Фаберже по-белорусски: как делают пасхальные писанки из ажурной соломки

Уникальную технику украшения пасхальных яиц с помощью соломки создала библиотекарь из Гродно, на это у нее ушло почти 20 лет.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ГРОДНО, 14 апр – Sputnik, Инна Гришук. Гродненка Марина Еремчик создает уникальный для Беларуси декор для пасхальных писанок, которые по красоте могут дать фору знаменитым яйцам Фаберже.
Мастерица выводит на яичной скорлупе ажурные узоры из мельчайших срезов соломки. О том, как создаются необычные узоры – в репортаже Sputnik.

Необычное хобби библиотекаря

"Соломка – это очень теплый и благодарный материал. С ним можно делать много интересных вещей. У натуральных стеблей могут быть свои разные природные оттенки – желтый, зеленоватый, розовый. Тем более что для моих работ нужна именно такая соломка, без обработки, я ее не осветляю и не отбеливаю. Она остается более плотной, ее легче разрезать", – начинает свой рассказ мастер народного творчества Марина Еремчик, выкладывая на стол образцы декорированных писанок.
Перед нами – большие и маленькие яйца разных цветов, которые покрыты тонкими ажурными узорами, составленными из мельчайших соломенных кружочков. Каждый кружочек – это тонкий соломенный срез толщиной меньше миллиметра. Здесь и рисунки, похожие на орнамент, цветы, траву, солнце. Все, что напоминает Пасху, весну и пробуждение природы.
Автор этих работ – не профессиональный художник, по специальности Марина библиотекарь. В последние 25 лет работает в библиотеке Гродненского медицинского университета. Соломенные писанки для нее – всего лишь хобби.
"Пришла к этому случайно. Сначала начала делать картины в технике соломенной аппликации, этому меня научила подруга, она вела кружок для детей, а я часто приходила к ней посмотреть. Я быстро освоила это занятие и научилась делать очень изящные работы. Стала мастером народного творчества", – рассказывает о начале своего пути мастерица.

Акриловые краски и луковая шелуха

Идею заняться писанками, украшая их соломенным декором, Марине подсказал известный гродненский мастер. Мастерица загорелась этой идеей. С тех пор прошло более 20 лет.
"Первые соломенные писанки, как и моя первая соломенная картина, были очень нелепыми. Они сейчас мне такими кажутся, но люди хвалили, тогда они казались очень красивыми. Пришлось изучать тонкости этого вида декора, как ведут себя материалы, какие лучше применять. Ведь до меня этим никто не занимался, спросить, подсмотреть ни у кого не могла ", – вспоминает мастер.
Например, при создании первых работ яичную скорлупу она покрывала обычными акварельными красками. И лишь путем проб и ошибок выяснила, какое покрытие будет идеальным. Сейчас для этих целей использует акриловые краски или натуральный краситель из луковой шелухи.
"Покрытие должно быть качественным, это один из секретов успеха. Для этой писанки использовала итальянский акрил. Смотрите, какой глубокий синий цвет, бархатная поверхность. А зеленая писанка – это питерский глянец, на него очень хорошо клеится соломенный декор. А это большое гусиное яйцо окрашено луковой шелухой. Пустое яйцо варила в луковом отваре", – рассказывает Марина.
Также за долгие годы сформировался и уникальный стиль соломенных писанок. С каждым годом узоры становились более сложными, тонкими и ажурными. "Были этапы творческого поиска. В первые годы соломенный декор клеила хаотично, потом стала делить на симметричные сегменты. Одно время делала работы, когда вся поверхность яйца была покрыта соломенным декором. Выглядело красиво, оригинально. Но сейчас стараюсь, чтобы в работах оставалась видной поверхность яйца", – делится тонкостями мастерица.

Каждая писанка – с уникальным узором

Если внимательнее посмотреть все работы, можно увидеть, что все имеют широкий ободок в виде декорированной полоски, который делит яйцо на две части. Обе стороны украшены примерно симметричными узорами. Но похожих и одинаковых работ нет.
"Все рисунки получаются разными. Я не делаю заготовок декора, не наношу рисунок карандашом на скорлупу. Все приходит спонтанно во время работы. Главный критерий качества – чтобы итог нравился. Ведь примеров работ или узоров для таких писанок нигде нет. Это не народное творчество. Из народного здесь только соломка и яйцо", – отмечает Марина.
Мастерица вспоминает, как несколько лет назад ездила на международный фестиваль соломки. Тогда переживала, что ее работами и техникой по аппликации писанок косыми срезами соломки никто не заинтересуется. Но уже на месте выяснилось, что мастер-класс по созданию соломенных Фаберже собрал наибольшее количество участников.
Организаторы объяснили, что даже именитые и опытные мастера записывались, чтобы понять, как это вообще делается. Аналогов они не видели.

Из инструментов – лезвие и пинцет

"У меня часто спрашивают, чем украшены мои писанки. Предполагают, что это тонкие колечки из макарон, пластик. Называют все, что угодно, но только не соломку", – делится Марина.
Перед тем, как приступить к созданию узоров, она делает заготовки декоративных элементов. Соломенные стебли нарезает на тончайшие колечки. Из соломки маленького диаметра выходят мелкие кружочки или овалы, из соломки большого диаметра – покрупнее. При нарезке можно регулировать угол среза и толщину. В качестве рабочего инструмента использует обычное лезвие. Одного лезвия хватает на одну или две небольших соломинки. Готовые заготовки разных размеров раскладывает по разным коробочкам.
"Я могут декор даже из стеблей травы нарезать, получатся более мелкие детали, но чаще всего стараюсь использовать именно соломку", – добавляет Марина.
Далее в ход идет тонкий пинцет и клей ПВА. Мельчайшие детали аккуратно приклеиваются к поверхности яйца.
На вопрос о том, сколько времени уходит на создание одной ажурной соломенной писанки, мастерица отвечает, что никогда не считала. Просто по той причине, что никогда не делает только одну.
"Делаешь один элемент на одном яйце, кладешь в сторонку, чтобы клей высох, в это время декорируешь другое яйцо, потом на третьем создаешь часть узора. В это время четвертая работа будет ждать, когда у меня возникнет идея, как ее украсить", – объясняет мастерица.
Можно точно сказать, что на создание писанки нужно несколько дней и много терпения и усидчивости.

Делает красоту для души

По словам Марины, в Беларуси ее работы чаще покупают как сувениры в подарок священникам, ксендзам или религиозным людям. Коллекционеров, которые любят собирать пасхальные яйца, она не встречала. Фурор работы вызывали во время выставок-ярмарок за границей. При этом мастерица не делает много изделий. А готовые писанки у нее долго не задерживаются.
"Создание соломенных писанок – это творческая работа, я придумываю узоры, вкладываю частичку души. Но я не стану называть себя художником, я, скорее, ремесленник. Художник – это тот, кто будет творить даже если его работа останется на долгие годы в шкафу. А мне важно, чтобы мою работу похвалили, а главное признание и похвала – если ее купят", – отметила мастерица и добавила, что ей никогда не жаль расставаться даже с самыми красивыми писанками.
Но при этом мастер по изготовлению соломенных Фаберже специально не регистрируется в социальных сетях, чтобы искать покупателей на свои работы.
"У меня очень мало готовых. Делать много я не хочу и не смогу. На это уходит много времени и сил. Декорировать соломкой писанки – это занятие для души, то, чем можно заняться в свободное время. Я считаю, что каждый человек должен иметь такое хобби, когда делаешь что-то своими руками", – отметила Марина.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!