Украинцы, покинувшие Донецк: Беларусь – не чужбина, и главное – семья

После переезда и утраты нажитого украинская семья до сих пор опасается строить грандиозные планы на будущее.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
ВИТЕБСК, 14 окт – Sputnik. На переезд всегда трудно решиться, поскольку он сопряжен с неудобствами. Но если переезд – просто неудобства, то бегство от войны с потерей всего нажитого можно сравнить только с катастрофой.
Sputnik пообщался с семьей украинцев, вынужденно покинувших Донецк в 2014 году и в итоге оказавшихся в Беларуси, и узнал, насколько им тяжело было начинать жизнь на новом месте с тремя детьми, о планах на будущее и чем, на их взгляд, отличаются белорусы от украинцев.

Жизнь до 2014 года

"Мы с Сергеем вместе уже 16 лет. Причем до того, как начали жить семьей, погуляли всего неделю", - рассказывает Тамара, с улыбкой отмечая, что на рыбалку все же один раз съездить успели.
Когда познакомились, Сергею был 21 год, а ей - 18: молодой человек приехал в отпуск на дачу к тете, а в соседнем селе жила Тамара. В первый же день отпуска друг повел Сергея на дискотеку, там будущие супруги и познакомились.
"Это был 2006 год. С работой на Украине было не очень хорошо, и мои родители решили переехать в Беларусь. Но после знакомства с Сергеем я сказала, что выхожу замуж, и отказалась от переезда. Хотя официально мы поженились только после рождения третьего ребенка, чтобы не было проблем с документами при посещении родителей в Беларуси", - продолжает собеседница.
По словам Тамары, она ни разу не пожалела о том, что осталась с любимым человеком. Спустя две недели после окончания отпуска Сергей забрал ее к себе в Донецк, где молодая семья купила дом и начала его обустраивать.
Через два года у пары появился первый ребенок. Сергей оказался прекрасным отцом – это Тамара поняла, когда однажды ночью крепко уснула и не услышала плача ребенка. Проснулась только в пять утра и с удивлением выяснила, что муж не только успокоил малышку, но и покормил.
Сам же Сергей отмечает, что жена после первого декрета и до переезда в Беларусь вообще не работала, а он в Донецке работал, как говорится, на себя.
"По профессии я столяр-плотник и очень люблю работать с деревом, поэтому делал на заказ разные вещи. Кроме того, подрабатывал строителем", - пояснил собеседник.

Вынужденное бегство

Молодые люди периодически бывали в Беларуси - гостили у родителей Тамары. Так, в 2013 году они прожили у родственников жены целых три зимних месяца, а когда вернулись в Донецк, обнаружили, что их дом обокрали.
Пришлось многое покупать заново. Но едва восполнили потери – грянули события 2014 года. Было решено перебраться в Беларусь, и сначала – отправить туда Тамару с детьми, чтобы не подвергать их опасности.
"Я даже собираться не стала - схватила детей и поехала к маме, а муж приехал позже и привез с собой все документы и необходимые вещи. В сущности, нам пришлось бросить все хозяйство, и все, что успели за это время нажить", - говорит с болью Тамара.
Обстрелов Донецка она не застала, но боевые действия шли уже в районе Изюма, отмечает женщина.
Дом родителей Тамары находится в деревне Комочки, недалеко от Бешенковичей. Пожив несколько месяцев вместе с родней, молодая семья занялась поиском отдельного жилья.
"Когда мы приехали, нам предложили работать в колхозе, готовы были предоставить дом. Мы пошли посмотреть его, а там ни пола, ни стен. Я уже работал на заводе в Бешенковичах, и там мне подсказали, что недалеко от райцентра сдают дом. В итоге, мы договорились о его съеме за символическую плату", - рассказал Сергей.
Семья пыталась выкупить этот дом, но поскольку он достался троим наследникам, братьям и сестрам, и договориться между собой о продаже они никак не могли, Сергей и Тамара присмотрели строение с участком рядом.
Вскоре недвижимость была приобретена, но без подводных камней не обошлось.
"На момент покупки дома мало общались с соседями, и нам никто не подсказал, что участок постоянно подтапливает. Только недавно смогли нанять экскаватор и выкопать дренажную канаву, по которой вода с участка уходит. Но еще нужно полностью ремонтировать дом, поэтому живем сейчас в съемном жилье", - говорят собеседники.

"Мы нашли опору в семье"

За время, которое Сергей и Тамара живут в Беларуси, обзавестись друзьями им не удалось – есть хорошие знакомые, но друзей пока нет.
"Мы в семье поддерживаем друг друга. У нас есть знакомые, которые в 2014 году переехали в Минск, но не выдержали переезда, начались скандалы, и в итоге они развелись. А у меня лучший друг – жена, и так было еще до переезда", - признался мужчина.
По его словам, здесь им дружить особенно не с кем – в деревнях "много запойных, даже на природу не с кем выехать". На Украине, утверждает Сергей, тоже могут выпить, но не так, как в Беларуси.
Кроме того, Сергей с Тамарой считают, что у белорусов и украинцев менталитет все-таки отличается. Это видно, например, при посещении рынка: если на родине Тамара всегда торговалась, и это было весело и естественно, то в Беларуси, если начинаешь торговаться, на тебя смотрят косо. Только в последние годы, по наблюдениям женщины, ситуация начала понемногу меняться.
Но в целом супружеская чета из Донецка не ощущает себя в Беларуси чужаками.
"Несмотря на различия между людьми и столь поздний переезд в другую страну, у нас нет ощущения, будто находимся на чужбине: мы нашли опору в семье, и это самое главное", - говорит Тамара.

Планы

За восемь лет в Беларуси Сергей сменил три места работы. Признается, что нигде не мог ужиться с начальством – не может молчать, если видит, что что-то делается не так. На одном предприятии он требовал, чтобы ему давали не только задания, но и рабочий инструмент для его выполнения, на другом – обращал внимание начальства на нарушение техники безопасности, на третьем – объяснял, что станок не пригоден для работы.
"Около полутора месяцев назад меня опять уволили, и я решил начать работать на себя – необходимый инструмент приобрести успел", - рассказывает Сергей.
Он оформил ремесленничество и планирует изготавливать и продавать садовую мебель из дерева. Неотремонтированный дом будет использовать пока как мастерскую. Осталось только найти клиентов, но Сергей уверен, что они появятся.
На вопрос, почему только сейчас решил заняться своим делом, он ответил, что еще в 2014 году был сильно удивлен ценами в Беларуси - почти вдвое выше, чем на Украине.
"Если там я мог купить себе любой инструмент сразу, то здесь все покупаю в кредит – очень дорогая жизнь. Поэтому и не начинал долго. Нам даже пришлось взять кредит на оформление гражданства – документы делать дорого, особенно сейчас", - сказал собеседник.
Сергей и Тамара по закону не являются беженцами: в Беларуси у них родственники, и считается, что они приехали сюда для воссоединения семьи, то есть рассчитывать на определенную помощь белорусских властей не могут.
Тамара работает сторожем в колхозе. Когда только приехала, выучилась на швею и устроилась по специальности. Работа нравилась, но несколько лет назад у нее обнаружили межпозвоночную грыжу. Пришлось уволиться и пойти в сторожа.
Недавно в семье Кулик родился четвертый ребенок. По словам Сергея и Тамары, они не боялись появления еще одного малыша, поскольку уверены, что справятся со всеми трудностями. Главное - чтобы были поддержка и взаимопонимание в семье.
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь.