Последний бастион: чем живет Музей белорусского кино?

Об истории создания Музея кино, его посетителях и необычной экранной экспозиции рассказал его директор Игорь Авдеев.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Музей истории белорусского кино, расположенный в центре Минска, рядом с Красным костелом, похож на маленький кораблик в бушующем море экономических, политических и иных проблем, захлестнувших мир в последние годы. Но люди идут смотреть классику мирового кино, путешествуют во времени документальных фильмов, смотрят на мир глазами великих режиссеров мирового кинематографа. То есть живут! О проблемах Музея кино и не только беседует с его руководителем Игорем Авдеевым колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский:
— Игорь Олегович, быть директором такого необычного музея тяжело?
— Чтобы быть точным, моя должность звучит так: заведующий филиалом "Музей истории белорусского кино" ГУ "Национальный исторический музей Республики Беларусь". Должен сказать, что последнее переподчинение нашей структуры было очевидным благом. Руководство Исторического музея смогло увидеть наши проблемы и действенно помочь: модернизирован ряд помещений, закуплено новое проекционное оборудование…
— Знаю, что инициатором создания Музея истории кино был Государственный комитет кинематографии БССР, а что было дальше, я про становление этого культурного предприятия?
— Если коротко, то изначально, с 1966 года, экспонаты будущего музея собирались в центральной башне Красного костела. Когда это здание вернули верующим, экспонаты перевезли на киностудию "Беларусьфильм", где они и оставались до 2001 года. А потом да, переехали на Свердлова 4, в полностью перестроенное здание, где появился комплекс помещений именно для музея кино.
Директор Музея кино Игорь Авдеев
— Знаю, что вы сделали заявку и, главное, получили грант фонда президента Беларуси по поддержке культуры и искусства?
— После разработки научной концепции экспозиции музея та же группа ученых отдела кино и телевидения Института искусствоведения, этнографии и фольклора НАН Беларуси (А.В. Красинский, Л.Н. Зайцева и я) подготовила заявку на грант для создания этой экспозиции. Ее первая очередь была сдана к 3 июля 2001 г. Кстати, тогдашний министр культуры Республики Беларусь Леонид Павлович Гуляко оценил наши демонстрационные конструкции "на уровне Изобретения"!
— И с этого времени музей кино начал свою активную деятельность?
— А бланки строгой отчетности, т.е. билеты? Покупка кассового аппарата в условиях, когда ведомственный поначалу музей финансировался из прибыли киностудии, которой в тот период не было, растянулась на полгода и продолжалась бы еще год, если бы ваш покорный слуга на пару с ветераном белорусского кино, художником по костюмам Аллой Грибовой не купили этот аппарат у "Белсчеттехники" за свои кровные и не передали его киностудии по договору дарения для оприходования и постановки на учет в налоговой. Настоящая революция в нашем становлении произошла в 2005 г., когда мы стали филиалом ГУ "Музей театральной и музыкальной культуры".

Что делать, когда мало места?

— По поводу экспозиции площадью в 140 квадратных метров… Не мало ли для почти 100-летней истории белорусского кино?
— Разумеется, тогдашними средствами линейно-плоскостного типа всех ярких киноявлений было не отразить. Никаких мультимедийных средств, планшетов же еще не было. И мы, чтобы никого из мастеров не обидеть и соблюсти объективность, заложили в экспозиционный план принцип ротации - по срокам, по датам менять содержание экспозиции несколько раз в год, чтобы все значимые работы и их создатели предстали перед посетителями музея в полном объеме.
— А денег-то хватило?
— Получили всего треть от необходимого, поэтому реализовали экспозиционный план фрагментарно. Но и этого хватило, чтобы с 2002 года начать систематическое обслуживание посетителей музея на возмездной основе. И надо сказать, что за первый год наши доходы увеличились в разы. Мы привлекали уникальностью. Чего стоит, допустим, наша первая выставка "Поэтический аргумент". Представлялись костюмы и реквизит к фильму в постановке Юрия Елхова "Анастасия Слуцкая", знакомство с которыми в 90% случаев заканчивалось желанием сразу же посмотреть сам фильм в кинозале музея. Эта связка успешно работала почти год. Еще дольше - в случае с экспонированием материалов уникального кукольного фильма режиссера Михаила Тумели "Волшебная свирель".
— И кто чаще всего приходит в музей?
— С учетом ретропоказов более половины наших посетителей за эти годы – это "заслуженные кинозрители", т.е. взрослые люди, совершенно разные по социальному положению, возрасту и полу. Женщин, конечно, больше, но это общемировая тенденция.
И наша профильная задача включать в современный культурный контекст все лучшее, что было сделано в истории кино, удивительным образом совпадала с их желанием еще раз испытать те чувства и эмоции, которые много лет назад вызвали просмотры тех или иных классических фильмов, теперь "памятников кинокультуры". Знаете, что в первые 10 лет вызывало у нас основные скандалы и жалобы? Отсутствие билетов на объявленные показы! Ведь на программы типа "Трофейное кино" зрители приезжали и из других городов. А билеты часто расхватывали на весь месяц в первые дни их продажи. Удовлетворяя спрос на киноклассику, мы показали за 20 лет около 250 разнообразных юбилейных, персональных, тематических, жанровых ретроспектив, почти треть которых организовывалась по заказам "почтенной публики".
Экспозиция Музея кино
— Ретропоказы - довольно традиционная форма работы, так работают все музеи кино мира. Но ведь есть и мероприятия, связанные с юбилейными и иными знаковыми датами в истории белорусского кино?

Музей как дом кино

— Для этого мы составляем ежегодный кинокалендарь и пунктуально за ним следуем. Вот недавно 80-летие Вячеслава Никифорова отметили. Людей пришло немало, и это была элитная публика с заслугами перед страной и обществом. Также заинтересованно ранее проходили юбилейные показы фильмов Игоря Волчека, Валерия Рубинчика, Льва Голуба…
— Не кажется ли Вам, Игорь Олегович, что наш музей кино дополнительно исполняет еще одну важную функцию, кроме просветительской и учебной? Он, в отсутствии Дома кино, стал местом общения кинематографистов, местом встреч, дискуссий, обсуждений новых работ, задумок: то есть того "высокохудожественного трепа", из которого рождаются порой истинные шедевры. Я ошибаюсь?
— Можно сказать и так. Это действительно чуть ли не единственное место общения белорусских кинематографистов, когда мы проводим творческие вечера с приглашением наших, российских и зарубежных мастеров кино.

Подготовка к столетию белорусского кино

— В конце 2024 года страна отметит весьма солидную дату: 100-летие белорусского кино! Чем порадуете публику?
— Да, столетие чего бы то ни было можно отметить только один раз в жизни. Другого шанса нет. Поэтому готовиться надо уже сейчас. Предстоит подготовить годовую программу показов нашей киноклассики, минимум две выставки для показа в Москве, одна из которых должна экспонироваться в Центральном музее кино России.
— Это будет чисто ваша экспозиция?
— Тут важно понять, что из сугубо ведомственной структуры, когда мы были лишь "эскизом будущего музея", мы сначала в 2005 году стали филиалом Государственного музея театрального и музыкального искусства, а в 2014 – филиалом Национального исторического музея Республики Беларусь. Изменения статуса резко повысили наши возможности и результативность работы.
Появился даже международный вектор: наши выставки "под новой крышей" освоили не одну зарубежную площадку, принося имиджевые дивиденды.
— Заграница – это хорошо, а в своей республике?
— Относительно недавно выставка "А улыбка осталась…" (по материалам анимационного фильма "Марк Шагал. Начало") успешно экспонировалась в Витебске и Лиозно. А сейчас уже почти полгода выставка к юбилею художника-аниматора Аллы Матюшевской показывается в Несвиже, вызывая устойчивый интерес посетителей. А это, как известно, один из туристических центров республики, куда едут люди буквально со всего мира.
- И все-таки, если можно, вернемся к мероприятиям по подготовке к 100-летию белорусского кино. Кроме показов и выездных выставок что еще?
— Должна обновиться основная экспозиция музея. Накопились материалы, появились новые технические и технологические возможности. Произошла цифровизация. Теперь на единицу площади мы с помощью интерактивных средств можем больше и качественней представить шедевры белорусских мастеров кино: как, что, когда и где происходило, то есть на более высоком уровне решать главные задачи музея. В случае одной из наших коллекций – киноплакатов 1920-х – 1930-х годов – эти современные подходы уже реализованы.

Белые пятна истории белорусского кино

— А вот научная составляющая музея, она есть?
— Конечно. Белых пятен в истории нашего кино достаточно. Ту же коллекцию киноплакатов к ранним белорусским фильмам (предмет нашей особой гордости) мы восстанавливали на протяжении 12 лет. Так получилось, что к моменту открытия музея в стране не осталось ни одного образца киноплакатного искусства того периода. А ведь плакат в то время имел огромное значение в плане популяризации фильмов, их кассового и зрительского успеха. Реклама шла сугубо через киноплакат, т.е. для большинства кинозрителей это был единственный источник информации о новых фильмах.
— Ну и что, стерли "белое пятно" с плакатов 20-х годов? (Для справки. Первоначально текст с изображением назывался художественной афишей, а потом ее начали называть плакатом и это название у музейщиков сохранилось до сих пор. Афиша – это сугубо текстовая рекламная продукция.)
— Да, находили наши плакаты в фондах библиотек и архивов Москвы, Санкт-Петербурга и Киева, а потом перетягивали их сюда. Использовались очень сложные механизмы, т.к. никто не хотел просто так отдавать. Зато теперь посетители экспозиции в специальной зоне углубленного изучения материала могут через интерактивное приложение совершить "путешествие" в мир кино 1920-х – 1930-годов. Кнопку нажал и смотри-читай. Круто?
— Здорово, ничего не скажешь.
— Мы ведь проводим не только обзорные, но и углубленные экскурсии, даже для одного человека, который может задать сколько угодно вопросов, и ты должен на все дать исчерпывающий ответ.

Кадры решают все

— И каков ныне штат музея?
— Увы, я и еще одна сотрудница на полставки (не считая кассира, смотрителя, коменданта и уборщицы).
— А кто же всю профильную работу делает: экскурсии ведет, кино показывает и так далее?
— Ваш покорный слуга и полставочница, кто же еще? Тут к месту будет сделать одно отступление. Казалось бы, для создания уникального культурного объекта сделано так много. Сколько людей принимало участие в его судьбе!? Сколько эмоций, душевных и физических сил потрачено, чтобы получить все то, что сегодня работает и дает людям радость и знания, возможность перенестись в прошлое, чтобы понять настоящее и заглянуть в будущее!? Чтобы потенциал музея раскрылся полностью, и те возможности, которые дает статус филиала Национального исторического музея, были бы реализованы, остается сделать один шаг.
— И вы знаете, что надо для этого сделать?
— Расширить штат музея до хотя бы до шести научных сотрудников, чтобы у нас возникла минимальная структура и движение шло бы одновременно по всем направлениям музейной работы. Фактически, последние годы мы только выполняем план платных услуг, не доведя экспозицию до задуманного уровня. Был бы у нас штат, как в музее театральной и музыкальной культуры, мы бы сделали гораздо больше. Потенциал же позволяет! Выставочная, экскурсионная, фондовая должна вестись не от случая к случаю, а постоянно. Для этого нужно распределение обязанностей, т.е. больший штат.
— Игорь Олегович, а вы уверены, что минчане и гости города действительно нуждаются в таком музее как ваш?
— Во-первых, во всех странах мира с богатой историей собственного кинопроизводства музеи кино являются украшением культурного ландшафта, а в некоторых странах их насчитывается в разных городах по 3 - 5 и даже 7! Очевидно, что музеи кино – это гордость страны, ее престиж и достоинство. Посмотрите, что представляет собой Центральный музей кино России. Шикарное здание на территории ВДНХ со множество просмотровых, экспозиционных и выставочных залов, плюс фильмотека, депозитарий… Почти сотня сотрудников. Завидно, конечно! Во-вторых, загляните в журнал отзывов, которые оставляют наши посетители…
— И все-таки, чего в первую очередь не хватает нашему музею кино?
— Лозунг "Кадры решают все" с повестки не снят. Музей кино имеет свою специфику, его сотрудник должен быть специалистом-музейщиком и киноведом одновременно.
— Таких специалистов, как я знаю, в Беларуси не готовят?
— Пока нет, но на базе факультета экранных искусств нашей Академии вполне можно набрать группу из шести человек и подготовить нужные кадры по специальной программе. Преподаватели для этого есть. А недостающих пригласили бы для прочтения спецкурсов с истфака БГУ. Пока выпускники других вузов, которые приходят к нам, не задерживаются больше двух лет и уходят: кто петь и танцевать, кто преподавать. Почему? Не знают предмета – историю кино, основы кинопроизводства. К тому же практика требует от сотрудников быть не только киноведом, знать музейные технологии, но и владеть иностранными языками, основами графического дизайнера… Взять таких, так сказать, по объявлению практически невозможно!
— А были у вас периоды, когда складывался более дееспособный коллектив?
— Когда в штате было два с половиной научных сотрудника, мы обслуживали ежегодно почти 25 тысяч посетителей!

Феномен кинематографа как искусства широких масс

— Однако, господин заведующий, музей не производит впечатления проблемного предприятия. Вы очень умело скрываете недостаток кадров. Я посмотрел "Книгу отзывов" - хвалят музей и география лайков довольно обширная: множество российских городов, белорусы и даже Австралия.
— Руководителей по нынешним временам не принято хвалить, но, честно говоря, я восхищен, как заведующий с одной полставочницей управляется со столь сложным хозяйством. Я сейчас просто перечислю основные объекты музея. Для посетителей 7 дней в неделю открыты:
на 1 этаже – кинозал на 40 мест, где группам и в индивидуальном порядке демонстрируются
фильмы, различные ретроспективы и ретропрограммы на основе музейного кино(видео)фонда;
на 2 этаже – экспозиционный зал (140 м2), где размещена постоянная экспозиция, проводятся
экскурсии;
на 3 этаже – выставочный зал (90 м2), где организуются разнообразные персональные
тематические художественные выставки.
К слову, на третьем этаже сейчас экспонируется выставка к юбилею Марка Шагала на основе мультипликационного фильма "Марк Шагал. Начало". Это выставка уже побывала в ряде стран. Что же касается главного помещения музея (его кинозала), то он стилизован под ретрокинотеатр прошлого века — это своеобразное "сердце музея", где пульсирует жизнь и, как с космодрома корабли, улетают зрители в прошлое под стрекотание старенького кинопроектора.

Хранитель ценностей белорусского кино

— В книге отзывов не только вас хвалят, но и говорят о необычности музея. В чем она?
— В наличии второй, экранной, экспозиции, которая требует не меньше усилий, чем предметная. В этом специфика и сложность музея кино, но и его привлекательность. Цифровая эпоха нам помогает, но все равно объем работ велик: требуется ежемесячно составлять программу показов, снабжать включенные в нее фильмы научными аннотациями, находить качественные копии фильмов, готовить кинопроекционную аппаратуру и управлять ею во время показа, произносить вступительное слово перед сеансом. Одним словом, это полноценная работа минимум для одного научного сотрудника. Если мы хотим, чтобы было не стыдно за конечный результат!
— Игорь Олегович, я знаю, что вы из киношной семьи, и ваш отец, тот самый легендарный кинооператор Олег Авдеев, который снял, в частности, культовую картину "Девочка ищет отца", ставшую синонимом зрительского успеха и до сих пор находящуюся в первой тройке лидеров белорусского кинопроката, многие другие фильмы. А мама — известнейшая в стране кинокритик, доктор искусствоведения, профессор Бондарева Ефросинья Леонидовна – гроза бездарностей и ленивых студентов. Сами-то как в кино оказались?
— Отец частенько приводил меня на съемочную площадку. Иногда снимался в массовке. Как сейчас помню, платили по полтора рубля за съемочный день. Потом был журфак БГУ, заводская многотиражка и, наконец, "Чырвоная змена" отдел культуры. Откуда и поступил в аспирантуру при Институте искусствоведения этнографии и фольклора Академии наук Беларуси. Тогда же появилась идея создания каталога-справочника "Все белорусские фильмы", реализации которой я и посвятил много лет: первый том появился в 1996, второй - в 2000 году. Каталогизация кинофонда была тогда модным трендом мирового масштаба. К тому же, как показало время, весьма полезным. Продолжение этой работы прервали заботы о музее кино…
Вместо эпилога: мне кажется, что сама судьба вела Игоря Авдеева в музей кино, давая по жизни столь разнообразные знания и умения. Знаменитая кинематографическая семья, журфак и киноведческая аспирантура со стажировкой во ВГИКе, работа над каталогом белорусских фильмов сделали из него профессионала с большой буквы. Однако совершенно прав Игорь Олегович: если в ближайшее время не решить проблему кадров, то последний бастион белорусского кино падет и вместо близкой победы многолетние труды обратятся в ничто. Сизиф в очередной раз не докатит свой камень до вершины. А людям этот музей нравится, в него ходят и его любят, а значит – белорусское кино будет жить!
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!