Усилия Беларуси по логистическому разблокированию калийного экспорта сопровождаются нарастанием кризисных явлений в отрасли на мировом уровне. Как отмечается в отчете одного из крупнейших в мире поставщиков удобрений – канадской компании Nutrien, ограничение экспорта из России и Беларуси удерживали цены на калий на исторически высоком уровне в течение всей первой половины 2022 года. Это повлекло рост цен на пшеницу, подсолнечное масло и производное продовольствие.
Бенефициары дестабилизации
Теперь даже не приходится гадать, кому это выгодно, потому что Nutrien уже в прошлом году обеспечила себе рекордно высокий доход. В 2021 году она совершила четырнадцатикратный (!) рывок в чистой прибыли по сравнению с 2020-м. А в 2022-м зафиксирован еще больший рост: чистая прибыль только за второй квартал составила $3,6 млрд, и при активном выталкивании России и Беларуси с калийного рынка у компании ожидается сильное второе полугодие. Почему бы при таком раскладе и дальше не продолжить его подрыв при помощи политических инструментов?
Как видим, у корпоративных бенефициаров геополитической дестабилизации есть конкретные банковские реквизиты. Стоит ли тогда удивляться тому, с каким воодушевлением обслуживающие их интересы политические клерки на Западе подбрасывают угли в огонь российско-украинского конфликта, пытаясь затянуть Россию в темные воды полномасштабной войны. В ней Запад намерен воевать с Россией до последнего украинца. Все строго по Марксу: нет такого преступления, на которое не пойдет капитал из-за трехсот процентов прибыли.
По данным Всемирного банка, цены на энергоносители за последние два года показали самый высокий рост со времен нефтяного кризиса 1973 года и увеличатся более чем на 50% в 2022 году. Цены на продукты сельского хозяйства вырастут почти на 20%. Цены на удобрения в дополнение к росту на 80% в 2021 году увеличатся на 70% в 2022-м. Вот почему возрастает угроза голода, но Nutrien планирует дальнейшую экспансию на освобождающиеся в результате санкций рынки. Компания прогнозирует рекордное увеличение своего производства в этом году до 15 млн тонн (на 1 млн), а к 2025-му до 18 млн тонн с учетом прогнозируемого увеличения мирового спроса на калийные удобрения на 20-30% (до 85-90 млн тонн) к концу десятилетия.
На долю поставок из Канады, России и Беларуси приходится более 60% мирового калийного экспорта, но в настоящее время российско-белорусские поставки сократились на одну пятую часть. Очевидно, что в рыночную долю России и Беларуси активно вгрызается Канада при помощи своих англосаксонских покровителей, применяющих санкционные инструменты дестабилизации рынка. Как говорится, только бизнес и ничего личного.
Глобальный шок
В качестве импортеров картину калийного мира определяют Бразилия, США, Китай и Индия, при этом основными покупателями калия из Канады являются США и Китай. А для Бразилии и Индии санкционный разрыв цепочек поставок из России и Беларуси обошелся сокращением на 30% калийного импорта. Еще более грустная картина на Европейском континенте. Игорь Удовицкий, глава терминала БКТ навалочных грузов Клайпедского порта, через который еще недавно проходила львиная доля белорусского калийного транзита, напоминает, что производство минеральных удобрений упало в Европе на 70% из-за выросших цен на газ.
При том, что сельхозсектор континента страдает из-за засухи, многие европейские заводы прекратили производство удобрений. Китай закрыл экспорт и накапливает их запасы, опасаясь дефицита, а Россия и Беларусь, традиционные крупные поставщики, стали менее доступны из-за санкций. Но в любом случае импорт из других стран полностью потребности Европы не покроет. Нужны экстренные меры стабилизации рынка минеральных удобрений, считает глава терминала БКТ. Иначе Европа и весь мир подойдут к опасной черте – нехватке продовольствия даже для развитых стран. 14 сентября в Литве остановился завод фосфорных удобрений "Лифоса". Завод азотных удобрений "Ахема" не работает с 1 сентября.
"Если это не глубокий кризис, то что? Год назад я много писал о том, что эксперименты с запретом свободного обращения удобрений на рынках – это эксперименты с продовольственной безопасностью целых народов. К сожалению, люди и страны продолжаются учиться исключительно на собственных ошибках, доводя их до уровня мировых кризисов. Продовольствие, удобрения и медикаменты не могут быть объектом санкций и иных запретов. Хватит экспериментировать! Скоро будет нечего есть", – отмечает Удовицкий.
В Институте удобрений (TFI) констатируют, что санкции, введенные против белорусского калия, вызвали глобальный шок предложения в мире со всеми вытекающими отсюда последствиями. Он еще более усилился на фоне последовавших антироссийских ограничений. Мировой объем производства калия в этом году ожидается на уровне 61-64 млн тонн (62,3 млн тонн в прошлом году) и 69 млн тонн – к 2025-му. Если в цене на азотные удобрения до 70-90% составляет стоимость природного газа, то ценовую конъюнктуру фосфорных и калийных удобрений в большей степени определяют спрос и предложение, а также транспортные расходы. Поэтому логистическая инфраструктура в калийной отрасли играет решающую роль.
Виртуозная логистика
Среди крупнейших покупателей калийных удобрений из России и Беларуси – Индия и Бразилия. Последняя удовлетворяет более 40% своих потребностей за счет российских и белорусских поставок. У Индии запасы хлористого калия сейчас на рекордно низком уровне, на конец февраля они составляли лишь 1,9 млн тонн, тогда как для посевного сезона с июня по октябрь необходимо более 23 млн тонн. Для восполнения недостатка она наращивает поставки из Канады, Израиля и Иордании. Беларусь должна спешить, чтобы наверстать упущенное.
В условиях санкций для успешного осуществления экспорта президент Беларуси Александр Лукашенко потребовал от транспортного сектора виртуозной логистики и одобрил проект межправительственного соглашения с Россией о перевалке белорусских грузов через российские порты. Вице-премьер Анатолий Сивак заявил, что объемы перевозок калия по Белорусской железной дороге только растут. Работа идет с использованием портовой инфраструктуры России, в процессе задействованы как отечественные перевозчики, так и мировые.
Часть минераловозов для транспортировки по железной дороге калийных удобрений осталась на Украине. Этот подвижной состав восполняется на производственных мощностях Могилевского вагоностроительного завода, который активно работает по контрактам с "Беларуськалием". Теперь вагонов потребуется больше, потому что сухопутное плечо калийного маршрута значительно увеличилось. Кроме того, доставка калия в Китай осуществляется и железнодорожным транспортом, поэтому потребности в нем растут.
Для перевалки белорусских грузов через порт Мурманской области и отправки их в Китай и Индию по Северному морскому пути уже выбраны две площадки – осталось утрясти некоторые формальности, и на новом калийном маршруте включат зеленый свет. После того как в результате блокировки Литвой калийного транзита из Беларуси порт в Клайпеде оказался закрытым для белорусского экспорта, страна активно осваивает альтернативные маршруты. Идет возведение собственных портовых мощностей на базе глубоководного перегрузочного комплекса "Бронка" под Санкт-Петербургом. Некоторое время, пока идет строительство, для калийного экспорта используются мощности самой "Бронки".
Удешевление логистики достигается за счет контейнеризации калийных удобрений, которые в мешках помещаются в контейнеры – при такой "утрамбовке" и бесперебойной работе потенциал терминала в "Бронке" составит 10-12 млн тонн перевалки калия в год, что в идеале способно полностью заместить объем белорусских поставок. Не надо забывать, что потребности мирового рынка в калийных удобрениях стремительно растут, поэтому Беларусь в ближайшие годы должна успеть перестроить свою логистику.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Дзен.Новости и читайте наш канал в Дзен!