 2007 года. Рынок гособлигаций США не выдержал и обвалился. Кроме того, госдолг обновил очередной исторический максимум. Складывается взрывоопасная ситуация, когда предложение ценных бумаг уже превышает спрос, и от них начинают избавляться, что повлечет еще более высокую государственную задолженность и рецессию уже в четвертом квартале.
2 октября, в первый рабочий день нового финансового года в США, обвалился американский рынок госдолга, в очередной раз обновивший рекорд: $33,442 трлн! Только за первый день госдолг США прирос на $275 млрд, что больше всех суверенных обязательств России вместе взятых. То ли еще будет. Очевидно, что США и впредь станут решать свои финансовые проблемы за чужой счет при помощи экспорта нестабильности по всему миру.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!