Воспоминания старожилов: как с Негорелого начиналось воссоединение Беларуси

В 50 километрах от Минска находится небольшая и очень тихая железнодорожная станция Негорелое. А ведь когда-то здесь располагался целый комплекс, на перроне играл оркестр, а сама станция была нанесена на все европейские карты.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
После Рижского мирного договора 1921 года и до 17 сентября 1939-го Негорелое была первой советской пограничной станцией. Через нее из Европы в СССР и в обратную сторону курсировали поезда. Здесь "отметились" Владимир Маяковский и Максим Горький, Янка Купала и Якуб Колас, Стефан Цвейг и Ромен Роллан, а также многие другие знаменитости.
Корреспонденты Sputnik Владимир Нестерович и Дмитрий Марков съездили в Негорелое, чтобы ближе познакомиться с историей станции и бывшего поселка, а ныне одноименного агрогородка.
Электричка в Негорелом

Маяковский о Негорелом

Начальник станции Марина Воронович в Негорелом трудится с 2013 года. Шутит, что это у нее проявился дедушкин ген: дед всю жизнь на железной дороге проработал. Про родную станцию и поселок Марина Петровна знает почти все: сейчас как раз заканчивает писать книгу к ее 150-летию.
Начальник станции Негорелое Марина Воронович
В подчинении у Воронович 21 человек, в 1939-м здесь работало в два раза больше людей.
"Бывшее здание станции располагалось чуть поодаль. Это был двухэтажный комплекс с большим и светлым залом ожидания, паркетными полами, помещением для досмотра пассажиров, гостиницей "Интурист", туристическим агентством, рестораном и парикмахерской. Здесь был хороший европейский стиль, этакая витрина советского государства. Наша станция встречала делегации государственных и общественных деятелей, писателей, поэтов, спортсменов. А поэт Маяковский вспомнил Негорелое в одном из своих стихотворений", – рассказывает Воронович.
Интернет в помощь! Ищем и находим:
Граница.
Скука польская.
Дальше – больше.
От дождика скользкая
Почва Польши.
На горизонте –
Белое.
Снега и Негорелое.

"Все сверкает чистотой"

А вот как о станции того времени писала белорусская газета "Рабочий":
"Большие светлые залы. Высокие потолки, много света. Надписи на немецком, польском и английском языках. Асфальтированный перрон. Превосходный ресторан. Зал для ожидания. Почта, телеграф, телефон. Агентство "Интурист". Все эти учреждения разместились на вокзале, и все они сверкают чистотой. В гостинице "большие, хорошо убранные комнаты, ковры, зеркала, диваны".
Станция Негорелое в наши дни
Тогда через станцию проезжало две пары поездов в сутки, то есть два в одну сторону, два – в другую. Ходили поезда Владивосток – Негорелое, Негорелое – Париж, Маньчжурия – Столбцы.
Все они, естественно, останавливались на последней советской станции, где у пассажиров проверяли паспорта и багаж. Здесь же перекатывали колеса на более узкую, западную колею. По расписанию остановка в Негорелом длилась час и десять минут.
"Если приезжала какая-то знаменитость, устраивали громкую встречу: людей скапливалось много. Некоторые поэты читали свои стихи, кто-то пел. Собственно, вся жизнь в поселке бурлила вокруг "железки". В Негорелом тогда было порядка 80 местных жителей. На станции же работало 44 человека, не считая путейцев", – говорит Воронович.
Железнодорожники размещались в деревянных домах. Тогда иметь свою крышу над головой, пусть и в доме барачного типа, считалось благом. На фоне других построек эти дома выделяются вишневым цветом, их и сейчас немало в Негорелом. Они в основном располагаются недалеко от станции, в том числе на переулке с тематическим названием – "Вокзальный".
В таких домах жили железнодорожники
Заставу с квартирами для пограничников выстроили из кирпича. Сейчас там жилой дом.
Здесь раньше была пограничная застава

Привет трудящимся Запада

На многих фотографиях границы того времени есть арка. На ней буквы СССР и надпись "Привет трудящимся Запада", сверху – герб, звезда, флаг.
Где стояло это сооружение, теперь установить сложно. Одни говорят, что в десяти километрах от Негорелого, ближе к Колосово, другие – что вот прямо возле станции, третьи утверждают, что рядом с нынешней пассажирской платформой "Энергетик".
Вполне возможно, в этом месте стояла арка с надписью "СССР"
С местным краеведом, бывшим директором школы и учителем истории Владимиром Мишуро, который в Негорелом живет с 1977 года, едем к платформе.

"Старожилы рассказывали, что арка стояла как раз вот в этом месте. Обратите внимание на домик слева. Он довоенной постройки, его только слегка обновили внешне. Дом угадывается на старых фотографиях. Но здесь стояла арка или в другом месте, тот это дом или не тот, сейчас доподлинно трудно установить", – говорит Владимир Харитонович.

Историк рассказал, что по обе стороны границы располагались пограничные заставы двух стран. Ничего этого не сохранилось, только останки фундаментов.
Краевед и историк Владимир Мишуро

Сначала везли лес и зерно, потом – танки и пушки

До осени 1939-го на Запад грузовые поезда везли в основном лес, зерно, сыр, масло. А что оттуда? Марина Воронович признается, что, изучив множество документов, таких сведений не обнаружила.
Перед началом наступления войск через Негорелое пошли эшелоны с военными грузами: техника, вооружение, живая сила.
"Интервал движения между поездами был пятнадцать минут. Они шли, шли, шли", – говорит Воронович.
Об этом же рассказал и старожил Негорелого, ветеран Великой Отечественной войны Антон Азаркевич. В 1939-м ему было одиннадцать лет:
"Граница проходила в пяти километрах от дома, где мы жили. В сентябре 39-го сюда подтянулось много войск. Артиллерия вся на лошадях, уже были легкие танки и очень много кавалерии. Мы встречали военных как все мальчишки – с любопытством. Никогда столько войск не видели. 17 сентября, помню, прозвучало несколько артиллерийских выстрелов. Насколько понимаю, это был сигнал для перехода границы", – говорит он.
Ветеран войны Антон Азаркевич
Еще врезалось в мальчишечью память огромное количество самолетов: "Они летели и летели на запад. Я к чему их вспомнил? В июне 1941 года ни одного советского самолета в небе не было: большинство из них немцы уничтожили прямо на земле. Наши войска отходили, ничем не прикрытые с воздуха. Немец шел здесь как на прогулке. Оккупанты песни пели, на гармошках играли... Но это было потом, а в 39-м все выглядело иначе".

И все-таки праздник

И все же, что это было в сентябре 1939 года, как оценить те грозные события, спустя 82 года? Вновь обращаемся к Владимиру Мишуро.
"Для меня, как для историка, 17 сентября – это все же праздник объединения белорусских земель в единой целое, в единую республику. Напомню: на подписание Рижского договора белорусскую делегацию даже не пригласили. В результате большая часть нашей земли оказалась под поляками", - говорит он.
Якуб Колас тогда написал такие строки:
Нас падзялілі – хто? чужаніцы,
цёмных дарог махляры.
к чорту іх межы! к д’яблу граніцы!..
нашы тут гоні, бары!
"То, что произошло после 17 сентября 1939 года – это вполне законный, справедливый исторический акт", – подытожил Владимир Трофимович.
Сейчас Негорелое - тихая станция, каких сотни в Беларуси
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!