Его "Экипаж" – это мы все: режиссеру Александру Митте 90 лет!

Когда разговор идет об Александре Митте, речь не просто про кино. О режиссере, который стал поворотной точкой для кинематографа, вспоминает колумнист Sputnik Игорь Козлов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Режиссеру "Экипажа" и "Таежного романа" Александру Митте 90 лет! В это трудно поверить, но это факт. Для русскоязычного зрителя во всех странах его имя ассоциируется с молодостью и отвагой, честью и благородством, умением оставаться самим собой при любых обстоятельствах.
Назвать Александра Митту культовым российским режиссером не получается – мелковато. Для советского и российского кинематографа он навсегда останется фигурой знаковой, тем "нулевым" километром, который означал серьезный поворот в развитии кинематографии.

На откуп судьбе

Александр Митта родился 28 марта 1933 года в семье выходца из Бобруйска Наума Рабиновича и уроженки Гродненской области Зельвы Ливши Каплан. Фамилия матери Митты в послереволюционные годы была опасной – имя эсерки Фанни Каплан, стрелявшей в Ленина на заводе Левинсона воспринималось, как синоним исчадия ада. По этой причине его родной дядя по матери Вениамин, известный историк-американист, сократил родительскую фамилию до Лан. Второй брат матери Арон, заместитель наркома земледелия, сменил фамилию на Гайстер.
Родители Митты принадлежали ко второму ряду высшей советской партийно-хозяйственной элиты. Отец работал начальником цеха на автозаводе Имени Сталина, а мать была секретарем парткома наркомата рыбной промышленности. Судьба семьи типична для того времени. Мать Митты после ареста была отправлена в ссылку, а отец жил в постоянном ожидании ареста. В 30-е годы почти все его родственники были арестованы.
Кадр из художественного фильма "Точка, точка, запятая..." режиссера Александра Митты

Совпал со временем

Митта рисовал всегда. Рисование спасало его от страха, который преследовал его с детства. С мечтой о карьере художника пришлось расстаться – не хватало образования. Глядя на работу режиссеров, Митта решил, что это то, что ему вполне подойдет – ничего делать не надо, главное, чтобы язык был подвешен. Но сначала Митта получил фундаментальное инженерное образование в Московском инженерно-строительном институте. Там его учителем был архитектор Константин Мельников, который занимает третью строчку в мировом рейтинге архитекторов ХХ века. К Михаилу Ромму во ВГИК Митта пришел после окончания работы приемной комиссии, захватив с собой свои рисунки. Он был неумолим – мэтр просто обязан был взять его на свой курс. Перед таким напором Михаил Ромм не устоял.
Это не строчка в биографии Митты. Это стиль и скорость страны Советов в 50-е годы прошлого века, когда главным был талант и целеустремленность. Вы можете нечто подобное представить себе в наши дни? Такой поступок Ромма сегодня мгновенно стал бы инфоповодом для обвинений в коррупции, семейственности и прочих грехах. Александру Митте повезло, его молодость совпала со временем выдающихся достижений во всех областях жизни.
Александр Кобозев в роли главного героя кинофильма "Друг мой, Колька"
Первым, кого он встретил в стенах ВГИКа, был Витаутас Жалакявичус, которого многие знают по фильму "Никто не хотел умирать". Жалакявичус попросил у Митты закурить. Узнав, что тот не курит, заметил: "Люди, которые не курят и не пьют, кинематографу не нужны". Митта пить и курить не стал. Со своей единственной женой Лилией Майоровой, которую "увел" у корреспондента газеты "Правда", он прожил 64 года, что является откровенным нонсенсом для представителей его профессии.

Знаковый поворот

Первые два фильма Александра Митты "Друг мой, Колька!" и "Звонят, откройте дверь" стали откровением для зрителя. До Митты и его сорежиссеров советская школа в кинематографе была глянцевой. Все ученики были примерными, внимательно слушали объяснения учителя, аккуратно поднимали руку для ответа. Провинившийся проходил хорошую проработку перед всем классом, стоял с опущенной головой, извинялся и обещал непременно исправиться. Финальной точкой всех этих историй становилось решение о взятии шефства над нерадивым учеником со стороны его более успешных одноклассников. Последние на очередном собрании пионерского отряда (пионерами в то время были все школьники) отчитывались об успехах своего подопечного.
Митта и его коллеги со школьным глянцем расстались. У него школа – место не только учебы и проживания, но и выживания в сложном, непонятном, но неизбежном коллективе, где каждый борется за свое место под солнцем. Митта первым показал школу, как институцию социализации каждого из нас, которая дает навыки не только добродетели, но и конформизма.
Именно фильм Александра Митты "Звонят, откройте дверь" впервые представил зрителям Елену Проклову
Съемки фильма "Звонят, откройте дверь" для Митты стали временем и профессионального откровения. В поисках героини на главную роль, 12-летней девочки, он дал объявление в газету "Пионерская правда". Перед началом кастинга возле "Мосфильма" стояли троллейбусы и потоком шли дети. Вся киностудия была заполнена сотнями детей. Но все оказалось гораздо проще. На главную роль выбрали юную Елену Проклову – внучку сорежиссера фильма Виктора Проклова. Во все времена в творческих профессиях протекцию никто не отменял.

