Этаж музея, где экспонировалась выставка работ скульптора Александра Финского, посвященная его 70-летию, в этот день действительно наполнился музыкой.
Застывшая музыка скульптур, казалось, оживала под звуки произведений Баха, попурри на темы Моцарта или обработки народных и современных белорусских песен в исполнении Государственного камерного хора Республики Беларусь под управлением заслуженной артистки Натальи Михайловой.
© Sputnik / Юрий Иванов
Колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский задал после концерта несколько вопросов юбиляру.
– Александр Михайлович, откуда взялась идея закрыть выставку музыкальным концертом?
– С детства музыка и скульптура идут для меня параллельно. Моя жена, а она музыкант, иногда мне говорит, что неизвестно, может быть, в музыке я бы большего достиг. Музыка есть одна из моих сущностей. Я люблю симфоническую музыку, люблю джаз.
© Sputnik / Юрий Иванов
– Я вижу, что это и в экспонатах выставки отражается?
– Джаз – это и есть моя малая пластика, это свобода, это экспромт и вдохновение текущего часа, минуты, мига, который между прошлым и будущим. А симфоническая музыка, это нечто более фундаментальное.
© Sputnik / Юрий Иванов
– Вы больше 30 лет преподаете в Белорусской академии искусств. Это не мешает творчеству?
– Нет, наоборот помогает. Мы всю жизнь учимся, если, конечно, не талдычить постоянно устаревшие догмы, какая уж тут учеба? В искусстве главная задача – раскрытие личности, это и есть основной элемент учебы. В академии, мы, как правило, имеем дело с уже устоявшимися личностями. У них свой взгляд на мир. Это обогащает.
© Sputnik / Юрий Иванов
– Мне кажется, что только настоящий мастер может быть хорошим учителем.
– Да, в этом есть правда. Если преподаватель сам не личность, то он вряд ли что-то пробудит в ученике. Тут меч обоюдоострый.
– Общение с молодежью подпитывает энергией или, наоборот, отнимает ее?
– У людей моего возраста взгляд на мир уже устоялся, и менять его кардинально – глупо. От молодежи, да, энергию получить можно, а изменить мировоззрение – нет, иначе ты сам не личность.
© Sputnik / Юрий Иванов
– Так получилось, что начало вашего творческого пути связано с целой серией ярких монументальных произведений. Один только мемориал "Яма. Минское гетто" чего стоит или "Красный берег" комплекс детям – жертвам ВОВ. Теперь вы склоняетесь к меньшим формам. Есть объяснение?
– У меня никогда не было такого разделения. Всегда занимался малой пластикой. К тому же это все относительно: малая пластика или большая. Есть малая пластика, которая больше большой! Даже по воздействию на человека больше. Размер ничего не определяет. Есть вещи станковые, которые увеличивают до идиотских размеров, и они от этого разрушаются. А есть те, которые проявляются полностью, даже при многократном увеличении, потому что там заложено большое объемно-пространственное мышление.
© Sputnik / Юрий Иванов
– В каждом виде искусства есть свое пространство?
– Скульптура – вещь круглая и должна работать со всех сторон, где каждая точка воздействует на развитие идеи в пространстве. Между тем, далеко не все скульпторы могут создать действительно круглую скульптуру. Это самое сложное. Необходимо думать и представлять – формировать пространство. Если нет, скульптура начинает разрушаться в этом пространстве.
© Sputnik / Юрий Иванов
– Тандем архитектор-скульптор имеет место быть?
– Мы занимаемся одним и тем же делом, только архитектура имеет большую утилизацию. А поэтому имеет ограничения. Надо учитывать, что в жилом доме должны жить люди. То же и с дизайном.
– Я знаю, что вы скульптор, который работает с разным материалом, а он для вас служит своеобразным инструментом. Это так?
– Даже более того, он – соавтор! Если ты не понимаешь пластических возможностей материала , то он будет тебе палки в колеса вставлять, а если ты это понимаешь, чувствуешь… Это как в оркестре, представьте, что музыкант не слышит свой инструмент?
© Sputnik / Юрий Иванов
– А много тонн глины вы перемесили своими руками?
– Много! Ну, я не один работаю. Есть у нас понятие, авторский слой, вот тут да, нужен мастер, только он один может создать из заготовки произведение.
– Вы создали надгробный памятник и памятную доску знаменитому скульптору Аникейчику. Это дар ученика учителю?
– Анатолий Александрович Аникейчик – это моя судьба. Я заканчивал школу. На сдаче диплома он как раз присутствовал и очень высоко охарактеризовал мою работу. Думаю, что и в Академию я поступил по его протекции. Поэтому точно, судьба!
– Почему дерево один из ваших любимых материалов?
– Потому что его нельзя тиражировать, то есть эти работы всегда эксклюзивны! Другое дело – бронза. Вылепил форму, и лей сколько хочешь. К слову, немцы любят делать скульптуры из дуба, можно сказать вечный материал.
Выставка работ скульптора Александра Финского
© Sputnik / Юрий Иванов
– И все-таки, почему малые формы, если энергетические затраты сопоставимы?
– Проявляется накопление невысказанности. Сейчас привлекают небольшие работы, там мне комфортней. Вот выставил графическую серию, опосредованно затрагивающую тему войны. Еще хочется создать скульптурную серию, посвященную белорусским поэтам разных эпох. Начало есть.
Скульптор Александр Финский с семьей
© Sputnik / Юрий Иванов
Для справки. Александр Михайлович Финский родился 2 января 1953 года в д. Весёлый Гай Пуховичского района Минской области. В 1977 защитил диплом в Белорусском государственном театрально-художественном институте (ныне – Белорусская государственная академия искусств) по специальности "скульптура". Учился у выдающихся профессоров А. Бембеля, А. Аникейчика, А. Артимовича. Является членом Белорусского союза художников с 1984 года. С 1991 года преподает в Белорусской государственной академии искусств и в настоящее время является профессором кафедры скульптуры.
Александру Финскому присуждена первая премия Белорусского союза архитекторов в области монументального искусства (2001), специальная премия Президента Республики Беларусь за "Духовное возрождение" и вклад в развитие международных культурных связей (2002), Государственная премия Республики Беларусь (2011), а также вручен диплом республиканского конкурса "Человек Года культуры" (2017). Он награжден медалью Франциска Скорины (2014), золотой медалью и дипломом "Vermeil"ART-SCIENSE-LETTRES (2016, Париж). В 2022 году А. Финский удостоен почетного звания "Заслуженный деятель искусств Республики Беларусь".
© Sputnik / Юрий Иванов
© Sputnik / Юрий Иванов
© Sputnik / Юрий Иванов
© Sputnik / Юрий Иванов
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в нашем канале в Дзен!