Было время, когда батлейку в Беларуси забыли – не всем нравился репертуар народного кукольного театра. Были и другие причины временного исчезновения традиции. Сейчас театр снова живет. У одного из мастеров кукольных постановок побывал корреспондент Sputnik.
Телевизор без электричества
Никто вам точно не скажет, когда появился кукольный театр как таковой. Известно, что куклы для представлений были еще в Древнем Египте, у эллинов. Да и в Риме богатые семьи держали коллекции марионеток.
По одной из версий, изначально куклы были частью религиозных ритуалов, а не театра. Батлейка тоже связана с религией. Такие театры возникли примерно в XV веке в Западной Европе. За неимением телевизора, а тем более YouTube, монахи-иезуиты решили использовать кукольный театр для религиозного просвещения неграмотных простолюдинов. В Беларусь батлейка пришла приблизительно в XVI веке.
© Sputnik / Виктор Толочко
Не зря название происходит от города Вифлеем (Бэтлеем), где родился Христос. Хотя есть и другие варианты наименования такого рода кукольных театров. На Украине и в России чаще всего используют слово "вертеп". Это намек на пещеру со скотом, где родился Иисус.
Интересный вариант бытовал раньше на Витебщине – "жлоб". Скорее всего, это от слова "желоб". Имеется в виду кормушка для скота, и это тоже отсыл к библейским яслям. Несколько лет назад мастер из Новополоцка Андрей Ретиков показал батлейку "Витебский жлоб" на фестивале "Нябёсы" в Минске.
Компактный вариант теневого театра
© Sputnik / Виктор Толочко
Это не кукольный, а мобильный теневой театр, где с помощью набора трафаретов показывается эпизод бегства Святого семейства в Египет. Его удалось воссоздать по рисункам этнографа Евдокима Романова, а последний оригинальный витебский жлоб, к сожалению, сгорел во времена немецко-фашистской оккупации Витебска.
В 2022 году этот тип теневой батлейки официально признан в Беларуси историко-культурной ценностью. Теперь в стране есть несколько таких образцов. Как управлять и теневой, и кукольной батлейкой, учат не только во дворцах культуры и некоторых воскресных школах. Свой студенческий театр есть и на факультете дошкольного образования БГПУ. Его руководитель Екатерина Цубер показала, как это работает.
Водители кукол
Мастерство батлейки для студентов БГПУ – не обязательная дисциплина, но в университетском театре "Адраджэнне батлейкі" проблем с кадрами нет.
Екатерина Цубер со студентами
© Sputnik / Виктор Толочко
"Только при мне это уже четвертое поколение студентов", - рассказала руководитель театра Екатерина Цубер.
О том, что батлейки существуют, она знала еще со школы, но вживую посмотреть выступление такого театра в детстве так и не довелось. Когда преподавала в БГПУ, узнала, что появилась вакансия руководителя театра батлейки.
"Начала сама осваивать батлейку фактически с нуля. На первых порах многому научили студенты, которые уже имели опыт представлений", - вспомнила нынешняя глава театра.
Постепенно кукольный театр стал частью жизни. Была разработана авторская методика обучения дошкольников вождению куклы в скрыне ("ящике" батлейки).
© Sputnik / Виктор Толочко
Иногда театр ездит на гастроли к маленьким зрителям.
"Конечно, батлейка интересна и взрослым, но дети по-особенному ее воспринимают. Как только открываются дверцы скрыни с куклами, от удивления раскрываются и рты. Бывали случаи, когда во время выступлений подбегали, хватали куклы. А как же без этого. Причем, малышам зачастую интересны такие персонажи как чертик, смерть с косой и Баба Яга. Совсем их не боятся", - рассказала Екатерина Цубер.
Генерал и дракон. В батлейке встретишь кого угодно
© Sputnik / Виктор Толочко
Батлейка, как и любой театр, предполагает совсем другую вовлеченность, нежели мультик – действие действительно происходит здесь и сейчас. Но главное, после представления (при условии, что ты хорошо себя вел) куклы разрешат потрогать, а если повезет, научать их водить.
Руководитель театра Екатерина Цубер
© Sputnik / Виктор Толочко
Да, батлеечные куклы именно водят. В абсолютном большинстве случаев это просто фигура на палочке. Никаких дополнительных возможностей для управления нет. Нужно очень тонко чувствовать куклу и с помощь нужного угла наклона, частоты движений правильно изобразить эмоции, характерную походку. У детей, привыкших к игрушкам, это часто получается лучше, чем у взрослых. Но это не единственный секрет батлейки.
Разложить руки
Ключевой момент для любого батлеечного режиссера – правильно распределить, кто какой куклой водит, с какой стороны сидит. В студенческом театре "Адраджэнне батлейкі" это называется "разложить руки". Здесь не только приходится учитывать, кто правша, а кто левша, но и быстроту реакции, особенности мелкой моторики и комплекцию актеров. Например, рост важен для вождения кукол на втором ярусе.
© Sputnik / Виктор Толочко
"Хочешь сделать хороший спектакль – куклу надо оживить", - раскрыла один из секретов Екатерина Цубер.
Кукол важно правильно распределять по ярусам по ходу пьесы. С одной стороны, часто встречаются одноуровневые (панорамные) батлейки. С другой – репертуар традиционно делится на два жанра. Высокий предполагает религиозные темы, а низкий – бытовые сценки из народной жизни. Поэтому в батлейках каждое место и по сей день имеет свой особый символизм. С левой стороны верхнего яруса в двухэтажной скрыне обычно находится "рай". С правой стороны нижнего яруса – "ад". В трехъярусной батлейке он занимает весь нижний этаж. Нарушать эти правила персонажам не комильфо.
© Sputnik / Виктор Толочко
В бытовых пьесках в Беларуси свой особый набор персонажей. Например, торговец-еврей, пан. Через последнего обычно высмеивали жадность и глупость. В противовес ему выступает типаж смекалистого и находчивого мужика Антона и других типажей, которые были распространены в старину и брались из реальной жизни.
© Sputnik / Виктор Толочко
Были такие герои как элегант (он же щеголь или франт), элегантка, доктор-шарлатан, солдат, черт, цыган и цыганка, Александр Македонский и многие другие.
Одна из батлеечных традиций – "сценарная свобода". Батлейщик придумывал собственную историю или придумывал новый ход в уже знакомой многим пьесе, перекраивая сценарий на свое усмотрение или в угоду зрителям.
Куклы просто лежат в чемодане, но придет мастер, и они оживут
© Sputnik / Виктор Толочко
Батлейка своими руками
Хороший театр-батлейка – удовольствие недешевое. Даже если вы хорошо работаете по дереву и с другими материалами, и работу не надо заказывать мастеру, все равно уйдет немало средств на ткани, краски и прочее. Четких стандартов оформления скрыни никогда не существовало, но ее старались украсить резьбой, вытинанкой, соломой и другими способами.
Эту батлейку держат в мини-музее БГПУ, но иногда используют для представлений
© Sputnik / Виктор Толочко
Есть менее долговечные, но более бюджетные упрощенные варианты. В конце концов, в наше время мастерят даже из картона. Если хочется сделать именно белорусский вариант, а не российский или украинский, нужно учесть, что прорези для кукол в "полу" каждого уровня делаются не как плавные дуги, а четкими углами. Такова особенность белорусской традиции.
Как сказано выше, есть некие каноны по набору персонажей, если вы ставите именно рождественскую историю. В любом случае нужны Младенец, Иосиф, Мария, Ангел, Ирод, Легионер (Генерал), пастухи, волхвы, Звездочет, Рахиль, черт, смерть.
© Sputnik / Виктор Толочко
Но нет никаких строгих установлений, из чего делать куклы. Используйте все: от дерева до папье-маше.
"У нас почти все куклы деревянные. Некоторые с особенностями. Например, у Царя Ирода отваливается голова в нужный момент, потому что в любой версии к нему приходит смерть, но не у всех иродов голова съемная (ее "отрубает" смерть – Sputnik)", - раскрыла один из секретов Екатерина Цубер.
© Sputnik / Виктор Толочко
Куклы с подвижными элементами – это вообще редкость. В студенческом театре БГПУ таких четыре: смерть, Ирод, Баба Яга, змей.
Куклы в массы
Сейчас кукла-игрушка есть у каждого ребенка, и этим никого не удивишь. Еще в советские времена возникла идея наладить выпуск именно кукол для батлеек вместе со скрынями. В БССР даже сделали опытные образцы, но в серию это так и не пошло.
Кто знает, может производители игрушек еще вернутся к такому проекту. И все же штучные батлейки намного интереснее. У каждой свои особенности, виден характер мастера, а то и целой артели. Так или иначе, большинство существующих сейчас в Беларуси батлеек – это "самоделки" в хорошем смысле слова.
© Sputnik / Виктор Толочко
Есть еще один секрет. В наше время батлеечники часто выступают в камерной атмосфере. Так бывает не всегда. Иногда нужно, как в былые времена, дать представление перед многочисленной и шумной аудиторией (к примеру, на ярмарках). Тут уже без хорошо поставленного голоса батлейщику не обойтись, кто-то пользуется звукоусиливающей аппаратурой.
Студенческий театр батлейки на факультете дошкольного образования БГПУ
© Sputnik / Виктор Толочко
Батлейщики не обязательно находятся только за скрыней. Иногда нужно выходить, в зависимости от художественного замысла. И здесь идут в ход другие средства выразительности. В любом случае, это самодеятельный театр. Уютный, иногда вроде бы неказистый. Но именно сочетание простоты и скромного изящества делает батлейку привлекательной для зрителей.
© Sputnik / Виктор Толочко
А вы уже готовы организовать свою батлейку?
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Самую старую в Беларуси Рождественскую батлейку показывают в Гродно
От Ракова до Таллинна: батлейки из пяти стран приехали на фестиваль в Минск