Когда речь заходит про армейские объекты в Борисове, то первые возникающие ассоциации – это "учебка" в Печах и 227-й общевойсковой полигон. К слову, последний еще в советские годы играл важное стратегическое значение и считался частью центрального подчинения Вооруженных сил СССР. Со временем он поменял свой статус, но по-прежнему остается общепризнанной школой полевой выучки воинов в Беларуси.
Корреспондент Sputnik Екатерина Воробьева побывала на Борисовском полигоне и узнала, как белорусские военные отрабатывают навыки и как устроен их быт в полевом лагере.
Учения на полигоне под Борисовом
© Sputnik
Пересекли два контрольно-пропускных пункта и перед нами открылся необъятный простор. Небольшие аккуратно выкрашенные здания в стиле "милитари" и залпы боевой техники лишний раз подчеркнули, что мы оказались на 227-м общевойсковом полигоне.
В эти дни здесь проходят полевые выходы отдельного механизированного и танкового батальонов 120-й гвардейской отдельной механизированной бригады, в ходе которых с бойцами проводятся комплексные занятия по огневой, тактической, инженерной, медицинской подготовке, вождению боевых машин.
Освоить танк "с нуля" несложно
Поле полигона условно поделено на участки (директрисы), на нескольких из них бойцы срочной службы учатся стрелять из танков Т-72Б3 и боевых машин пехоты БМП-2. Раздается звуковой сигнал – это команда экипажам занять места. Еще несколько минут – и грозная техника устремляется вперед, поражая огнем выставленные мишени. Однако, на удивление, ожидаемого мощного "бабах!" не происходит – звук от выстрелов не очень громкий.
"Когда стреляем штатным снарядом, тогда действительно получается громко. Сейчас стрельба ведется вкладным стволом. Это специальное приспособление, позволяющее постепенно, эффективно и с наименьшими экономическими затратами подготовить молодых солдат", – пояснил командир танкового батальона.
Танкисты на Борисовском полигоне
© Sputnik
Также он отметил, что по опыту современных локальных конфликтов для коррекции огня и разведки целей применяются имеющиеся в бригаде БПЛА, а танковый прицел "Сосна-У" позволяет вести меткий огонь даже новичку.
Не проходит и 15 минут, как раздается гул: это танковые экипажи возвращаются в исходное положение. Под вышкой их уже ждет комбат, который должен разобрать ход выполнения упражнения, указать на ошибки и дать объективную оценку действиям обучаемых. Среди тех, кто в этом выезде хорошо справился с поставленным задачами, – командир танка сержант Никита.
"Освоить эту технику "с нуля" – не тяжело. Танк устроен так, что фактически каждый может это сделать", – говорит он.
К слову, Никита первые полгода срочной службы учился в 72-м гвардейском объединенном учебном центре в Борисове, где многие новобранцы постигают азы военной науки. После "учебки" бойца направили в 120-ю гвардейскую отдельную механизированную бригаду. До дембеля парню осталось менее 90 дней. Признается, что близкие очень переживают за сына, особенно мама.
"Родители смотрят новости по телевизору и в интернете. Говорят, что обстановка в мире неспокойная и поэтому переживают. Я их успокаиваю, рассказываю, что мы не участвуем в боевых действиях. Конечно, если, не дай бог, на нас нападут, пойду родину защищать – я для этого и обучался здесь", – признается сержант.
Адреналин по-взрослому
На соседнем участке мотострелки выполняют учебные стрельбы из вооружения БМП-2. Наше внимание привлекла боевая машина, одиноко стоящая в тылу участка.
"Земля!" – раздается условная команда, и пехотинцы в белых маскхалатах и защитной экипировке выгружаются из БМП-2. Руководит процессом младший сержант Антон, заместитель командира мотострелкового взвода – командир боевой машины.
Военнослужащие на учениях
© Sputnik
"Здесь на полигоне мы испытываем адреналин – практика куда интереснее, чем жизнь в казарме. Да и служба идет быстрее. Я в детстве очень любил играть в войнушку, теперь мы по-взрослому "играем". Стреляем и в ночное время. В принципе, это то же самое, что и днем: мишени подсвечиваются, поэтому не сложно в них попадать", – посвящает в особенности полевых занятий он.
С первого взгляда кажется, что нет ничего сложного погрузиться в боевую машину либо выгрузиться из нее. Однако защитное снаряжение и штатное стрелковое оружие очень затрудняют любые передвижения.
"Эта тренировка и проводится для того, чтобы бойцы смогли отточить базовые навыки в действиях с полной экипировкой и быстро совершить посадку или высадку в БМП-2. Упражнение повышает живучесть всего экипажа и десанта боевой машины, ведь если кто-то будет медлить, то враг за это время уничтожит и саму машину, и тех, кто рядом", – со знанием дела рассказывает младший сержант.
