Гомельчане расписали гигантский нос на спектакле питерского режиссера

В Гомельском областном драматическом театре сезон закрыли спектаклем "Нос майора Ковалева" режиссера Романа Габриа, чье прочтение классики одних шокирует, других восхищает.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Заслуженный деятель искусств Республики Южная Осетия, главный режиссер Санкт-Петербургского государственного театра "Мастерская" Роман Габриа год назад уже ставил в Гомеле нашумевший спектакль "Маленькие трагедии. Пушкин". В этом театральном сезоне он решил еще больше эпатировать публику, заставив актеров говорить на сцене чужими голосами, а в холле театра предложил зрителям выплеснуть эмоции от просмотра на гигантский нос.
Корреспондент Sputnik Татьяна Федоренко присоединилась к перфомансу и узнала у режиссера о театральных трендах.
На сцене минимум декораций – табурет и кровать, этакий эстетический минимализм, позволяющий зрителю самому дорисовать картинку благодаря пространству и воздуху. Актерский состав тоже небольшой – всего пять человек, двое из которых большую часть спектакля проводят в оркестровой яме, озвучивая коллег на сцене.
"Это мой первый опыт, когда артистов озвучивают актеры дубляжа, которые сами периодически появляются на сцене в образе Гоголя и дамы в черном. Я давно искал материал, где такую форму можно применить, и актерский ансамбль, который согласится пойти на такую творческую авантюру", – поделился с корреспондентом Sputnik режиссер Роман Габриа.
Заслуженный деятель искусств Республики Южная Осетия, главный режиссер Санкт-Петербургского государственного театра "Мастерская" Роман Габриа
По его словам, сложность заключалась в двойственности: одни артисты были лишены голоса, другие – тела, при этом все должны были координировать свои действия, как единый организм.
Первый поставленный в Гомеле спектакль Габриа вызвал споры в театральной среде и неоднозначную реакцию зрителей. Одни хвалили режиссера за нестандартный подход, другие умоляли больше не трогать Пушкина.
"Может, белорусский зритель не готов к такому прочтению классики? У нас постановки в духе Богомолова – явление в культурной среде редкое, а публика не такая искушенная, как в московская и питерская", – предложила свое объяснение корреспондент Sputnik.
"Везде зритель одинаковый", – успокаивает режиссер и добавляет, что никакого различия не видит, везде после спектакля подходят умные, образованные люди, задают интересные вопросы, умеют анализировать. Такие же люди выходят, хлопая дверью, не принимая спектакль.
"Я ничего новаторского не делаю, себя считаю человеком консервативным. Все, что дается зрителю, оно от души, про людей и для людей", – добавил театральный деятель.
На вопрос, какие сейчас прослеживаются театральные тренды, режиссер ответил: "Все, что про людей. В центре всего – современный человек, это и есть тренд. Главное, чтобы литература классическая была переведена на язык сегодняшнего дня, чтобы человек молодой и в возрасте понял, услышал, почувствовал, как в современных реалиях откликается произведение. Вот в этом и есть современность: кто сегодня такой человек, который потерял нос".
Премьера спектакля "Нос майора Ковалева" режиссера Романа Габриа
Будущее театров, по мнению Габриа, не за хайповыми постановками и спецэффектами, а за поэтическим театром, основанным на воображении зрителя, когда он думает и рождает спектакль внутри себя. Молодежь, по его мнению, сейчас образно мыслит, креативная, не сжата временными и территориальными рамками, им сейчас доступны онлайн любые мировые постановки, виртуально можно попутешествовать по всему миру, заглянуть в Лувр, восхититься архитектурой Флоренции – во временя его юности об этом можно было прочесть только в книгах.
"Поэтому будущее за театром интересным, сложным и многослойным, не бытовым. Ничего нет дороже, чем смотреть за живым человеком на сцене, который здесь и сейчас перед тобой выступает. Вот это ценно, а не искусственный интеллект, цифровые копии и компьютерная графика", – сказал он.
Что же касается самого спектакля, то утерянный нос майора Ковалева искали всего час и без антракта, красиво и под музыку Моцарта. В итоге орган, который разъезжал в чине статского советника и наделал немало шума, как ни в чем не бывало вернулся к хозяину так же внезапно, как и исчез. Но принесло ли это радость и счастье?
"Ты никому не нужен майор Ковалев, жизнь твоя – пустое место. Не было у тебя мечты и счастья у тебя не было. Букашечка ты, таракашечка, маленькое ничтожество. Нос у тебя был? Да не было у тебя никогда носа. Жил ты без носа всю свою жизнь. А знаешь что, да все мы живем без носа", – голос из оркестровой ямы заставил рефлексировать зрителя.
Аншлаг на спектакле питерского режиссера в Гомеле
Похвалы заслуживает осветитель: свет выставили идеально, за счет чего на лицах актеров, не издающих ни звука, читалось точное попадание в интонацию актеров дубляжа. Они не только озвучивали, но и изображали забавные звуки: щелканье, шуршание, стуки, вздохи.
1 / 4
2 / 4
3 / 4
4 / 4
После спектакля зрителю предложили выплеснуть эмоции на гигантский нос в холле. Среди желающих – супруги Александр и Екатерина.
"Мы знали что будет такой забавный формат, потому что были на другой нашумевшей постановке режиссера по произведению Пушкина, это была мешанина из сна и реальности, современных и старых вещей, здесь было что-то подобное. Было понятно, что будет необычно, местами даже кинематографично, кадр был такой, что хотелось выставить камеру и снимать", – поделилась впечатлениями пара.
Театральный сезон в Гомеле закрыли спектаклем "Нос майора Ковалева" режиссера Романа Габриа, чье прочтение классики одних шокирует, других восхищает.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Совсем не кукольные страсти: к 85-летию Театра кукол
Не старики, а короли сцены: нужны ли театрам актеры-долгожители