Татьяна Доронина родилась в Ленинграде 12 сентября 1933 года в семье Василия Доронина, который происходил из староверов, и Анны Дорониной, отец которой был старостой деревенской церкви. Родители Татьяны Дорониной были из Ярославской области, из простых крестьянских семей. В Ленинград они переехали после революции и жили в коммунальной квартире в переулке Ильича. Во время Великой Отечественной войны Татьяна Доронина вместе с матерью и сестрой находилась в городе Данилове Ярославской области. После войны они вернулись в Ленинград. Ее отец прошел всю войну и воевал на Ленинградском фронте.
Не знающая провалов
В Школу-Студию МХАТ Татьяна Доронина поступала дважды и оба раза поступила. В первый раз это случилось в мае 1950 года - после 8 класса Доронина записалась на прослушивание и прошла все три тура. Одолела она и 4-й тур, который проводился в Москве для иногородних. Однако в Школу-Студию ее не взяли по причине отсутствия школьного аттестата, предложив приехать для поступления через два года. Так и произошло - в 1952 году Доронина вновь приехала в Москву и успешно сдала экзамены не только в Школу-Студию МХАТ, но и другие театральные вузы.
Это был первый шаг в ее блистательной карьере. Никогда и нигде Татьяна Доронина не заваливала никаких экзаменов. У нее не было провальных спектаклей или ролей. С первых шагов появления на сцене она стала символом индивидуальности и судьбы.
Сама себе режиссер
В Школе-Студии МХАТ Доронина оказалась на курсе Павла Масальского, который в 1950 году видел ее на просмотрах. От него она взяла то изящество, которое было у Масальского по факту рождения — он был из дворян. Он привил ей качество, данное немногим — на сцене и в жизни она всегда была далека от примитивной естественности. Многих это раздражало, многих очаровывало. Но ее голос, который ни с кем не спутаешь, — это своего рода отблеск далекого ХIХ века.
Татьяна Доронина (слева) в роли Наташи и Александр Лазарев в роли Евдокимова в фильме "Еще раз про любовь" (режиссер Георгий Натансон).
© Sputnik
Она всегда и во всем разная, в том числе и в сыгранных ею ролях. На сцене и в интервью — это два разных человека. Доронину нужно видеть на сцене. Важно не что она говорит, а как она это делает. Банальная фраза, которую она произносит в "Аэлите" - "ем мало, переживаю много, все равно толстею" - в ее исполнении звучит как загадка.
Татьяну Доронину нельзя назвать актрисой какого-то режиссера. При ее абсолютной актерской амплитуде его и быть не могло. У любого режиссера Доронина была звездой. Она сама срежиссировала свою театральную карьеру и всю свою жизнь.
Путь к звездности
По окончании Школы-Студии МХАТ в 1956 году Доронина вместе со своим первым мужем Олегом Басилашвили была распределена в Сталинградский областной драматический театр. Но там им работы не нашлось – пришлось вернуться в Ленинград, где оба были приняты в труппу театра имени Ленинского комсомола.
В этом театре вместе с Басилашвили Доронина проработала три сезона. А в 1959 году ее пригласил главный режиссер Ленинградского БДТ имени Горького Георгий Товстоногов - так получилось, что он не смог найти в своей труппе актрису на роль Надежды Монаховой в горьковских "Варварах". В дальнейшем этот спектакль на несколько сезонов стал визитной карточкой Ленинградского БДТ, а сама Татьяна Доронина - примой у Товстоногова.
Товстоногов вместе с Татьяной Дорониной пригласил к себе в театр и ее супруга. Но в тот период театральная карьера у него не складывалась, и в 1963 году Доронина и Басилашвили развелись. Самое удивительное, что ни во время брака, ни после они никогда не играли вместе на сцене и всегда отзывались друг о друге предельно уважительно.
Сцена из спектакля "Моя старшая сестра" по пьесе Александра Володина, в постановке Ленинградского Государственного Большого драматического театра имени М.Горького в Ленинграде. В роли Нади - Татьяна Доронина (слева), в роли Лиды - актриса Елена Немченко (справа).
© Sputnik / Александр Чепрунов
В БДТ у Товстоногова Доронина проработала до 1966 года, а затем переехала в Москву, где была принята в труппу МХАТа имени Горького. Переезд в Москву был связан с третьим браком – мужем Татьяны Дорониной стал блистательный драматург Эдвард Радзинский. Георгий Товстоногов предпринял попытку вернуть актрису – он лично приезжал к ней в Москву и уговаривал, но это не увенчалось успехом. Как отмечал сам режиссер, имя которого и сегодня многие произносят с придыханием, за всю свою долгую творческую карьеру он единственный раз оказался в ситуации, когда просят не его, а просит он сам.
В своих интервью Татьяна Васильевна с горечью отмечает, что ей пришлось отказать гению и что она сожалеет об этом.
Ефремов и Доронина
В памяти у всех творческий дуэт Татьяны Дорониной и Олега Ефремова ассоциируется с фильмом Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе". Доронина сыграла простую сельскую женщину Нюру, которая приехала в Москву для того, чтобы продать продукты. Ефремову досталась роль интеллигентного столичного таксиста Саши. Незамысловатый сюжет находит свою кульминацию в сцене, когда Нюра садится в такси и поет пахмутовскую "Нежность". Это исполнение Дорониной многие до сих пор считают самым красивым, искренним и народным. А игра глазами! Так играют гении.
Народный артист СССР Олег Ефремов в роли шофера такси (справа) и народная артистка СССР Татьяна Доронина в роли Нюры (слева) в фильме Татьяны Лиозновой "Три тополя на Плющихе".
© Sputnik
Творческие пути Дорониной и Ефремова после пересеклись в 1970 году, когда он стал главным режиссером МХАТа. Татьяна Доронина сыграла главную роль в спектакле "Дульсинея Табосская", - этот спектакль был дебютным для Ефремова как режиссера театра. Однако вскоре актриса покинула МХАТ и 11 лет, до 1983 года, играла в театре имени Маяковского у Андрея Гончарова.
Многие сегодня считают, что это решение Дорониной отсрочило конфликт во МХАТе, который в 1987 году закончился разделом театра. Она не была актрисой Ефремова. Ее энергетику мог преодолеть только Георгий Товстоногов, но он никогда не пытался это сделать. Это понимал, и даже не пытался сделать что-нибудь подобное, и Андрей Гончаров.
Ефремов и Доронина были фигурами равной величины. Думаю, что Олег Ефремов, как и все великие актеры и режиссеры, это понимал, но внутренне принять не мог. Доронина — актриса абсолютной амплитуды, она актриса-интеллектуал. Это уровень одиноких гениев. Так, как она играла Вассу Железнову, ни до нее, ни после нее сыграть не смог никто.
Узнать и оценить
Татьяна Доронина в кино снималась не так много. Сегодня это не проблема для оценок и суждений. Все ее спектакли можно посмотреть в интернете. Она сыграла почти всю русскую классику, всего Чехова и Горького. Но для эстетов Доронина единственна и неповторима тем, как она читает стихи и поет русские романсы. Многие актрисы читают стихи или поют романсы, но только Доронина делает и то, и другое. Делает это на невероятном уровне. Передать всю глубину России через поэзию Есенина и Цветаевой на сегодня удалось только ей.
Актрисы Елена Коробейникова в роли Людмилы и Татьяна Доронина (справа) в роли Вассы Железновой в сцене из спектакля "Васса Железнова"
© Sputnik / Евгения Новоженина
/ Ее исполнение романса "Жалобно стонет ветер весенний" - вызовет у вас восхищение. Когда вы прослушаете романс "Ты меня на рассвете разбудишь" в исполнении Николая Караченцова и Елены Шаниной в спектакле Московского Ленкома "Юнона и Авось" - у вас будут одни эмоции. Но когда вы услышите более полную версию этого романса на стихи Андрея Вознесенского "Сага" в исполнении Татьяны Дорониной, у вас будут другие, не менее мощные эмоции.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!