Иронический детектив: что главное в работе автора и каковы гонорары

Писать иронические детективы, в которых очень уютно "пожить" какое-то время, нельзя без природного чувства юмора, отмечает писательница Янина Корбут и советует начинающим авторам при работе над книгой всегда убирать подальше мобильный телефон.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Творчество перспективной писательницы Янины Корбут читатели сравнивают с ранней Донцовой и Поляковой. Она начала писать иронические детективы в декретном отпуске и стала победительницей нескольких литературных конкурсов, а также попала в лонг-лист премии "Русский детектив" в номинации "Открытие года". Ее книга "Наследник по кривой" стала бестселлером по итогам продаж в книжном интернет-магазине, сейчас писательница работает с известным издательством и получает предложения на экранизацию своих детективов.
Корреспондент Sputnik Татьяна Федоренко пообщалась с автором и узнала, с чего начинать новичку и как продвигать себя на современной писательской арене.
– "Бабы детективы не пишут" - был такой принцип советской литературы, когда женщинам советовали писать только любовные романы или про рабочий класс. Как обстоят дела сейчас?
– В середине 90-х годов прошлого века детективы действительно были рассчитаны преимущественно на мужчин, так называемый "крутой детектив" с перестрелками и разборками. Начиная с конца 90-х женщины стали потихоньку отвоевывать свое право на детективы, сейчас их в этом жанре намного больше, и это прекрасно.
Гендерные стереотипы могут коснуться автора, если тот претендует на определенную аудиторию. К примеру, ориентируясь на мужчин, возможно, следует рассмотреть мужской псевдоним. Особенно это касается жанровой литературы.
Мне почему-то кажется, что проникновенно писать от женского лица мужчине сложнее, равно как и женщине от мужского. Тут нужно полностью перевоплощаться в героя, убирать свое "я".
– Можно ли в Беларуси прожить на гонорар писателя? Сколько в среднем зарабатывают начинающие авторы в нашей стране?
– Все прозрачно: тиражи прописаны на сайте, процент от продажи каждой книги у писателей плюс-минус стандартный. Сосчитать легко.
Писательница Янина Корбут начала писать, когда находилась в декрете, и сегодня она - один из перспективных авторов иронического детектива
К тому же, важно понимать, что писатель не получает зарплату каждый месяц, обычно это выплаты в лучшем случае раз в квартал. В писательском деле, как и в любом другом, есть небольшая группа высокооплачиваемых топовых авторов, остальным рассчитывать на миллионы не приходится, особенно в начале творческого пути.
В писатели нужно идти, когда иначе себя не мыслишь и у тебя есть запас прочности и финансовая подстраховка в другой сфере, поскольку от написания книги до первых серьезных денег может уйти до пяти лет. И это при условии, что все эти годы вы будете оставаться активным издаваемым писателем.
Чтобы хорошо зарабатывать, нужно выйти на тиражи от 10 тысяч, регулярно переиздавать книги, продвигать электронные и аудиопродажи на сетевых платформах. Я бы сравнила это с поездом: пока он набирает обороты, скорость не впечатляет, уже разогнавшись как следует, вы можете выйти на приличные заработки.
– Не задумывались об экранизации одной из своих книг? Говорят, это приносит неплохой доход.
– Конечно, я хотела бы видеть свои книги на экране. Уже был интерес к серии моих детективов со стороны одной очень крупной телекомпании. Они рассматривают наши сценарные заявки, но все это пока в планах.
Думаю, неплохие деньги за продажу прав на экранизацию получают, опять же, топовые авторы. Поначалу я бы не рассчитывала на голливудские гонорары.
– Кому из режиссеров вы бы доверили экранизацию своего детектива?
– Как ни странно, у меня есть ответ на этот вопрос. Я немного изучаю сценарное ремесло, хотела бы в будущем попробовать себя и в написании сценариев. Доверила бы свои книги Илье Куликову или Илье Аксенову.
В России, я считаю, самые лучшие режиссеры и сценаристы, и они еще себя покажут в ближайший производственный цикл.
