Два пункта пропуска закрываются 18 августа: Литва действует по опробованному сценарию – бей своих, чтоб чужие боялись.
Фильтрационная демократия
Под чужими подразумеваются белорусы и русские, в отношении которых на границе проводятся фильтрационные мероприятия литовскими властями. Хватит ли у них здравого смысла не закрывать ее полностью, узнаем в ближайшее время, но намерение всерьез обсуждается на уровне трех стран Балтии и Польши. Таков их ответ на белорусский безвиз.
Как известно, 3 мая в Литве вступил в силу "фильтрационный" закон, предусматривающий ограничительные меры в отношении граждан России и Беларуси. Согласно закону, россияне и белорусы теперь не могут подать заявления на визы и ВНЖ в визовых службах за границей Литвы и через внешних поставщиков такой услуги за исключением случаев, когда об этом просит сам МИД. Через границу с Литвой въезжать в ЕС смогут те граждане РФ и Беларуси, у кого есть ВНЖ в Европе, национальная виза любого европейского государства, родственники в Литве.
Литовские власти считают, что въезд россиян и белорусов "угрожает национальной безопасности Литвы, общественному порядку и внутренней безопасности". Для тех из них, у кого нет ВНЖ, вводится временный запрет на покупку недвижимости на территории Литвы. Но и на этом литовские власти не останавливаются, они хотят уже своих граждан заставить декларировать связи с Россией и Беларусью, чтобы те отказались от коммерческих связей с ними.
Согласно зарегистрированным в сейме Литвы поправкам, требование должно стать обязательным для политиков, должностных лиц, госслужащих, военных, судей, а также руководителей государственных и муниципальных предприятий. Власти Литвы весьма обеспокоены тем, что литовцы охотно пользуются безвизом и вдобавок слушают белорусское радио. Литовский официоз оживленно обсуждает, как перекрыть этот поток, ибо таблички, предупреждающие об "опасности" посещения белорусской территории, видите ли, не работают.
Понадобилась великая компетенция профессора Университета Витаутаса Великого Дайнюса Жалимаса, бывшего председателя Конституционного суда Литвы, для не менее великого умозаключения – оставить на границе с Беларусью один или два КПП, а остальные закрыть. А лучше вообще закрыть все. Мысль профессора, который на чем свет стоит ругает "железный занавес" и СССР, заключается в том, чтобы… воссоздать этот занавес. Видимо, в литовской академической науке устали делать открытия и теперь осуществляют закрытия КПП на границе.
Глушилки для белорусского радио
Что касается вещания белорусского радио, то для полноты картины профессор Жалимас мог бы предложить восстановить глушилки советских времен. Председатель комиссии по радио и телевидению Римантас Багдзявичюс сетует, ведь, что ничего не может поделать с белорусским радиовещанием. Но, кажется, профессор на самом деле истосковался по "железному занавесу", ведь он считает, что литовские госслужащие после посещения России или Беларуси должны увольняться с работы.
Усложнение жизни собственных граждан в Литве пафосно называется государственным подходом. Вслед за профессором заместитель министра иностранных дел Литвы Мантас Адоменас продвигает идею ограничений поездок, в том числе при помощи введения лицензий на рейсы. Чиновник даже не скрывает: усложнение поездок в Беларусь – единственная мера, которая может быть принята, когда нельзя это запретить на уровне конституции.
Литовские власти удивляются тому, что их собственных граждан не пугает нахождение на белорусской территории бойцов ЧВК "Вагнер". Тогда как решение о закрытии пунктов пропуска на границе с Беларусью мотивированы именно нахождением на ее территории "музыкантов". Литовская ассоциация автомобильных перевозчиков Linava уже заявила, что такая мера увеличит очереди и нанесет урон литовскому бизнесу.
