Почему в Сомали разбился белорусский Ил-76, разбирался корреспондент Sputnik Беларусь Станислав Лобатый.
В марте 2007 года грузовой Ил-76 белорусской авиакомпании "Трансавиаэкспорт" совершал миротворческую миссию ООН в Сомали. При заходе на посадку он был подбит террористами: экипаж и груз не пострадали в отличие от самолета. Лайнер частично сгорел и уже не подлежал ремонту.
Спустя ровно две недели, 23 марта, на место катастрофы отправился другой Ил-76. Его миссия состояла в том, чтобы забрать уцелевшие двигатели и оборудование с первого борта из Могадишо, совершить дозаправку в Джибути и вернуться в Минск.
Но вооруженные группировки, действовавшие в то время в Сомали, ударили по нашему борту тремя ракетами. Самолет, находясь в воздухе, начал пикировать и рухнул на землю. Погибли 11 человек: четыре пассажира и семь членов экипажа. Все – граждане Беларуси.
Крушение белорусского самолета Ил-76 в Могадишо, Сомали
© AFP 2024 / STRINGER
Первый борт
В начале 90-х Сомали стала ареной боев между различными вооруженными группировками, которые пытались сменить власть. Несмотря на эмбарго на поставку оружия в это государство, террористам удавалось провозить в страну огромное количество вооружения и боеприпасов.
В 2006 году конфликт в Сомали стал острее, а в начале 2007-го правительство страны ввело чрезвычайное положение сроком на три месяца. Несмотря на это, некоторые государства продолжали оказывать гуманитарную помощь официальному Могадишо. В том числе и Беларусь.
9 марта 2007 года в Сомали отправился борт Ил-76, который в рамках миротворческой миссии Африканского союза перевозил "гуманитарку" из Уганды. Однако при заходе на посадку был подбит на высоте 150 метров.
"Экипаж смог произвести успешную посадку на аэродроме, эвакуировался, но самолет частично сгорел и был сильно поврежден. Ремонт не представлялся возможным в тех условиях и перелет на ремонтную базу", - рассказывает Sputnik заместитель директора авиакомпании "Трансавиаэкспорт" по организации летной работы Сергей Морозов.
Второй борт
За уцелевшим авиаоборудованием и двигателями, которые представляли большую ценность, отправился второй борт. До этого в Могадишо улетели белорусские авиационные техники, которые демонтировали двигатели с пострадавшего лайнера и подготовили их для загрузки на другой Ил-76.
"Обстановка в Сомали тогда была очень сложная. Разные группировки, которые находились в стране и в частности в Могадишо, контролировали свои территории, время от времени обмениваясь боестолкновениями", - собеседник описывает в деталях обстановку, в которых пришлось работать нашим специалистам.
23 марта в 14:00 загруженный лайнер оторвался от взлетной полосы, выполнил маневр в сторону моря и начал активно набирать высоту. Возвращаясь на материк, самолет был подбит ракетой, выпущенной террористами.
Экипаж не смог ничего сделать – через минуту воздушное судно рухнуло на местность, которая не предполагала безопасной посадки. Все 11 членов экипажа погибли.
Крушение белорусского самолета Ил-76 в Могадишо, Сомали
© AP / MOHAMED SHEKH NOR
Сразу после инцидента сомалийские власти заявили, что авария произошла в результате несчастного случая, однако вскоре изменили мнение.
"В самолет были выпущены ракеты, одна из которых попала в цель. Действия подобного рода не принимаются ни народом, ни правительством Сомали", - сказал тогда один из представителей официальных властей страны.
Сомалийские военные стали охранять территорию, где произошла катастрофа, пока "черные ящики" не были переданы следователям. Тела погибших доставили в Минск спустя неделю после катастрофы со спецрейсом.
Тела погибших летчиков доставили из Могадишо в Минск
© AFP 2024 / VIKTOR DRACHEV
Семерых членов экипажа с почестями похоронили на Московском кладбище Минска. Через несколько лет там установили небольшой мемориал.
Начало расследования
После случившегося компания "Трансавиаэкспорт" приостановила все рейсы в Сомали, а также в страны с напряженной внутриполитической обстановкой. Официальные власти Беларуси начали расследование причин инцидента.
"Расследование шло долго, представители белорусских авиационных властей летали в Нью-Йорк, где, по некоторым данным, находились ящики-самописцы. Но никакой полезной информации мы не получили. Достоверную причину катастрофы не удалось установить до сих пор, так как содержание "черных ящиков" не было представлено", - поясняет Сергей Морозов.
По его словам, были различные мнения по поводу судьбы бортовых самописцев: их либо украли сомалийские радикалы, либо информацию, содержащуюся в них, решили нарочно засекретить.
Крушение белорусского самолета Ил-76 в Могадишо, Сомали
© AFP 2024 / MUSTAFA ABDI
"На фотографиях с места трагедии мы видели, что самописцы находились около самолета. Но прошло время, и видимо, кто-то решил скрыть информацию, поставить расследование в тупик. Влиять на это мы, конечно, не могли, слишком сложная обстановка на тот момент была в Сомали", - продолжает он.
Виновные до сих пор не найдены
В поиске виновных в теракте лиц и привлечении их к ответственности наша страна сотрудничала с ООН, долго и упорно добиваясь справедливости. Однако после потери всяких контактов, которые могли бы повлиять на возобновление активных следственных действий, дело зашло в тупик.
"Больше информации никакой не поступало и добыть ее просто было негде. Связь по этому делу потеряна давно. Несколько лет после инцидента пытались еще наладить какие-то контакты, добиться справедливости, но пришли к выводу, что все безуспешно. С годами информации становилось еще меньше, либо ее очень тщательно скрывали", - предполагает замдиректора белорусской грузовой авиакомпании.
На деятельность компании произошедшее в Сомали, конечно, не могло не повлиять.
"Это огромные убытки. Во-первых, потеря 11 высококлассных специалистов. Во-вторых, двух самолетов. Были произведены достаточно большие выплаты семьям погибших – насколько компания могла себе это позволить", - констатирует собеседник.
"Молоденьких ребят хотели сберечь и доставить в Минск, но…"
Сергей Морозов говорит: состав экипажа был очень опытный. На борту находились штурман Геннадий Трашков (47 лет), бортинженер Иван Габ (55 лет), радист Олег Канунников (43 года), старший бортоператор Александр Зернин (52 года), инженер по эксплуатации самолета Михаил Баглов (63 года), три авиационных техника Олег Бондаронок (45 лет), Дмитрий Носников (23 года) и Артем Сычугов (24 года), бортоператор Игорь Гресь (32 года), командир Игорь Вашкевич (45 лет) и второй пилот Александр Гоманьков (41 год). В любой нестандартной ситуации эти специалисты действовали грамотно и могли посадить самолет, что называется, с закрытыми глазами.
На могиле радиста Олега Канунникова на Восточном кладбище в Минске
© Sputnik / Виктор Толочко
"Экипаж туда полетел подготовленный. Для миссии были отобраны профессионалы, способные работать в самых сложных условиях. Ни для кого это не было первым заданием. Знал всех ребят лично. Пилоты Игорь Вашкевич и Александр Гоманьков – бывшие военные летчики, много лет отработали в нашей компании", - с грустью вспоминает представитель "Трансавиаэкспорта".
Памятники экипажу самолета Ил-76, погибшему в Сомали 23 марта 2007 года, на Восточном кладбище в Минске
© Sputnik / Виктор Толочко
И добавляет: страшно несправедливо, что на том разбившемся борту было двое совсем молодых ребят, не успевших как следует пожить.
"Из Сомали наш самолет забирал двух авиационных техников – Диму Носникова и Артема Сычугова, которые работали над демонтажем оборудования с первого самолета. Их хотели сберечь, чтобы они не находились в тех гадких невыносимых условиях, и отправить домой в Минск. Однако вышло все совсем наоборот", - подытоживает Морозов.
…Ежегодно 23 марта сотрудники авиакомпании, члены семей и друзья приходят на Московское кладбище, чтобы почтить память погибших членов экипажа Ил-76. Несут цветы, зажигают лампадки. Несомненно, так будет и в этот раз.
Со дня трагедии прошло уже 16 лет, но боль от нее живет в памяти и сердцах многих людей.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!
Также на Sputnik:
"Помоги, Господи!": последние слова погибших под Барановичами летчиков – видео
Крушение белорусского Ан-12: найдены останки всех погибших
В Беларуси открыли памятник жертвам крупнейшей в стране авиакатастрофы