Режиссеру "Экипажа" и "Таежного романа" Александру Митте 90 лет! В это трудно поверить, но это факт. Для русскоязычного зрителя во всех странах его имя ассоциируется с молодостью и отвагой, честью и благородством, умением оставаться самим собой при любых обстоятельствах.
Назвать Александра Митту культовым российским режиссером не получается – мелковато. Для советского и российского кинематографа он навсегда останется фигурой знаковой, тем "нулевым" километром, который означал серьезный поворот в развитии кинематографии.
На откуп судьбе
Александр Митта родился 28 марта 1933 года в семье выходца из Бобруйска Наума Рабиновича и уроженки Гродненской области Зельвы Ливши Каплан. Фамилия матери Митты в послереволюционные годы была опасной – имя эсерки Фанни Каплан, стрелявшей в Ленина на заводе Левинсона воспринималось, как синоним исчадия ада. По этой причине его родной дядя по матери Вениамин, известный историк-американист, сократил родительскую фамилию до Лан. Второй брат матери Арон, заместитель наркома земледелия, сменил фамилию на Гайстер.
Родители Митты принадлежали ко второму ряду высшей советской партийно-хозяйственной элиты. Отец работал начальником цеха на автозаводе Имени Сталина, а мать была секретарем парткома наркомата рыбной промышленности. Судьба семьи типична для того времени. Мать Митты после ареста была отправлена в ссылку, а отец жил в постоянном ожидании ареста. В 30-е годы почти все его родственники были арестованы.
Кадр из художественного фильма "Точка, точка, запятая..." режиссера Александра Митты
© Sputnik / П. Артемьев
Совпал со временем
Митта рисовал всегда. Рисование спасало его от страха, который преследовал его с детства. С мечтой о карьере художника пришлось расстаться – не хватало образования. Глядя на работу режиссеров, Митта решил, что это то, что ему вполне подойдет – ничего делать не надо, главное, чтобы язык был подвешен. Но сначала Митта получил фундаментальное инженерное образование в Московском инженерно-строительном институте. Там его учителем был архитектор Константин Мельников, который занимает третью строчку в мировом рейтинге архитекторов ХХ века. К Михаилу Ромму во ВГИК Митта пришел после окончания работы приемной комиссии, захватив с собой свои рисунки. Он был неумолим – мэтр просто обязан был взять его на свой курс. Перед таким напором Михаил Ромм не устоял.
Это не строчка в биографии Митты. Это стиль и скорость страны Советов в 50-е годы прошлого века, когда главным был талант и целеустремленность. Вы можете нечто подобное представить себе в наши дни? Такой поступок Ромма сегодня мгновенно стал бы инфоповодом для обвинений в коррупции, семейственности и прочих грехах. Александру Митте повезло, его молодость совпала со временем выдающихся достижений во всех областях жизни.
Александр Кобозев в роли главного героя кинофильма "Друг мой, Колька"
© Sputnik
Первым, кого он встретил в стенах ВГИКа, был Витаутас Жалакявичус, которого многие знают по фильму "Никто не хотел умирать". Жалакявичус попросил у Митты закурить. Узнав, что тот не курит, заметил: "Люди, которые не курят и не пьют, кинематографу не нужны". Митта пить и курить не стал. Со своей единственной женой Лилией Майоровой, которую "увел" у корреспондента газеты "Правда", он прожил 64 года, что является откровенным нонсенсом для представителей его профессии.
Знаковый поворот
Первые два фильма Александра Митты "Друг мой, Колька!" и "Звонят, откройте дверь" стали откровением для зрителя. До Митты и его сорежиссеров советская школа в кинематографе была глянцевой. Все ученики были примерными, внимательно слушали объяснения учителя, аккуратно поднимали руку для ответа. Провинившийся проходил хорошую проработку перед всем классом, стоял с опущенной головой, извинялся и обещал непременно исправиться. Финальной точкой всех этих историй становилось решение о взятии шефства над нерадивым учеником со стороны его более успешных одноклассников. Последние на очередном собрании пионерского отряда (пионерами в то время были все школьники) отчитывались об успехах своего подопечного.
Митта и его коллеги со школьным глянцем расстались. У него школа – место не только учебы и проживания, но и выживания в сложном, непонятном, но неизбежном коллективе, где каждый борется за свое место под солнцем. Митта первым показал школу, как институцию социализации каждого из нас, которая дает навыки не только добродетели, но и конформизма.
