Кладбище "Восточное", которое по старинке минчане продолжают называть "московским", является местом захоронения самых известных граждан Беларуси. В первых рядах главной аллеи кладбища похоронены Петр Машеров, Владимир Мулявин, Янка Мавр, Владимир Короткевич и другие знаменитые личности нашей республики.
Более 20 лет к одному из красивейших надгробий на главной аллее приходили люди, приносили цветы, зажигали свечи, молились и вот… его не стало. Пропал не автомобиль, квартира или раскрученный бизнес, а памятник самой известной артистической династии Беларуси – отца и сына Еременко.
Известно, что над памятником работали известный белорусский скульптор Геннадий Буралкин и архитектор Евгений Ковалевский. Согласно описанию памятника, три стелы-арки из черного полированного гранита символизируют анфиладу театральных кулис. На левой стеле расположен бронзовый портрет-барельеф Николая Еременко-старшего, на правой – бронзовый портрет-барельеф Николая Еременко-младшего.
Как это было?
Оказалось, памятник демонтировали, чтобы захоронить жену Николая Николаевича Еременко-старшего и мать Николая Николаевича Еременко-младшего – Галину Орлову, скончавшуюся 21 августа 2021 года.
Могила Галины Орловой
© Sputnik
Видимо, так решили родственники, то бишь, наследники. Только вот на похоронах Галины Александровны их не было, в основном – друзья и коллеги из Купаловского театра, где служила народная артистка БССР Орлова.
На мой вопрос, нельзя ли было обойтись без демонтажа красивейшего памятника, заведующий кладбищем "Восточное" Руслан Харлап ответил:
– Документы у организаторов похорон были в порядке, и они распоряжались на законных основаниях. Идея подхоронения урны с прахом в эту могилу без демонтажа памятника не была принята, хотя лично я им это предлагал.
– Когда Галина Александровна заказывала мне эту композицию, то сказала, чтобы я предусмотрел вариант того, что она "придет" сюда, к своим мальчикам, что будет кремация, подхоронение, а на памятнике появится ее бронзовый портрет. Почему переиграли прежнюю договоренность, я не знаю, – пояснил мне автор памятника отцу и сыну Еременко скульптор Геннадий Буралкин.
– А у меня теперь головная боль, – пожаловался Руслан Харлап, – буквально через день приходят люди и спрашивают, где памятник Еременкам, грозят президенту пожаловаться.
Как так вышло, что лежат такие люди уже больше года без креста, без имени, лишенные через 20 лет своего памятника?
Директор Купаловского театра Александр Шестаков был корректен, сух и официален. Рассказав о том, что театр установил связь с наследниками и договорился о том, что осенью они прибудут в Минск, и вопрос с установкой памятника будет решен.
Хорошо, что хорошо кончается
Как накануне сообщил мне Геннадий Буралкин, дочь Еременко-младшего Ольга, прямая наследница артиста, подтвердила, что в течение ближайших двух месяцев она вместе с сестрой приедет в Минск, и вопрос с установкой надгробия семьи Еременко будет решен положительно.
Галина Орлова с сыном и мужем в гримерной
© Sputnik / Юрий Иванов
Вроде бы все должно закончиться благополучно. Будем надеяться, что при демонтаже и перевозке памятник не сильно повредили, и что Министерство культуры Беларуси отметит уникальность надгробья сразу трем народным артистам Советского Союза, России и Беларуси и найдет возможность профинансировать проект – что было бы справедливо.
Самые важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!