"Экипаж"

Идея снять советский фильм-катастрофу пришла к Александру Митте после просмотра фильма Спилберга "Челюсти" в 1976 году. Бюджет на "Экипаж", который вначале имел название "Запас прочности", выделили скромный – 12,5 миллионов рублей. К примеру, на экранизацию в США романа Артура Хейли "Аэропорт" в 1970 году было потрачено примерно в пять раз больше.
Состав актеров на фильм планировался звездным. Но последовали отказы. Сначала от съемок отказался Алексей Петренко, под которого писался сценарий, затем Олег Даль, Елена Проклова и Николай Караченцов. Сегодня мы знаем, что сменившие их Георгий Жженов, Леонид Филатов, Анатолий Васильев и Александра Яковлева со своей задачей справились блестяще.
Самой большой проблемой для съемок стал самолет, который должен был быть сожжен. Ситуацию спасло ЧП на аэродроме в Новосибирске, когда по халатности сгорел самолет. Его хвост не сильно пострадал и был годен для съемок. Этот ТУ-154А доставили в Москву в 1979 году. Второй самолет ТУ-154Б нашли в самой столице. Он был списан после рейса Киев-Москва, когда у него на борту пролили ртуть.
Актер Леонид Филатов в роли бортинженера Скворцова в фильме "Экипаж"
На установку декораций в московском аэропорту Домодедово Митте было отведено 4 месяца, но в эти сроки рабочие не уложились. Самовольное нахождение на взлетной полосе было невозможно – за это можно было получить тюремный срок на 4 года. Митте дали дополнительно пять дней на установку декораций. Но дальше произошло непредвиденное – на ТУ-154 произошло самовозгорание, воспламенилось шесть тонн горючего, подготовленного пиротехниками для съемок. Самолет сгорел раньше, чем попал в кадр. Все пришлось начинать заново.
Какая-то неуловимая сила воли вела Митту к завершению картины, которая стала его визитной карточкой. Сюрпризы с фильмом продолжались и после окончания съемок. В ноябре 1980 года Митта шел мимо кинотеатра "Россия", где случайно увидел афишу фильма "Экипаж". О начале проката его картины ему не сообщили. Первые дни залы в кинотеатрах были полупустыми, а затем сработало "сарафанное радио" – начался аншлаг.

Понявший рынок

Практически вся творческая интеллигенция с трудом приняла рыночные отношения. У многих из ее представителей не было даже намека на то, чтобы разобраться в условиях, в которых приходится жить и работать. Кинематограф – это очень большие деньги, которые нужно соединить с творчеством. По этой причине мы сегодня редко встречаем односерийные или двухсерийные фильмы – чаще всего сериалы.
Кадр из фильма Александра Митты "Затерянный в Сибири"
В первом прокате за счет рекламы сериал должен окупиться на 80% – это условия рынка. Александр Митта со своим "Таежным романом" в этом вопросе оказался одним из первых. В декабре 2000 года этот сериал имел серьезный успех на телевидении. На несколько месяцев с премьерой его опередил только "Бандитский Петербург", но Митта создал свой сериал в Калужской области всего за три месяца, а "Бандитский Петербург" снимался на протяжении семи лет.
При всей своей кажущейся открытости и простоте Александр Митта застегнут "на все пуговицы". Его внутренний мир, та элитарная основательность, которая подкупает всех, очень тонок, хрупок и бесконечен. Мы и сегодня при живом классике путаемся в догадках о происхождении его псевдонима. Александр Наумович в этом вопросе не раскрывается – и правильно делает…
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Суперагент XX века: 100 лет со дня рождения Маркуса Вольфа
Без бумажки ты букашка: советскому паспорту 90 лет
Первая жертва черного пиара в СССР: к 100-летию со дня рождения Романова