По его словам, в идеале бойцы должны делать все быстро и слаженно, знать, как поджать под себя автомат, чтобы он не мешал. У этих солдат еще есть что совершенствовать, но для того они и учатся.
"Погодный" перерыв и эвакуация "раненого"
На некоторое время стрельба прекращается, и полигон замирает – крупными хлопьями сплошной пеленой пошел снег. В поисках укрытия от непогоды мы поднимаемся на вышку руководителя стрельбы на участке.
"Пока мы сделали паузу, потому что идет снег. Ведь чтобы выполнить условия упражнения и поразить все мишени, должна быть хорошая видимость. Да и по требованиям мер безопасности сейчас стрельбу вести нельзя – основной принцип: "Не вижу – не стреляю", – объясняет командир отдельного механизированного батальона.
Вышка руководителя стрельбы
© Sputnik
Вооружение, которое имеется в батальоне, в основном еще советского производства, но тем не менее позволяет эффективно выполнять все поставленные задачи. По словам комбата, поступают к ним на вооружение и модернизированные, новые образцы: как белорусского, так и российского производства. Среди них – ночные прицелы, монокуляры, квадрокоптеры и более удобное обмундирование, соответствующее требованиям современного боя.
К слову, военнослужащих учат не только меткой стрельбе, но и как правильно оказать первую помощь и эвакуировать раненого с поля боя.
"Наш командир взвода рассказал, что недавно в сети появилось видео, как военнослужащий хотел эвакуировать получившего тяжелое ранение товарища, но сам был убит, потому что его никто не прикрывал. Поэтому наши бойцы отрабатывают в том числе и эти навыки – в современных реалиях это очень важно", – пояснил заместитель командира мотострелкового взвода.
Военнослужащие в БМП-2
© Sputnik
Палаточная "романтика" и белорусские блюда от Кевина
Незаметно время подошло к обеду. Вместе с бойцами отправляемся в палаточный лагерь, который солдаты и офицеры обустроили своими силами. Палатки и машины хорошо замаскированы в лесу, обнаружить их почти невозможно.
"Этот лагерь мы оборудовали за два дня. В палатках для проживания есть все необходимое: деревянные настилы, коврики, спальные мешки, печка. Имеется также баня, умывальники. В таких условиях бойцы могут жить долго, главное, чтобы был подвоз продуктов, дров и воды", – рассказал заместитель командира по тылу танкового батальона.
На тот случай, если в лагере пропадет свет, предусмотрены бензогенераторы для выработки электричества.
Святая святых для уставшего от насыщенных полевых занятий бойца – это полевая кухня. "Кормилица" военнослужащих – "на колесах": котлы, где готовится пища, находятся в грузовике "Урал". Кроме того, несколько машин используется летом как холодильник, а зимой – как склад для хранения продуктов. По словам заместителя по тылу, в прошлом году в батальон поступило несколько новеньких прицепов-"холодильников".
В лагере две столовые: одна – для офицеров и прапорщиков, другая – для солдат. Особых отличий между ними нет – такое разделение нужно, чтобы одновременно накормить большое количество человек.
Старший повар ефрейтор Кевин
© Sputnik
Суп-харчо, макароны с тушенкой и обязательно сало с луком – после такого обеда голодным точно не останешься. Один из тех, кто отвечает за то, чтобы военнослужащие были сыты – старший повар ефрейтор Кевин.
"Мой отец – африканец, а мама – белоруска. Папа во время СССР приехал в Беларусь учиться – тут и нашел свою любовь. Из-за своего цвета кожи я не комплексую, наоборот, считаю это своей "изюминкой". В моем батальоне ко мне хорошо относятся и никаких насмешек я не слышу", – сказал Кевин.
Молодой человек уточнил, что до армии работал официантом в Минске. Год назад пришла повестка, и он пошел служить. Мыслей "откосить" даже не возникало – через армию должен пройти каждый, считает Кевин. Когда юноше после учебы в 72-м гвардейском объединенном учебном центре предложили быть поваром, с радостью согласился. Он все освоил на месте – перенял опыт у старших товарищей.
В полевой столовой
© Sputnik
Время обеда закончилось, но военнослужащим не до отдыха – нужно проверить и почистить вооружение, подготовиться к занятиям. Вечером они снова выйдут "в поле" и отработают навыки в ночной стрельбе из танка Т-72Б3 и БМП-2.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь
Также на Sputnik:
Квадрокоптер – это новый "бог войны". Как в армии применяют беспилотники
Как служится в военной части, где съели самую большую в мире банку сгущенки