В Центре исследований белорусской культуры, языка и литературы Национальной академии наук в пятницу 26 мая в зале научной экспозиции древнебелорусской культуры состоялось торжественное подписание соглашения о сотрудничестве центра с Белорусским государственным архивом кинофотофонодокументов. На мероприятии побывал колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский.
Академик Александр Локотко, передавая цифровую копию научно-исследовательского фильма "Старажытны беларускi народны тэатр" директору архива Андрею Гончару был горд за своих коллег, которые совершили научный подвиг, сняв в далеком 1962 году кинодокумент, который через 60 лет стал бесценным раритетом засвидетельствовавшим становление белорусского сценического искусства.
© Sputnik / Юрий Иванов
Руководитель архива в свою очередь сравнил подарок ученых с глотком свежего воздуха, который может оживить задыхающуюся от пошлости и бездуховности культуру.
Доктор искусствоведения Вероника Ярмолинская по этому поводу отметила, касаясь в целом феномена научных фильмов: "Кинодокумент – это источник научных исследований в сфере гуманитаристики".
© Sputnik / Юрий Иванов
Фильмы бывают разные
Понятное дело, есть художественные картины, которые смотреть легко и приятно. Далее идут документальные, научно-популярные, а также различные киножурналы. Все это демонстрируют в кинотеатрах для самой широкой публики.
Бывает, правда, но гораздо реже, иная кинопродукция, а именно: технико-пропагандистские и учебно-инструктивные фильмы, которые называют "заказными". Они, к слову, в прокат не попадают и создаются лишь для узкого круга зрителя, а значит, проанализировать тенденции их стилевой и иной эволюции не представляется возможным.
Здесь стоит упомянуть статью кандидата искусствоведения Константина Ремишевского: "Старажытны беларускі народны тэатр" – кинохроника научного факта", в которой автор проливает свет на многие обстоятельства подготовки к съемке, цифровой копии фильма с титрами и служебными надписями, идентичной оригиналу монтажа на 16-миллиметровой кинопленке, существующему в единственном экземпляре, и научные издания, в которых содержатся прямые или косвенные ссылки на данный экранный артефакт.
Наиболее ранний из обнаруженных архивных документов, прямо указывающих на возникновение замысла фиксации ускользающей народной формы театральной культуры, датируется 22 января 1961 года. "Загад па Інстытуту мастацтвазнаўства, этнаграфіі і фальклору АН БССР № 10-а. Камандзіраваць у в. Бялевічы Слуцкага району аспіранта Міско Сцяпана Міхайлавіча для запісу тэкста і музыкі батлейкі ад жыхара даннай вёскі Дудара Сямёна Васільевіча, а таксама для дамаўлення аб аднаўленні батлейкі".
За год "подготовительного периода" с Дударом и другими местными мастерами были заключены трудовые соглашения на изготовление батлеечных аксессуаров – башни с дверями, комплекта кукол, а также костюмов и реквизита для народной драмы "Царь Максимилиан", которую на Случчине в последний раз ставили не позднее середины 1930-х.
© Sputnik / Юрий Иванов
Дальнейшую историю создания фильма попытаюсь рассказать своими словами. Аспирант Миско с заданием справился. Создали съемочную группу, в которую вошли корифеи искусствоведения Беларуси: Гурий Барышев и Константин Санников. Через год картина была снята. Ее использовали при написании целого ряда научных работ.
"Не только технические, но творческие (что особо ценно – формально-стилистические) аспекты киносъемки народного театрализованного представления были реализованы молодым кинооператором Петром Захаренко безукоризненно", – делает вывод Игорь Ремишевский, который, к слову, был модератором торжественного подписания соглашения о сотрудничестве.
Глазами зрителя
С первых же кадров, запечатлевших общие планы деревенского Дома культуры и "театральную площадку", на которой была установлена батлейка, зритель погружается в атмосферу белорусской аутентики. Обаяние достоверного хроникального киноповествования усиливается как зорко подсмотренными деталями – например, связками самодельных колбас, подвешенными для "созревания" во дворе одной их бревенчатых хат, восторженной реакцией многочисленных сельских зрителей и манерой съемки – отсутствием остроракурсных композиций, минимизацией панорамирования.
Белорусская батлейка: скромное обаяние векового искусства
© Sputnik / Юрий Иванов
Стилистическая фотографичность киноизображения, несомненно, явилась следствием чрезмерной профессиональной осторожности молодого кинооператора, опасающегося выйти за границы концепции "объективного фиксаторства".
Вместе с тем, именно это умышленное самоограничение в выборе средств экранной выразительности придало киноматериалу стилевое единство и особую научную ценность. Каковы бы ни были причины того, что весь фильм снят камерой, находящейся на высоте глаз среднестатистического зрителя, и что в монтажной ткани киноповествования нет ни одного сверхкрупного плана или детали – эти особенности формируют особый киноязык научной ленты, нацеленной на сохранение "уникального" в белорусской культуре – фильма "научного факта". В руках молодого оператора-документалиста П. Захаренко камера стала не просто инструментом фиксации чего-то ранее виденного и известного, а незаменимым средством познания, которое свершается на глазах у зрителя и при его активном участии.
Белорусская батлейка: скромное обаяние векового искусства
© Sputnik / Юрий Иванов
Возвращаясь к заявленной теме, то есть торжественному подписанию соглашения о сотрудничестве Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАНБ с Белорусским государственным архивом кинофотофонодокументов можно привести слова главного хранителя фондов архива Аллы Кот, которая, в частности, сказала: "Мы и раньше сотрудничали с центром, но после подписания соглашения все бюрократические процедуры упростятся, да и ездить будем теперь не в столицу, а к друзьям".
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!