Заявление Зеленского во время визита в Варшаву о том, что между Украиной и Польшей в будущем не будет никаких границ, может свидетельствовать о надломе украинского политического класса, его внутренней готовности распрощаться с проектом Украина в нынешнем виде.
Две Польши
В этом столкновении интересов самым последовательным сторонником соблюдения международного права остается российское военно-политическое руководство, которое методично пыталось соблюдать Минские соглашения. А они, между прочим, апеллировали к территориальной целостности Украины, чего не скажешь о намечаемом украинско-польском гешефте, анонсированном Зеленским.
Западные политики во всеуслышание заявили о том, что Минские соглашения были лишь блефом, разыгранным с целью антироссийских военных приготовлений. Публичные притязания Польши на украинские территории означают и то, что Россия с учетом своих геополитических интересов предприняла весь комплекс возможных мер для сохранения постсоветской субъектности Украины.
Как видим, не срослось, эти ее усилия не были должным образом оценены, поэтому начало СВО стало закреплением сложившегося геополитического статус-кво. Запад готовился к войне с Россией, он ее получил: чего теперь возмущаться? Правда, с его стороны война ведется руками украинцев, за счет украинцев и главное за счет жизней украинцев.
Бывшие русские тоже под подозрением, как и сами русские – таковы метаморфозы культуры отмены. Поэтому Западу не жаль вести войну с Россией до последнего украинца. Его самым большим геополитическим успехом стало то, что части некогда единого народа убивают друг друга в братоубийственной бойне. На запах крови явилась "гиена Европы".
В ходе встречи с Зеленским президент Польши Дуда сиял как начищенный самовар. Еще бы: в его понимании вековая мечта о возрождении Речи Посполитой от моря до моря как нельзя близко подошла к реализации. То, о чем до недавнего времени говорилось за закрытыми дверями в Институте национальной памяти и кулуарах власти в Варшаве, теперь стало фактором реальной политики.
Идеологи Междуморья не верят своему счастью. Вот только Россия вновь стала на пути химеры, которая в греческой мифологии состояла из частей тел разных животных (голова льва, туловище козы). Возрождение Речи Посполитой в современных условиях – химерическое стремление совместить несовместимое, попытка объединить в одном государственно-историческом теле нераскаянных убийц польского населения времен Волынской резни, и самих поляков, активно протестующих против геополитической авантюры. Как писал Черчилль, всегда существовали две Польши: одна боролась за правду, а другая пресмыкалась в подлости.
Геополитический мираж
Зная прошлогоднюю историю с ядерным оружием для Польши, которое ей так и не доверили американские союзники, надо полагать, территориальной расширение последней на восток так и останется несбыточной мечтой, коллективной геополитической галлюцинацией, или миражом. Но реальность состоит и в том, что интеграция Польши с Украиной уже идет полным ходом, да и польская военная помощь Украине имеет системный характер.
28 мая прошлого года верховная рада Украины приняла закон, предполагающий установление дополнительных правовых и социальных гарантий для польских граждан на ее территории. Для поляков отменяется действие 90-дневного безвиза с Украиной. Теперь граждане Польши, а также их семьи могут находиться на украинской территории полтора года с момента пересечения ее границы. Такой срок пребывания дает возможность полякам получить цифровой идентификационный код (ИНН).
В законе идет речь и о том, что польские граждане на Украине имеют право на получение социальных выплат с учетом полной или временной потери места работы, потери кормильца, а также безработицы в связи с обстоятельствами, которые от них не зависят. Кроме того – медицинское обслуживание (на аналогичных для украинцев условиях), трудоустройство без получения дополнительных разрешений.
Польские граждане могут заниматься предпринимательством на тех же условиях, что существуют для граждан Украины, получать выплаты от Фонда соцзащиты для инвалидов, бесплатно обучаться в учебных заведениях, получать социальные выплаты при присвоении ИНН и подаче декларации об имущественном состоянии и доходах. В случае трудоустройства польские граждане имеют возможность получить ВНЖ на такой период времени, в течение которого действует заключенный трудовой договор.
Как видим, СВО на Украине заставила раскрыть карты геополитических игроков, но и так было очевидно, что разворот Украины в результате евромайдана на Запад заставит ее упереться в Польшу, которая теперь близка к тому, чтобы и территориально забрать "свои" территории – "кресы". Что-то не слышно по этому поводу возмущенных западных голосов.
Сам же политический класс Польши делает вид, что ничего не происходит. И только Дуда вынужден был продудеть об этом на весь мир. Историческая проблема Польши состоит в том, что ее элита всерьез верит в свою исключительность, и эта вера слишком часто приобретает трагикомические черты.
Пакт Пилсудского – Гитлера
С современной Украиной историческую Польшу роднит то, что она желает заткнуть рты русским диссидентам. В Речи Посполитой это называлось демократией. Генетическая память, знаете ли – из-за вопроса о таких диссидентах однажды уже произошел ее раздел, а русофобия превратилась в местную политическую религию. Но таков удел любой химеры: нетерпимость к носителям другой культуры, языка и религии порождает только распад.
В межвоенной Польше, которую идеологи из польского Института национальной памяти мнят предшественницей современной Речи Посполитой, на восточных "кресах" существовали концлагеря для инакомыслящих, коими удивительным образом чаще других оказывались белорусы. Плененные в результате неудачной варшавской операции в 1919 году красноармейцы содержались в нечеловеческих условиях, более 60 тысяч из них погибли.
Пакт Пилсудского – Гитлера 1934 года, фактический приблизивший начало Второй мировой войны, был подписан по инициативе самого Гитлера. Декларация с Польшей о неприменении силы помогла Германии выйти из политической изоляции, став одним из ее первых внешнеполитических успехов, развязала Гитлеру руки для подготовки к грядущей войне. И после этого в Польше громче всех возмущаются подписанным через пять лет пактом Молотова – Риббентропа, не переставая грезить об империи от моря и до моря.
О том, что Украина после завершения конфликта могла бы стать частью такой империи, говорится в статье обозревателя издания Rzeczpospolita Томаша Гжегожа Гроссе. Он прямо пишет о чаяниях политического класса своей страны воссоздать Речь Посполитую. Из его статьи следует, что это возможно в результате поглощения Украины, которая автоматически стала бы членом НАТО и ЕС.
Судя по всему, журналист от имени польской элиты отправляет месседж за океан, пытаясь убедить в выгодах слияния двух стран для Вашингтона, что позволило бы США не тратить свои ресурсы в Восточной Европе и подготовиться к более активным действиям в Тихом океане. Но автор издания, а вслед за ним и польский истеблишмент не хотят видеть очевидное: роли в Восточно-европейском регионе давно расписаны, и резкое усиление Польши в этом сценарии не значится.
Украину же сильные мира сего предназначили на заклание, в лучшем случае рассматривая ее как источник сырья и облекая такое видение в демагогию о светлом европейском будущем. Но химера посполитая проявляется в деталях: польские фермеры пытались сорвать визит Зеленского в Варшаву 5 апреля, потому что беспошлинный импорт более дешевого украинского зерна лишает их прибыли.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции