Горячие тарифы накануне холодов: курс избавления ЖКХ от долларовой зависимости

Доллары США, архивное фото
Отмена правительством Беларуси привязки к доллару тарифов и цен ЖКХ для юридических лиц является частью стратегии повышения доверия к национальной валюте и сдерживания инфляции.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Для полноценной реализации стратегии необходим великий перелом психологического свойства, чтобы материальное благосостояние в Беларуси рассматривалось в системе координат рублевых взаиморасчетов. Опыт России показывает, что на практике это вполне достижимо. Зайдите на любой российский сайт купли-продажи, там долларовые эквиваленты, как правило, отсутствуют.

Игра без фантиков

Яркий пример – сайты для бэушных авто, на которых в Беларуси в отличие от России цены неизменно продублированы в вожделенных условных единицах. В России их сокращенную транскрипцию можно услышать разве что в хите Киркорова, но он не уточняет, что подразумевает под припевом: "У-е!". Вполне возможно, что и доллары.
Перефразируя классика – долларизация в головах. Значит, обратный процесс – с префиксом "де", тоже происходит, в первую очередь, в массовом сознании. Тарифы ЖКХ – как раз та ячейка информации, которая формирует массовый стереотип восприятия. Именно его наряду с тарифом надо отвязать от доллара, что позволит более свободно формировать суверенную рублевую среду. Неслучайно президент Беларуси Александр Лукашенко назвал доллары и евро фантиками – токсичными валютами.
Согласно постановлению Совета министров №747 от 3 ноября 2022 года, тарифы (цены) на коммунальные услуги индексируются с учетом соотношения установленного Нацбанком официального курса белорусского рубля к инвалюте, которая используется при установлении тарифов на коммунальные услуги. Суть отвязки от доллара заключается в том, что индексация осуществляется только в случае одновременного выполнения двух условий.
Во-первых, если официальный курс белорусского рубля по отношению к инвалюте, установленный Нацбанком на дату оплаты юрлицом коммунальных услуг, отличается от примененного курса при определении тарифов (цен) на коммунальные услуги. Во-вторых, если официальный курс российского рубля к доллару США, установленный на дату оплаты юрлицом коммунальных услуг, составляет 75 и более российских рублей за 1 доллар США.
ЖКХ – лишь один из примеров планомерной дедолларизации, которая происходит в Беларуси во многих сферах. В подписанной 3 января 2020 года Национальной стратегии повышения доверия к национальной валюте до 2035 года отмечается, что внутренние дисбалансы наряду с внешними негативными явлениями привели к ситуации, когда в 2009 году белорусский рубль обесценился к доллару на 30%, в 2011 году – в 2,8 раза, в 2015 году – на 56%.

Каково средство сбережения?

Данный процесс сопровождался утратой внутренней покупательной способности белорусского рубля и снижением доверия к национальной валюте, которая перестала в полной мере исполнять функции денег. Де-факто постоянная высокая инфляция привела к утрате белорусским рублем функции меры стоимости (стабильность цен и удобство их формирования в национальной валюте).
Иностранная валюта в тот период широко использовалась в расчетах внутри страны, значимая часть внутренних договорных отношений номинировалась в иностранной валюте. Это существенно ограничило выполнение белорусским рублем функции средства обращения, снизило привлекательность рублевых взаиморасчетов.
К 1 января 2016 г. финансовая долларизация достигла своих максимальных значений с момента введения национальной валюты. Доля белорусских рублей в общем объеме широкой денежной массы составляла всего 27,7%, что означало, в том числе потерю белорусским рублем функции средства сбережения (обеспечение сохранности эквивалента стоимости для последующего обмена белорусских рублей на товары и услуги).
Высокие процентные ставки на рыночном сегменте кредитно-депозитного рынка в национальной валюте под воздействием высокой фактической инфляции и инфляционных и девальвационных ожиданий ограничили исполнение белорусским рублем и функции средства платежа (доступные кредитные продукты в белорусских рублях).
В процессе потери национальной валютой значительной части своего функционала произошли негативные изменения в поведении экономических агентов. Правительство Республики Беларусь и Национальный банк столкнулись с серьезными вызовами в области ценовой и финансовой стабильности, возможности обеспечивать высокий экономический рост.
Начиная с 2015 года, денежно-кредитная политика и сопутствующая коммуникативная стратегия Нацбанка были направлены на восстановление доверия к национальной валюте и Нацбанку как независимому институту, способному выполнять взятые на себя обязательства и нести ответственность за принимаемые решения.
Результат не заставил себя ждать: уже к 1 января 2019 г. степень долларизации широкой денежной массы снизилась до 60%, что накануне беспрецедентной санкционной кампании против Беларуси, стартовавшей в 2020 году, было очень своевременно. Именно в упомянутой стратегии была закреплена возможность исключения расчетов в иностранной валюте с Россией в топливно-энергетической сфере на территории Беларуси.

Процесс пошел

В настоящее время такие взаиморасчеты, за нефть и газ, только в рублях и осуществляются – процесс пошел. Новейшая историческая практика показывает, что дедолларизация в глазах коллективного Запада по умолчанию является чуть ли не самым страшным грехом, заставляющим организовывать крестовые походы против валютных отступников. Так было в отношении богатых сырьевыми ресурсами Ирака, Ливии, Сирии и, наконец, России, у которой просто заблокировали на Западе часть валютных резервов.
Санкционные атаки не обошли стороной и расположенную в центре Европы Беларусь, идущую по пути жесткого контроля роста тарифов ЖКХ, их частичного дотирования для широких слоев населения, что в понимании МВФ является едва ли не преступлением против человечности. Системные меры по повышению доверия к национальной валюте, очевидно, являются одним из инструментов обуздания инфляции, которая в условиях санкционного давления имеет предпосылки перехода к галопирующему темпу, но сдерживается усилиями белорусских властей.
Согласно аналитическому обозрению Нацбанка об основных тенденциях в экономике и денежно-кредитной сфере, индекс потребительских цен на товары и услуги, оказываемые населению, в августе 2022 г. в годовом выражении (к августу 2021 г.) составил 117,9% (в июле 2022 г. к июлю 2021 г. – 118,1%). В августе 2022 г. по отношению к июлю 2022 г. индекс потребительских цен составил 100,1%.
Жесткие меры регулирования, как бы они не критиковались либеральными теоретиками, на практике внесли заметный вклад в сдерживание инфляции. Вместе с тем, годовая базовая инфляция в августе 2022 г. ускорилась до 20,7% (20,1% в июле 2022 г.), что стало одним из триггеров роста потребительских цен. С другой стороны, рост цен на плодоовощную продукцию в годовом выражении замедлился с 20% в июле 2022 г. до 8,1% в августе.
Годовой прирост регулируемых цен и тарифов в августе 2022 г. составил 11,5% (11,8% в июле 2022 г. к июлю 2021 г.). Индекс цен и тарифов на услуги, оказываемые населению, в августе 2022 г. в годовом исчислении составил 112,2%. По сравнению с декабрем 2021 г. цены и тарифы на услуги, оказываемые населению, выросли на 9,9%.
Чтобы детально оценить вклад дедолларизации в формирование тарифов ЖКХ для юрлиц еще понадобится время. Очевидно, что это лишь пробный шар, но теперь появится больше свободы маневра при их регулировании. Надо полагать, на очереди аналогичная отвязка от долларового эквивалента тарифов для физических лиц.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!
Также на Sputnik:
Доллар станет лишним для всех: к чему приведут расчеты РФ и Китая в нацвалютах
Чем странам ЕАЭС выгоден отказ от доллара – мнение эксперта