22 марта – скорбная дата для всех белорусов и россиян. 80 лет назад гитлеровские каратели и украинские коллаборационисты сожгли белорусскую деревню Хатынь со 149 мирными жителями, в числе которых были 75 детей.
Людей выгнали из домов и собрали в колхозном сарае. Прикладами автоматов нацисты поднимали с постели больных и стариков, не щадили женщин с маленькими и грудными детьми. Эсэсовцы заперли двери сарая, обложили деревянное здание соломой, облили бензином и подожгли. Тех, кто пытался бежать, хладнокровно расстреливали. Спастись удалось лишь нескольким очевидцам этого зверского массового убийства.
Архитектурным воплощением нашей общей скорби и символом памяти о невинных жертвах той чудовищной расправы стал Мемориальный комплекс "Хатынь", возведенный в 1969 году на месте сожженного поселения. Здесь располагается единственное в мире "Кладбище деревень" – 185 урн с землей из населенных пунктов, уничтоженных вместе с жителями. Этот памятник – вечное назидание потомкам, призванное напоминать, что трагическую судьбу Хатыни в годы нацистской оккупации разделили многие сотни деревень на западе Советского Союза.
Показательное, подчеркнуто жестокое массовое уничтожение мирного населения оккупированных территорий было целенаправленной политикой устрашения фашистской Германии. В этих военных преступлениях активно, по собственной инициативе участвовали коллаборанты. Особой жестокостью, в том числе к своим соотечественникам, отметились состоявшие на службе у эсэсовцев украинские и прибалтийские националисты. В советское время об их многочисленных преступлениях предпочитали не распространяться: после 1945 года подполье в конечном счёте было уничтожено, а для советского народа, принявшего на себя основной удар военной машины рейха, эта тема оставалась, как сейчас принято говорить, слишком чувствительной. Усилия жителей всех республик СССР были брошены на восстановление страны – не время было фокусироваться на национальных вопросах. Тогда никто не мог и помыслить, что нацизм снова поднимет голову в Европе. Тем более – на земле братской Украины, чьи сыновья в рядах Красной армии проливали кровь за освобождение своей земли от гитлеровской нечисти.
В исторической ретроспективе, разумеется, становится понятно, что общество должно было больше знать о совершенных предателями зверствах – в том числе об участии именно украинских коллаборантов в сожжении Хатыни. Вполне возможно, что в таком случае их идеологические наследники и "продолжатели дела" не сумели бы так легко захватить власть в Киеве, а в последствии устроить многолетний геноцид в Донбассе и сожжение Дома профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года, когда в огне заживо сгорели около 50 мирных людей. Эту трагедию недаром называют "второй Хатынью". В XXI веке пособники Гитлера стали идолами для нынешней украинской власти, а те, кто боролся с ними – врагами.
В послевоенные годы некоторым из хатынских палачей, к сожалению, удалось уйти от ответственности и найти пристанище на Западе, где они себя чувствовали в полной безопасности и прожили остаток жизни как уважаемые представители своей диаспоры. Сегодня украинским политикам аплодируют с высоких трибун в европейских столицах, закрывая глаза на совершаемые ВСУ преступления.
Мы уже проходили это в 1930-е годы. Мы знаем, к чему ведут политика умиротворения, попытки манипулировать агрессивной идеологией и желание направить угрозу на Восток, в сторону России и Беларуси. Нам не нужна еще одна Хатынь, чтобы убедиться в том, на какой политической доктрине XX века держится вся нынешняя украинская "незалежность". Второго шанса преступникам мы не дадим.
"Пусть скорбь и печаль обернутся в мужество ваше и силу": таков наказ потомкам, выбитый на Венце памяти у братской могилы в Хатыни. И эту память мы не можем предать.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале и Viber. Также следите за нами в Дзен!