Григалюнас стал худруком Белгосцирка в 2013 году, до этого он много лет работал в драмтеатре, поставив 76 спектаклей почти за 30 лет. За девять лет в цирке худрук выпускает новую программу раз в квартал.
– Важнейшим из искусств для вас по-прежнему является...
– Не только кино, но и цирк, так сказал после Октябрьской революции нарком Луначарский, а уж он-то был тонким ценителем и театра, и живописи, и балета, и музыки. Но он понимал, что кино и цирк были самыми массовыми видами искусства. Я не склонен приписывать экрану, арене или сцене возможность воспитать человека, но как-то подействовать на него они действительно могут.
Художественный руководитель Белгосцирка Витаутас Григалюнас
© Белгосцирк
Синтетическое искусство XX века
– К тому же кино и цирк – это искусство, в котором синтезируются и музыка, и хореография, и театр, и еще много чего! У нас в цирке играет свой собственный оркестр высокого уровня, без которого немыслимо, что-то сделать на арене. Скажу без похвалы, что у нас прекрасная балетная труппа, которую постоянно всюду приглашают: то на фестиваль в Монте-Карло, то в Китай – это коллектив настоящего мирового уровня. Когда ты сопереживаешь по-настоящему какому-то яркому событию, ты ощущаешь катарсис, то есть очищение… В цирке этого добиться легче, потому что здесь артист заставляет зрителя с волнением следить за опасным трюком и, когда он получается, зал ахает в едином порыве истинного восторга! А клоуны с их ни на что не похожим юмором? Тот же Юрий Никулин звезда советского кино и цирка, коллектив которого мы сейчас принимаем с программой "Все будет хорошо!", разве его можно не любить и не восхищаться?
Первая любовь режиссера Григалюнаса
– И все-таки, Витаутас Альгердович, как театральный режиссер вдруг оказался в цирке?
– Театр – моя первая любовь. Некрошюс однажды хорошо сказал, что напрасно считают, что сценическое искусство – сложно и непонятно. Все на самом деле просто. Вот картина Крамского "Незнакомка". Сюжет проще не бывает: "Сидит в карете женщина. Печальный взгляд. Слеза". И больше ничего нет, а ты не можешь оторваться от этого полотна. Так все просто… Да, довольно долго работал в белорусских театрах, ставил в России, других зарубежных странах. Поставил 76 спектаклей где-то за 30 лет. Мог бы и больше, но часто отказывался от того, что мне не нравилось. Не многие так рисковали.
Когда-то даже организовал частный Альтернативный театр, который пользовался большой популярностью у публики. Репертуар показывали в помещении некоего НИИ на ул. В. Хоружей, там был зал на 250 мест… А еще любил ставить концерты на эстраде и подготовил несколько церемоний открытия кинофестиваля "Лiстапад" и других массовых зрелищ.
– И все-таки, как произошла трансформация от одного сценического искусства ко второму, родственному, но уж очень специфичному?
– На момент предложения поучаствовать в конкурсе на должность худрука цирка я трудился завкафедрой режиссуры в академии искусств, там же преподавал студентам на протяжении 25 лет. Мне очень нравилось заниматься с молодыми режиссерами, экспериментировать. Над предложением тогдашнего министра культуры скорее посмеялся, чем принял серьезно. Однако через три месяца меня-таки назначили. Оказалось, что с новым директором цирка Владимиром Шабаном мы одногодки, вместе учились в Институте культуры. В общем, много общего.
Цирк как он есть
– Поддержка директора – это солидно, но коллектив… Как он принял "выскочку" из драматического театра?
– Поначалу недоверие цирковых было очень большое. Их можно понять. Первый месяц сам ходил по коридорам опустив голову в пол, практически молча, без улыбки. Вокруг лошади, звери и артисты, которые очень отличаются от театральных. Думал: куда же я попал? Одно дело, когда ты разговариваешь с театральным артистом, который учился, читал, смотрел и так далее. А тут цирковые. Некоторые пришли с улицы, часто из спорта и говорят жестковато: "А ты гирю в сто килограмм поднимешь, а под куполом тройной переворот сделаешь? Вот и молчи!". Борьба была жесткая. Нужно было сделать из разрозненного коллектива то, что называется семьей. Люди здороваться друг с другом начали…
Витаутас Григалюнас с цирковыми артистами
© Белгосцирк
– Странно, мне казалось, что работники цирка куда ближе друг к другу, чем актеры, к примеру, театра. Не так?
– Тут свою роль сыграл развал СССР, когда рухнула старая структура и республиканские цирки стали независимыми. Это разбегание по национальным квартирам нанесло системе цирков громадный урон. Где учить, к слову, национальные кадры? А негде, потому что нет преподавателей, нет базы, нет программ и так далее. Главное, что если ты внедришь цирковую структуру обучения в действующий творческий ВУЗ, то тебе надо сокращать часы работающим преподавателям, откуда-то брать новые ставки и так до бесконечности.
– Но вы из театра ушли в цирк?
– Законы режиссуры везде одинаковы. И потом, здесь я не столько режиссер цирка, тут все гораздо интереснее, потому что я осуществляю функцию, похожую на работу генерального конструктора. Собираю своих помощников: режиссера, композитора, хореографа, потому что без них нельзя. Я хочу, к примеру, создать на арене Африку. По сюжету некие богатые белые люди попали на черный континент и начались приключения, целый спектакль, когда темнокожие с белыми танцевали, пели, играли, за людьми гнались тигры, на лошадях уходили от погони... понятно, что с тиграми работали дрессировщики и животные были нашими. Разве это не настоящий спектакль?
– А как все-таки с коллективом решился вопрос?
– На общем собрании сказал, что через год выпустим полностью белорусскую программу. Все недоверчиво хихикали… Как профессиональный режиссер я понял, где кроется ключ к успеху: нужно было создать нечто новое и обязательно своими силами, а учился я довольно быстро. После выпуска первой белорусской программы появилась вера в себя и коллектив ко мне начал прислушиваться. Потом мы запустили Минский международный цирковой фестиваль, которого раньше не было. А еще сработало то, что на наш призыв присылать резюме откликнулись многие артисты, в том числе и зарубежные. Благодаря этому у нас укомплектован штат, есть много очень хороших номеров.
Люди и животные
– За восемь лет работы в цирке вы сумели выпустить аж 34 представления, где-то по одному в квартал. То есть, с драматургическим материалом работать сложнее?
– Как-бы не так! В нормальных театрах вы делите репертуар по возрастам и иным категориям, а в цирк идут всей семьей: бабушки с дедушками, внуки с внучками и мамы с папами. Так вот, всем должно быть на представлении интересно. Вот и придумай нечто такое, что привлечет всех. Это самая большая сложность цирка и тут нужен характер.
Представление в цирке с участием обезьянки
© Белгосцирк
– А вот скажите, господин режиссер, люди ладно, на них и накричать можно, премии лишить, а вот хвостатые артисты, с ними то как? "Зеленые" уверяют, что животные страдают в цирке. Это не так?
– А в дикой природе они не страдают? Леса люди вырубают, воду травят, браконьеров развелось! Вот куда смотреть надо! И я вам скажу, что по статистике в цирке звери живут в три раза дольше, чем на свободе. Потому что здесь и питание сбалансированное, и тепло, и медицинское обслуживание и тренировочный процесс ежедневный. К слову, у нас больница есть на три палаты.
Вы бы видели, как, к примеру, возбуждены перед выходом на сцену те же дрессированные собачки. Они же рвутся выступать и чувствуют любовь к ним зрителей. Это касается и других четвероногих артистов. А вы знаете, что дрессировщики даже в отпуск уехать не могут, потому что нельзя бросить своих питомцев, вот и живут годами возле них. Кормят, гуляют, чуть ли не спят с ними. Семья настоящая, потому что, тут без любви нельзя. Вот вы знаете, к примеру, что в цирке диких животных в прямом смысле этого слова уже нет, это все дети внуки и правнуки цирковых животных. Таланты, родившиеся здесь, остаются, а остальные идут в зоопарк. Ведь в дикой природе они не выживут. То есть образовалась настоящая популяция диких цирковых зверей.
Кто сказал, что все будет хорошо
– Витаутас Ольгердович, а что это за новая программа "Все будет хорошо!"
– Это совместная программа двух цирков: белорусского и Московского цирка Ю. Никулина на Цветном бульваре. Программа продлится до 4 декабря. Максим Никулин, открывая вместе с директором белорусского цирка Владимиром Шабаном программу, объяснил, откуда взялось такое название: это первые строчки из песни, которую любил петь его отец. "Все будет хорошо, к чему такие спешки? Все будет хорошо, и в дамки выйдут пешки, и будет шум и гам, и будут сны к деньгам, и дождички пойдут по четвергам". Кстати, Максим у нас часто бывает, мы, как говорится, дружим цирками.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь