Сегодня из той фантастической плеяды в живых остался только Генрих Боровик. Обо всех остальных мы вспоминаем в связи с их юбилейными датами. 28 января исполняется 90 лет со дня рождения Игоря Фесуненко.
В памяти Игорь Фесуненко остался, как блестящий знаток латиноамериканского футбола. Он нам, жителям СССР, его, собственно говоря, открыл. До Фесуненко о короле футбола Пеле слышали все, но узнали мы о нем не только как о футболисте, но и как о спортсмене только благодаря Фесуненко – из его книг, репортажей и интервью с великим футболистом.
Вместе с Пеле через латиноамериканский футбол Игорь Фесуненко открыл для советского зрителя не только Бразилию, но и всю Латинскую Америку. Его комментарий финального матча чемпионата мира по футболу 1986 года в Мексике, где победила сборная Аргентины во главе с Диего Марадоной, с которым дружил Фесуненко, и сегодня является эталоном для спортивной журналистики.
Правило академика Лихачева
Жизненная история Игоря Фесуненко вполне укладывается в правило академика Дмитрия Лихачева, который считал, что интеллигентом можно стать, имея в трех поколениях дипломы о высшем образовании: у дедушки, отца и свой собственный.
Он родился в семье представителя высшей технократической элиты. Семья Фесуненко жила в Москве на 3-й Тверской Ямской, хотя родился он в Оренбурге, куда его мать уехала рожать своего первенца. Отец Фесуненко Сергей Александрович перед войной был направлен на Запорожский алюминиевый завод на должность главного механика, туда же вернулся после войны восстанавливать предприятие.
Игорь Фесуненко выбрал гуманитарную профессию, поступив в Московский историко-архивный институт. Работая в Главном архивном управлении, писал заметки на исторические темы в газеты и журналы. И самостоятельно выучил испанский язык.
Понятие "самостоятельно выучил" весьма условно. В советское время зритель имел возможность пользоваться тремя телепрограммами — двумя центральными и одной местной. На втором общесоюзном канале долгое время была передача по изучению иностранных языков для всех желающих. Главным условием для преподавателей телеуроков по изучению иностранного языка было то, что для них он должен был быть родным. С такими специалистами в СССР после войны проблем не было. Телевизионное преподавание было блестящим, с которым сегодняшние репетиторы по многим параметрам и рядом не стояли.
Испанский язык привел Игоря Фесуненко на работу в латиноамериканскую редакцию Иновещания, откуда его в 1966 году отправили на работу в Бразилию.
Открывший Пеле
Латино-американскую культуру Игорь Фесуненко изучал через Бразилию. А чтобы глубже понять феномен этой страны и ее значимость для Южной Америки, решил познакомиться с легендарным Пеле.
Первое интервью с королем футбола получилось почти детективным. Открывшая дверь в дом жена Пеле не хотела пускать непрошеного незнакомого ей гостя. Она попыталась захлопнуть перед Фесуненко дверь, но тот успел поставить свою ногу в проем. Театральный крик от боли сделал свое дело — навстречу "раненому" гостю вышел сам Пеле.
Они в итоге проговорили два часа. Вместе пели песни, а затем Пеле согласился под видеозапись исполнить песню на свой выбор. Не только текст интервью, но и песенная запись Фесуненко отправил в СССР, где все это смогли не только прочитать, но и увидеть советские любители футбола.
Книги Игоря Фесуненко о Пеле и Гарринче — это книге не о футболе как о спорте. Это книги о футболе как о второй религии бразильцев, том спортивном феномене, который свойственен только этой стране. Книга о Гарринче — это боль и скорбь о великом человеке, одногодке Фесуненко (Фесуненко и Гарринча родились 28-го числа с разницей в девять месяцев — первый в январе, а второй в октябре). В ней Фесуненко предстает перед читателем советским Хэмингуэем, с той разницей, что пишет не о корриде, а о футболе.
В своей родной стране при жизни Пеле стал национальным героем, сумевшим объединить раздираемую противоречиями Бразилию. Для огромной массы темнокожего населения он стал символом удачи и успеха. Для огромного советского пространства и русскоязычной аудитории это в доходчивой форме объяснил и показал Игорь Фесуненко. И объяснил: в игре каждой национальной сборной по футболу заложен менталитет народа той страны, которую они представляют на высших футбольных мировых форумах.
Генералы в отставке
Новая российская власть во главе с Борисом Ельциным к советским "журналистским апостолам" относилась с недоверием.
Последним знаковым политическим эфиром для Игоря Фесуненко стали политические дебаты на первых выборах президента России в 1991 году. Увы, но эфир с Борисом Ельциным у него не задался сразу. Сказывалось недоверие к Фесуненко со стороны Ельцина.
Исход с большого экрана не только Фесуненко, но и его коллег обуславливался еще и тем, что новой молодой команде, сменившей их, нужны были руководящие посты и все прилагающиеся к этому материальные дивиденды. Это нормально и естественно во все времена и для любой профессии. Не только Фесуненко, но и все его коллеги поняли и приняли это.
Что он оставил после себя? Ту простоту и ясность, когда любой и каждый способен понять любую самую сложную мировую проблему. Понять и оценить не только нас самих, но и тех, с кем мы никогда в жизни не сталкивались, а познакомились лишь благодаря телевизионному экрану. И с этой задачей Игорь Фесуненко справился полностью.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции