Песни "Идет солдат по городу", "Когда мои друзья со мной", "По секрету – всему свету", "Жил да был черный кот", "Погода в доме", "Я куплю тебе дом" и еще не один десяток звучат и сегодня. 15 сентября исполняется 100 лет со дня рождения Михаила Танича – автора стихов этих композиций.
Михаил Танхилевич (под такой фамилией прожил первые 40 лет жизни Михаил Танич) родился 15 сентября 1923 года в Таганроге в семье участника Гражданской войны Исаака Танхилевича и Марины Траскуновой.
Семейный детектив
Родители Танича познакомились в тюрьме, куда его мать принесла передачу арестованному отцу Борису Траскунову, главному бухгалтеру Мариупольских металлургических заводов. Это была любовь с первого взгляда и его отец, работавший в то время заместителем начальника мариупольской ЧК, "злоупотребил" служебным положением и приказал выпустить отца своей возлюбленной из-под стражи.
Траскунов не желал иметь в зятьях 19-летнего чекиста с итальянской внешностью и гитарой в руке. Исааку Транхилевичу пришлось предложить "брачный бартер" – он пообещал поступить в Ленинградский институт коммунального хозяйства, чтобы жениться.
Через два года после этой эпопеи появился мальчик, которого весь Советский Союз узнал как поэта-песенника Михаила Танича.
Таганрог – шлягер его судьбы
Родной Таганрог Танич называл шлягером своей судьбы. В городе тех лет все помнило о писателе Антоне Чехове.
Русский язык и литературу в школе ему преподавал Александр Баландин, который знал и лично общался с Чеховым. Танич учился в школе №10, бывшей женской таганрогской гимназии на Николаевской улице, к тому времени переименованной в улицу Фрунзе.
В городском драмтеатре на галерке было кресло с именем этого гимназиста, но никто не знал, бывал в театре Чехов или нет.
Война
С началом войны Танич с семьей матери эвакуировался сначала на Северный Кавказ, а затем оказался в Тбилиси. Учился в Тбилисском артиллерийском, но по его окончании офицерское звание не получил. Как сыну "врага народа" ему было присвоено звание сержанта.
С августа 1944 года – командир орудия в составе 168-го истребительно-противотанкового артиллерийского полка 33-й отдельной Черкасской истребительно-противотанковой артиллерийской бригады на 1-м Прибалтийском и 1-м Белорусском фронтах. Прошел путь от БССР до Эльбы. 27 декабря 1944 года был ранен. По словам самого Танича, едва не был похоронен заживо в братской могиле после контузии.
"Одиннадцатый пункт"
Из семейного фотоальбома Танич больше всего дорожил фотографией, сделанной на теплоходе, когда он путешествовал по Дону за три дня до ареста в 1947 году. Арестован он был за то, что с уважением отзывался о немецких автобанах и радиоприемниках "Телкефункен". По законам того времени для следствия одиночка-антисоветчик был показателем низкого качества работы – нужна была группа. Группу "создали" из круга общения Танича. В то время он общался с Никитой Буцевым и Ильей Соломиным. Спустя годы эту систему следствия Танич назовет "одиннадцатым пунктом", проводя аналогию с пунктом "пятым", который в советских анкетах был графой о национальности, а для евреев был откровенным проклятием.
Таничу после осуждения несказанно повезет. В Соликамской пересылке художнику Константину Рокотову, который получил срок после командировки в Италию как шпион, понадобились помощники. Рокотов иллюстрировал романы Ильфа и Петрова "12 стульев" и "Золотой теленок". С Никитой Буцевым они взялись помогать Рокотову. Получалось не ахти, но Рокотов, махнув рукой, оставил обоих у себя. Весь оставшийся этап был отправлен в тайгу под Чердынью.
Михаил Танич
С Михаилом Танхилевичем пришлось расстаться в 1956 году после реабилитации. Свой долг на лесоповале он отдал. Будут ли газеты брать стихи автора, осужденного по статье 58, – большой вопрос. То ли дело Михаил Танич. Зазвучало сразу. Старт был звонкий – в "Литературной газете": "Серые шинели, розовые сны! – Все, что мы сумели принести с войны".
Это расставание было легким. Самым сложным было расставание с мечтой детства – профессиональной футбольной карьерой. Танич был талантливым футболистом. О футболе он напишет так, как не написал ни один спортивный журналист: "Футбол – как море, он не бывает два раза одинаковым. Футбол и есть сам господин Спорт, а не просто спорт номер один! В нем – легкая атлетика, и гимнастика, и шахматная стратегия, и двести миллионов кричащих до инфаркта зрителей на бразильском стадионе Маракана".
"Мордой не вышел"
Признание к Таничу пришло с первой песни "Текстильный городок", написанной Яном Френкелем. Когда на Курском вокзале в Москве он услышал ее слова от буфетчицы, продававшей пирожки.
Он сказал, что сам написал их, и получил ответ: "Мордой не вышел". По его мнению, это было высшей точкой народного признания.
Песнеграфия
Проще сказать, с кем из советских композиторов Танич не работал. Его песнеграфия охватывает все композиторское сословие того времени: Ян Френкель, Владимир Шаинский, Никита Богословский, Игорь Шаферан, Оскар Фельцман, Эдуард Колмановский, Юрий Саульский, Игорь Николаев, Вячеслав Малежик, Давид Тухманов, Юрий Антонов, Раймонд Паулс, Сергей Коржуков и многие другие.
Танич прожил долгую жизнь. Он умер 17 апреля 2008 года в Москве. Его памятник на Ваганьковском кладбище представляет собой скульптурную композицию из букета роз.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!