Есть и другие страхи литовских властей. Глава Службы охраны госграницы Рустамас Любаевас обнародовал данные о том, что в течение первых шести месяцев этого года в Беларуси по безвизу побывали примерно 230 тысяч жителей Литвы, то есть в среднем в месяц 52 тысяч литовцев. В свою очередь, Госпогранкомитет Беларуси сообщает, что всего с начала действия безвиза (с 15 апреля 2022 года) в страну въехали 650 994 иностранца, в том числе 415 538 литовских граждан. Литовцам хотят закрыть доступ к дешевым белорусским продуктам и топливу.
Очевидно, что большинство из них приезжает по безвизу с целью закупок, поскольку продукты и топливо в Беларуси в пересчете на евро дешевле на 30-50%. Литовская пропаганда пытается представить такие шоп-туры чуть ли не как измену родине. Советская стилистика, которая давно превратилась в иронию, но не в Литве: сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст. В литовской интерпретации "играет джаз" означает – заправляется белорусским дизелем.
Нашлась работа и для ДГБ Литвы, который в стремлении литовских граждан попасть на белорусскую территорию видит происки КГБ, сотрудники которого едва ли не каждой заправке поджидают доверчивых литовцев. Чинить препятствия собственным гражданам для литовских властей оказалось недостаточным, поэтому они взяли более высокую ноту в своей истерике. Служба расследования финансовых преступлений при МВД Литвы сообщила о заморозке счетов шести компаний и одного физлица из Беларуси.
Самоубийство с контрольным выстрелом
Сообщается, что общая сумма замороженных активов в связи с международными финансовыми санкциями против России и Беларуси превысила в Литве 100 млн евро. Ранее стало известно, что были заморожены денежные средства и акции завода удобрений Lifosa, который находится в городе Кедайняй и связан с российской группой "Еврохим".
Тогда, по данным на май, общая сумма заблокированных белорусских и российских активов в Литве составляла 80 млн евро, что затронуло интересы 15 компаний из обеих стран. Некоторые решения о заморозках были обжалованы в литовских судах – вот вам и инвестиционный климат, любимая мантра апологетов "свободного рынка".
В экспертном сообществе пытаются спрогнозировать, будут ли власти Литвы далее только блокировать активы, или же речь пойдет о конфискации. Непонятно и то, кто будет распоряжаться активами в случае конфискации. Канцлер Министерства иностранных дел Литвы Йовита Нелюпшене высказалась в духе ленинской экспроприации, дескать, на заблокированных активах можно заработать 4 млрд евро. Правда, не уточнила, каким образом.
Еще один триггер литовских санкционных усилий – российская компания "Росатом", с деятельностью которой связано строительство АЭС на белорусской территории. Но добраться до этой мега-корпорации – руки коротки, литовские власти больше шустрят по мелочи. При этом гендиректор Клайпедского порта Альгис Латакас, через который ранее шли поставки белорусских калийных удобрений, подсчитывает убытки, падающие и на литовский бюджет.
С 2020 года Клайпедский порт потерял около 19 миллионов тонн транзитных грузов. За весь прошлый год через порт было перевалено 36 миллионов тонн грузов, что на 21 процент меньше, чем в 2021 году (45,6 миллиона тонн). Но самые большие потери связаны с международными санкциями, из-за которых Литва отказалась переваливать белорусские удобрения. В августе прошлого года стало известно об экспроприации белорусской доли в терминале Клайпедского порта.
Еще одной причиной падения трафика в Клайпеде стал рост цен на природный газ и аммониак. Из-за этого пришлось поставить на паузу работу завода по производству фосфорных удобрений Lifosa в городе Кедайняй, что тоже сказалось на загрузке порта. А впоследствии и заморозить его российские активы – этакое самоубийство по-литовски с контрольным выстрелом в голову. Действия властей Литвы напоминают смысл самого длинного литовского слова "nebeprisikiškiakopūsteliaujantiesiems", буквально означающего: "группа людей, которые раньше ходили в лес, чтобы собрать траву для кролика, но больше не делают этого". Поистине, лучше бы они собирали траву для кролика.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Какие пункты пропуска закрывает Литва – инфографика
Польша, Литва и Латвия могут закрыть ж/д сообщение с Беларусью
Пограничная служба Литвы увеличит контингент на границе с Беларусью