На одной из передач "Что? Где? Когда?" знатоков спросили: кто были первыми олимпийскими чемпионами по фигурному катанию в танцах на льду? На простой и тривиальный вопрос не только для любителей фигурного катания, но и тех, кто жил в 1970-е годы прошлого века в СССР, знатоки ответить не смогли. Это выглядело очень грустно.
Первые олимпийские чемпионы в танцах на льду Людмила Пахомова и Александр Горшков – больше, чем спортсмены. Это лица того времени. Пахомова и Горшков – это стиль, в котором сольную партию играла Пахомова. Многим казалось, что Горшков выполняет роль статиста и "подставки на льду" для яркой и искрометной партнерши, но это первое впечатление было обманчивым и по обывательски поверхностным.
Пахомова, расставшись с Виктором Рыжкиным, сама нашла себе партнера, привела и показала его Елене Чайковской, поставила его в пару с собой, не обращая никакого внимания на то, что ее новый партнер, который впоследствии станет мужем, был всего-навсего перворазрядником.
Людмила Пахомова с Еленой Чайковской сделали то, что ни до них, ни после них не удавалось никому. В лице Александра Горшкова они явили миру фигурного катания новый тип партнера в танцах на льду, сочетающий в себе аристократичность родоначальников танцев на льду англичан с русской широтой и размашистостью.
Прославленные советские фигуристы Людмила Пахомова (слева) и Александр Горшков (справа) беседуют со своим тренером Еленой Чайковской (в центре)
© Sputnik / Морено
В паре с Пахомовой Горшкова никогда не было много. Он всегда был минимален во всем – ни одного лишнего движения и даже поворота головы. Это был отточенный рафинированный стиль, который для многих так и остался эталонным.
Горшков был естественен и органичен и во "Вдоль по Питерской", и в американском блюзе, и в финальной произвольной программе, поставленной на испанские мелодии фламенко и ставшей для него с Пахомовой "золотой" в Инсбруке в 1976 году. Он вместе с Пахомовой мог на льду все, оставаясь при этом самим собой и не расходуясь по мелочам.
У Горшкова все и всегда было к месту, начиная с длины брюк и заканчивая цветом галстука и подбором рубашек. Он относился к той части советской спортивной элиты, которую хоть в телогрейку одень – порода все равно видна. Горшков – из категории тех спортивных звезд, за которых никогда никому не было стыдно. Он был безупречен и стоек во всех житейских и спортивных обстоятельствах, которые после завершения спортивной карьеры не всегда благоволили ему.
К Горшкову не прилипала никакая желтизна, все досужие разговоры и обвинения в том, что он сделал или чего не делал никогда тиражированию не подвергались – один его взгляд или немногословный ответ на тот или иной вопрос снимали все вопросы. Врожденная дипломатичность и такт Александра Горшкова позволяли ему управлять неуправляемым – российское фигурное катание, этот бурлящий вулкан, обрело второе дыхание.
Сорок лет назад после окончания карьеры про Людмилу Пахомову и Александра Горшкова был снят документальный фильм "Право быть первыми". Это право в мировой истории фигурного катания останется за ним навсегда.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции