По адресу ул.Энгельса д.27 в Минске сейчас находится один из корпусов городской клинической больницы №2. 80 лет назад улица называлась Театральная и здесь стояло другое здание ― особняк, в котором с лета 1943 года жил гауляйтер Беларуси Вильгельм Кубе ― он заселился сюда в июле 1943 года вместе с семьей, охраной и прислугой. Комнаты гауляйтера ― спальня и кабинет ― находились на 2-м этаже. Здесь 22 сентября 1943-го Кубе был взорван в собственной кровати.
Генеральным комиссаром Беларуси Вильгельма Кубе назначили 17 июля 1941 года. За два года, пока он возглавлял генеральный округ "Белорутения" (Generalbezirk Weissruthenien), были уничтожены тысячи мирных жителей, проводились массовые расправы над узниками Минского гетто.
Для ликвидации Кубе была разработана специальная операция. Приказ из Москвы об уничтожении гауляйтера получили одновременно 12 спецгрупп. Ликвидировать нацистского генерального комиссара удалось женщинам.
Взрыв в спальне
Из заключительного донесения о покушении на генерального комиссара Беларуси, гауляйтера Вильгельма Кубе:
"В ночь на 22.9.1943 в 0 час. 40 мин. в спальне генерального комиссара и гауляйтера Вильгельма Кубе взорвалась мина, в результате чего у него разорвало левую сторону груди и оторвало левую руку. Ранения были, безусловно, смертельные".
Беременная супруга гауляйтера Анита осталась невредимой и отделалась шоком. Трое детей, спавших в другой спальне, также не пострадали. Взрыв не затронул и соседний жилой дом по улице Театральной, который граничил со зданием генерального комиссариата.
Обгоревший труп гауляйтера сразу после взрыва отправили в морг 1-й клинической больницы (сейчас это 3-я городская клиническая больница имени Е.В. Клумова в центре Минска). 24 сентября 1943 года гроб с телом Кубе выставили на прощание в минском Доме офицеров. Затем переправили самолетом в Берлин, где состоялись похороны.
Три женщины ― одна диверсия
Тем временем под подозрением оказался тесный круг прислуги. На утро после взрыва выяснилось, что в доме нет только 29-летней Елены Мазаник. Она единственная жила за пределами особняка, пользовалась доверием хозяев и имела возможность свободно выходить в город.
Это была уже не первая попытка устранить гауляйтера. В августе к Мазаник с предложением принять участие в ликвидации Кубе обратилась разведчица Надежда Троян. Мазаник согласилась, но попросила помощи партизан, чтобы эвакуировать из Минска свою семью ― сестру Валентину и ее близких.
Одновременно на связь с Мазаник вышла руководитель конспиративной группы в Минске Мария Осипова. Как писала Елена Мазаник в своих мемуарах, с Осиповой они встретились в сквере напротив особняка по улице Энгельса 27, в котором жил гауляйтер с семьей.
Мина под матрасом и бегство
Вариант отравления Кубе отвергли сразу как ненадежный. Остановились на взрывном устройстве. 20 сентября Осипова пришла на квартиру к Мазаник ― для соседей они громко спорили о цене на туфли. На самом деле Мария передала Елене мину и показала, как заводить механизм.
На следующий день Елена завернула мину в вышитый платок, охране особняка сказала, что это подарок для супруги Кубе Аниты. Затем проникла в спальню гауляйтера и закрепила взрывное устройство под матрасом. А потом пожаловалась хозяйке на сильную зубную боль и ушла. Тем же днем покинула Минск вместе с сестрой Валентиной и Марией Осиповой.
Суметь быстро исчезнуть ― задача не менее сложная, чем подготовка взрыва. 12 октября Мазаник вместе с другими участницами операции на самолете доставили в тыл. 29 октября 1943-го Елене Мазаник, Марии Осиповой и Надежде Троян было присвоено звание Героев Советского Союза.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!