Роль сценариста в создании сериала или фильма едва ли не первостепенная, ведь чтобы сбить крепкую, особенно детективную историю, нужно быть высококлассным профессионалом.
– Вы победили в конкурсе "Со слов очевидцев" в номинации "Лучший иронический детектив". Какие перспективы открылись после победы?
– Издательские платформы "Литрес" и "Самиздат" изначально созданы для авторов, которые продвигают себя сами. Тогда я еще не работала с издательством и пыталась заявить о себе.
Янина Корбут считает, что комедия – это самая сложная форма художественной литературы
В 2020 году подала заявку со своей третьей книгой "Приватный танец для темной лошадки", прошла в лонг- и шорт-листы и, наконец, увидела свое имя в победителях. В качестве приза я получила небольшой тираж своей книги, денежное вознаграждение и сертификат на книги.
Но главное – со мной заключили эксклюзивный договор, также издательская платформа занимались продвижением книги. Эта победа стала отправной точкой: я поняла, что двигаюсь в нужном направлении и впервые записалась на специализированные курсы детектива в Писательскую Академию, где совершенствовала свои навыки.
– Вы также попали в лонг-лист премии "Русский детектив" в номинации "Открытие года".
– В 2022 году я впервые попробовала подать заявку на премию "Русский детектив" в области детективного и остросюжетного жанров литературы и кино. Эта премия учреждена с целью поощрения деятелей литературы и кино за их достижения и вклад в развитие жанра. Мне было очень приятно увидеть свое имя в лонг-листе, куда я прошла со своей книгой "Трое в кустах, не считая собаки".
Вторым этапом следовало читательское голосование, но я недостаточно ответственно подошла к нему. Надо уметь агитировать читателей голосовать за любимого автора. Ведь большинство людей ленятся оставлять отзывы и голоса, даже если симпатизируют писателю. В этом году планирую повторить попытку и, конечно же, надеюсь на победу.
– Можно ли писать иронические детективы без природного чувства юмора?
- Уверена, что нет. Учить юмору – это уже звучит смешно. Хотя попытки есть: многочисленные книги и курсы, которые обещают научить строить шутки по лекалам.
Юмор ведь имеет различные литературные формы: анекдот или шутка, монолог, диалог, рассказ, каламбур, остроумный ответ, афоризм. То есть освоить технологию создания шутки или анекдота вполне реально, но мыслить, а тем более писать смешно – это что-то врожденно-приобретенное.
Я считаю, что комедия – это самая сложная форма художественной литературы.
– Ваше творчество сравнивают с ранними романами Поляковой, Донцовой. Вы с этим согласны?
– У нас любят сравнивать: если пишет иронический детектив, значит, вторая Донцова, Полякова или Хмелевская. Но меня, конечно, ничуть не обижают такие сравнения. Если бы меня сравнили с автором, который мне не симпатичен, возможно, я бы приуныла. А сравнение с лучшими – это комплимент, ведь многие авторы начинают в каком-то роде с невольного подражания тем, кого читали в юности.
Еще в школе я читала всех вышеупомянутых писателей и знала, что тоже буду писать такие же задорные истории. Так, отталкиваясь от того, что тебе по сердцу, постепенно вырабатывается свой авторский голос.
– Помимо того, что вы перспективная молодая писательница, вы еще и мама двоих детей и заботливая супруга. Как удается совмещать литературную деятельность и семью?
– Я на всю жизнь запомнила одну случайно услышанную фразу: "Никто и никогда не успевает всего". Всегда случаются перекосы в ту или иную сторону: муж голодный или дети недовольны, либо книга не дописана. Но если придерживаться самодисциплины автора, планировать свой рабочий день так, чтобы во время пика активности поработать, а не "потупить" в соцсетях – можно горы свернуть.
Продуктивнее всего писать с 8 до 11 утра, это время лучше всего посвятить книге. И всегда разделяйте задачи: если в этот день вы редактируете, то не пишите. Если собираете информацию для книги, то не редактируйте.
Если пишете поэпизодник и выстраиваете систему персонажей, не пишите "тело текста". Не пытайтесь делать в один день задачи, требующие различной степени вовлеченности и концентрации. Это разные виды работ.