Именно фильм Александра Митты "Звонят, откройте дверь" впервые представил зрителям Елену Проклову
© Sputnik
Съемки фильма "Звонят, откройте дверь" для Митты стали временем и профессионального откровения. В поисках героини на главную роль, 12-летней девочки, он дал объявление в газету "Пионерская правда". Перед началом кастинга возле "Мосфильма" стояли троллейбусы и потоком шли дети. Вся киностудия была заполнена сотнями детей. Но все оказалось гораздо проще. На главную роль выбрали юную Елену Проклову – внучку сорежиссера фильма Виктора Проклова. Во все времена в творческих профессиях протекцию никто не отменял.
"Экипаж"
Идея снять советский фильм-катастрофу пришла к Александру Митте после просмотра фильма Спилберга "Челюсти" в 1976 году. Бюджет на "Экипаж", который вначале имел название "Запас прочности", выделили скромный – 12,5 миллионов рублей. К примеру, на экранизацию в США романа Артура Хейли "Аэропорт" в 1970 году было потрачено примерно в пять раз больше.
Состав актеров на фильм планировался звездным. Но последовали отказы. Сначала от съемок отказался Алексей Петренко, под которого писался сценарий, затем Олег Даль, Елена Проклова и Николай Караченцов. Сегодня мы знаем, что сменившие их Георгий Жженов, Леонид Филатов, Анатолий Васильев и Александра Яковлева со своей задачей справились блестяще.
Самой большой проблемой для съемок стал самолет, который должен был быть сожжен. Ситуацию спасло ЧП на аэродроме в Новосибирске, когда по халатности сгорел самолет. Его хвост не сильно пострадал и был годен для съемок. Этот ТУ-154А доставили в Москву в 1979 году. Второй самолет ТУ-154Б нашли в самой столице. Он был списан после рейса Киев-Москва, когда у него на борту пролили ртуть.
Актер Леонид Филатов в роли бортинженера Скворцова в фильме "Экипаж"
© Sputnik
На установку декораций в московском аэропорту Домодедово Митте было отведено 4 месяца, но в эти сроки рабочие не уложились. Самовольное нахождение на взлетной полосе было невозможно – за это можно было получить тюремный срок на 4 года. Митте дали дополнительно пять дней на установку декораций. Но дальше произошло непредвиденное – на ТУ-154 произошло самовозгорание, воспламенилось шесть тонн горючего, подготовленного пиротехниками для съемок. Самолет сгорел раньше, чем попал в кадр. Все пришлось начинать заново.
Какая-то неуловимая сила воли вела Митту к завершению картины, которая стала его визитной карточкой. Сюрпризы с фильмом продолжались и после окончания съемок. В ноябре 1980 года Митта шел мимо кинотеатра "Россия", где случайно увидел афишу фильма "Экипаж". О начале проката его картины ему не сообщили. Первые дни залы в кинотеатрах были полупустыми, а затем сработало "сарафанное радио" – начался аншлаг.
Понявший рынок
Практически вся творческая интеллигенция с трудом приняла рыночные отношения. У многих из ее представителей не было даже намека на то, чтобы разобраться в условиях, в которых приходится жить и работать. Кинематограф – это очень большие деньги, которые нужно соединить с творчеством. По этой причине мы сегодня редко встречаем односерийные или двухсерийные фильмы – чаще всего сериалы.
Кадр из фильма Александра Митты "Затерянный в Сибири"
© Sputnik / В. Кречет
В первом прокате за счет рекламы сериал должен окупиться на 80% – это условия рынка. Александр Митта со своим "Таежным романом" в этом вопросе оказался одним из первых. В декабре 2000 года этот сериал имел серьезный успех на телевидении. На несколько месяцев с премьерой его опередил только "Бандитский Петербург", но Митта создал свой сериал в Калужской области всего за три месяца, а "Бандитский Петербург" снимался на протяжении семи лет.
При всей своей кажущейся открытости и простоте Александр Митта застегнут "на все пуговицы". Его внутренний мир, та элитарная основательность, которая подкупает всех, очень тонок, хрупок и бесконечен. Мы и сегодня при живом классике путаемся в догадках о происхождении его псевдонима. Александр Наумович в этом вопросе не раскрывается – и правильно делает…
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
Суперагент XX века: 100 лет со дня рождения Маркуса Вольфа
Без бумажки ты букашка: советскому паспорту 90 лет
Первая жертва черного пиара в СССР: к 100-летию со дня рождения Романова