Всегда убирайте телефон из зоны видимости, отключайте звук, а на рабочем столе не держите ничего лишнего. Так вы всегда будете выполнять свою норму вне зависимости от внешних факторов. Домашние дела и другие вопросы, не требующие предельной концентрации, лучше отложить на послеобеденное время. А вечер оставить для семьи и отдыха. Но помните: даже сериалы сообразительный автор всегда смотрит с блокнотом. Никогда не знаешь, когда придет новая идея.
– Члены семьи являются прототипами ваших героев или это все собирательные образы?
– В моих книгах нет ни одного реального персонажа. Я никогда не беру в качестве героев знакомых или родных. А вот чьи-то привычки, черты, особенности речи можно и нужно использовать в книгах.
Муж голодный или дети недовольны, либо книга не дописана - в работе писателя очень важна самодисциплина, отмечает Янина Корбут
Наблюдение за жизнью вокруг себя – самый обширный источник вдохновения. Я могу пойти в магазин и вернуться с готовыми типажами. А соседские или родительские чаты – это же просто кладезь юмора и характерных персонажей.
– Есть у вас какая-нибудь жизненная история, связанная с вашей книгой?
– Почти каждая книга – это какая-то история, которая дала искру, импульс, из которой разгорается сюжет. Очень забавная история вышла с четвертой книгой серии, которая пока в работе у редактора. Случай прямо комический: как-то рано утром мне позвонила мама и сообщила, что ночью ей приснился Миний Лафорий. Почему-то, во сне, у нее были ассоциации, что это какой-то наш предок.
И вот она записала это имя и стала искать информацию. Единственный Миний, которого мы нашли, оказался богатейшим древнегреческим царем. И с похожего эпизода начинается моя книга с рабочим названием "Обольстительница пирамид". Надеюсь, она скоро увидит свет.
– Сложно ли белорусским писателям пробиться на международный уровень? Для этого достаточно таланта, либо важнее пиар-агентство и продюсер?
- Глупо отрицать, что последние десятилетия идет коммерциализация литературы. Новому автору пробиться довольно тяжело.
Если нет личного бренда, определенных наработок, то книгу сложно будет пристроить в издательство. С другой стороны, сейчас множество платформ "Самиздата", где авторы набирают поклонников своего творчества, становятся популярными в своем жанре, побеждают в конкурсах. Времена, когда настоящим писателем можно было стать только издаваясь на бумаге, понемногу уходят.
Очень люблю Беларусь и хочу радовать и своих соотечественников хорошими историями. К примеру, скоро в белорусском издательстве "Четыре четверти" выйдет мой новый детектив "Любимые вне закона" в серии "Авантюрные детективы". Книга внесерийная, с очень интересной главной героиней Тиной – девушкой, которая умеет различать запах лжи. Кстати, эта история вошла в шорт-лист премии "Литрес" "Любовь между строк" в номинации "Лучший остросюжетный любовный роман".
Конкурсы – прекрасный способ заявить о себе, и их очень много. К примеру, недавно в ЭКСМО прошел конкурс "True Crime, True Love" для детективщиков, "Литрес" регулярно проводит конкурсы по всем жанрам с хорошими призами в виде продвижения автора, из моих любимых – "Со слов очевидцев", "Электронная буква".
Есть еще конкурс "Большая книга", ежегодно проходит премия "Русский детектив", литературная премия для молодых писателей "Лицей", "Ясная Поляна". Советую не распыляться на мелкие конкурсы, а принимать участие в наиболее известных. Они дадут вам уверенность и приятную "галочку" в резюме. Кстати, если вы захотите работать с литературным продюсером, это тоже будет своеобразным "маячком", что вы – перспективный молодой автор.
– И в завершение, скажите, почему стоит читать иронические детективы Янины Корбут?
– Мне кажется, в них очень уютно "пожить" какое-то время. А это очень важно, когда в вашей книге хочется жить, когда с ней не хочется расставаться. Они о добре, о любви, о чем-то теплом и родном. Это возможность улизнуть из окружающего хаоса и побыть в мире приключений и авантюр. А еще они очень веселые.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь