Своих клиентов – колхозы, фермеров, предприятия, комбинаты хлебопродуктов – на Толочинском элеваторе называют вкладчиками. Они отдают на хранение зерно в огромные банки – специальные емкости под 30 метров в высоту, объемом по 300 и 500 тонн.
Чтобы сохранить такие зерновые вклады, нужен глаз да глаз – технология непростая. Корреспондент Sputnik посмотрел, как работает самый большой в стране элеватор – настоящий банк урожая.
Гигантские закрома
В 70-е годы огромные монолитные элеваторы активно строились по всему Советскому Союзу. Несколько таких появилось и в Беларуси, что-то до сих пор работает, что-то уже исчерпало свой ресурс, не выдержав времени и бесхозяйственности. Зернохранилище в Толочине – самое крупное, до сих пор не просто держится на плаву, но и подтягивает показатели всего района и области.
Толочинский элеватор
© Sputnik / Виктор Толочко
В 1975 году в небольшом райцентре за три года достроили огромный элеватор. Здесь еще до войны было хлебоприемное предприятие (даже часть складов осталась по сей день). Новое же огромное зернохранилище стало гордостью региона.
© Sputnik / Виктор Толочко
Выгодное место – все железнодорожные и автомагистрали, близость к Смоленску и Москве – на какое-то время действительно сыграло на руку всему району: зерно сюда свозили товарняками и самосвалами. Но так было не всегда: в 80-90-е из всех мощностей на 147 тысяч тонн заполнялось хорошо если 20 тысяч.
© Sputnik / Виктор Толочко
"Были годы разные – элеватор пустовал нередко. Но когда-то завозили сюда и продукцию из Канады, Германии, Казахстана, Украины – у нас была грузоперевалка и таможенные склады. Ближе к нулевым начали разживаться: площади посевные увеличились, даже были мысли построить еще один элеватор", – рассказывает директор предприятия "Толочинский Элеватор-Агро" Николай Вацкель.
Директор предприятия "Толочинский Элеватор-Агро" Николай Вацкель
© Sputnik / Виктор Толочко
Сюда предприятия и колхозы с нескольких областей отдают на хранение все, что собрали с полей: пшеницу, рожь, овес, ячмень, рапс. Задача – не просто сохранить, но еще и довести до кондиции: повысить качество культур перед тем, как снова вернуть вкладчику.
В основном хранится пшеница – почти на 70% всех емкостей. Но рапс – самый прибыльный, хоть и очень капризный. И свозят его сюда практически со всей республики. Только от одного Витебского МЭЗа поступил заказ на хранение 40 тысяч тонн.
Загрузка рапса на Толочинском элеваторе
© Sputnik / Виктор Толочко
"Хранить его дороже, чем зерно – почти в 2 раза. Нам это выгодно: все зарплаты, электроэнергия – все оттуда платим. Рапс, конечно, сложный, но все равно берем", – говорит директор.
Одна сушилка работает на предприятии с самых первых дней: "советская старушка", как ласково называют ее работники, и по сей день дает фору двум новым – немецкой и российской. За сутки через три сушилки можно пропустить 1500-1800 тонн урожая.
© Sputnik / Виктор Толочко
Круговорот зерна круглый год – от заготовки до заготовки: заполнилось хранилище (а на сегодня приняли уже почти 130 тысяч тонн из 147) и ничего не лежит. Зерно заготавливают до октября, что-то отгружают – подвозят новое. Постоянно "двигаются" и все запасы – технология хранения непростая.
Класс опасности – "пороховая бочка"
За подобными объектами – жесткий контроль. Зернохранилищу уже почти 50 лет, а нагрузка – огромная. Когда элеватор набиваешь под завязку, даже крепкий бетон "ходит": поэтому заполнять емкости нужно правильно, а не наобум, равномерно распределяя нагрузку по зданию. И ежегодные серьезные проверки – нужно оценить износ конструкции, которая держит на бетонных сваях почти 150 тысяч тонн.
Над головой - 147 тысяч тонн зерна
© Sputnik / Виктор Толочко
Работники не без гордости называют свой элеватор элитным предприятием: своя железная дорога и депо, тепловоз, самосвалы и комбайны, СТО, пожарная часть. Кстати, пожарные здесь круглыми сутками – производство крайне опасное.
© Sputnik / Виктор Толочко
"Пыль – очень взрывоопасная штука, как порох. Плюс зерно в хранилищах самосогревается: в "банках" стоят температурные датчики по всей высоте – температура измеряется постоянно. Чуть нагрелось – сразу включаются механизмы, все перекатывается с места на место. Либо отправляем в сушилку на охлаждение. Все серьезно", – проводит экскурсию главный инженер элеватора Василий Карпушевич.
© Sputnik / Виктор Толочко
Удержаться на плаву
Про таких, как Николай Васильевич принято говорить "крепкий хозяйственник": все, что ни дадут в нагрузку очень успешному предприятию, все поднимет, хоть и не без трудностей.
Но именно элеватор остается основным источником прибыли, который и тянет всю "допнагрузку". Хотя у предприятия есть, конечно, и другое подспорье, например, сеть своих продовольственных магазинов – 32 в разных районах. Особо на них не разбогатеешь, но некоторые вопросы торговля решить помогает.
© Sputnik / Виктор Толочко
"В теперешних условиях, будем честны, платежи возвращают тяжело. Иногда получается и так, что что-то мы можем забрать продукцией от предприятий, если у них есть финансовые сложности, и обеспечить свои магазины. Мясом, например, или мукой – отдадим на хлебозавод, хлеб пойдет в наши магазины. Хорошее подспорье для нашего основного производства – элеватора", – говорит Николай Вацкель.
А еще в ведение предприятия несколько лет назад передали убыточный комбинат бытового обслуживания. Все, конечно, было в тяжелейшем состоянии. Но на деревне и в райцентре многие услуги нужны – так просто не закроешь. Придумали, как подтянуть убытки и здесь.
© Sputnik / Виктор Толочко
"Шьем постельное белье в наших двух цехах, спецодежду – у нас обшиваются практически все наши клиенты-вкладчики зерна, районные предприятия, наша головная контора. Прачечная своя – обстирываем больницу, воинскую часть, ЖКХ. Не стоим – постоянно в работе", - говорит предприимчивый директор.
Примеров того, как из ничего пытаются сделать что-то, на Толочинском элеваторе немало. Деньги делают даже из мусора.
© Sputnik / Виктор Толочко
"У нас своя котельная, которая работает на отходах – это по сути зерновая пыль и мусор. Пару лет назад меняли котлы на литовские. И теперь не просто сами себя обеспечиваем, но и даже продаем местному ЖКХ – тоже частично греем город на нашем топливе", – рассказывает директор.
Хотели сделать установку и "лепить" пеллеты: ездили смотреть на опыт коллег в Клецке – у них поляки и литовцы с руками отрывали топливные гранулы из мусора, не успевали производить. Но идею пока оставили – санкции.
Надо было обновить запчасти. Уже и заказали, и оплатили, и отгрузили их. Но нет – и здесь санкции, хорошо, что хоть деньги вернули. Но люди, говорит Николай Васильевич, мастера: что-нибудь придумаем.
Загрузка зерна на Толочинском элеваторе
© Sputnik / Виктор Толочко
"У нас есть хорошие голландские комбайны. Что-то ломается – техника все-таки. Еще до всех санкций заказали – не достать было. Так и не получили. Но зачем нам простаивать? Что-то белорусское заказали, а главный механик у нас – самородок – сам подточит, подгонит. Приспосабливаемся, жизнь заставляет", – говорят сотрудники предприятия.
Горячий сезон
Сейчас на элеваторе приемка зерна в самом разгаре, хотя стало уже полегче. В пик уборочной очередь из грузовиков на выгрузку серьезно растягивается. Здесь все начинается с визировочной. Чтобы понять, какого качества и что за класс зерна отдают на хранение, девочки-лаборантки берут урожай на пробу.
Визировочная на Толочинском элеваторе
© Sputnik / Виктор Толочко
"Сначала на входном контроле берем пробу и в первую очередь определяем, нужна ли сушка или нет, смотрим качество – продовольственное или фуражное. Отгрузили. А на следующие сутки смотрим и другие показатели – это все влияет на итоговую цену, которую мы выставим за хранение зерна, его сушку и доведение до кондиции", – рассказывают сотрудницы.
© Sputnik / Виктор Толочко
Как золушки, лаборантки вручную раскладывают зернышки: смотрят, сколько здесь "мусора" и лишних примесей других культур. Все это хранится несколько дней: на случай, если вдруг вкладчик не согласится с вердиктом лаборатории по классу культуры, мол, в грузовике-то я привозил урожай получше.
© Sputnik / Виктор Толочко
Заборы делаются автоматически – устройство отбирает зерно со всего грузовика – по всей глубине и со всего кузова: подхитрить и присыпать влажное зерно сухим и хорошим не получится.
Забор зерна на лабораторный анализ идет автоматически и со всего грузовика: подхитрить и присыпать влажное зерно сухим не получится
© Sputnik / Виктор Толочко
Как только грузовик прошел такой быстрый досмотр, он отправляется на весы: сначала машину взвешивают с зерном по приезде, потом – порожнюю, при выезде. Отдельно на выгрузку идет продовольственное влажное, продовольственное сухое, фуражное, другие культуры – все сортируется по классам. Что положил в общий каравай – то и забрал по итогу.
© Sputnik / Виктор Толочко
Когда водитель прошел все формальности, зерно отдается на хранение в банки. Выгрузил – все подхватил конвейер и понес на пятый этаж элеватора. В жаркие дни температура тут поднимается до 60 градусов. Но нам повезло – терпимо, можно осмотреться и наверху.
© Sputnik / Виктор Толочко
По длинной ленте только что привезенное зерно поднимается наверх и закладывается в определенную банку – ничего не смешивается, хранится отдельно по классам, влажности, и другим показателям.
© Sputnik / Виктор Толочко
Всего таких огромных 30-метровых "банок" вместимостью от 300 до 500 тонн – 288 штук. Каждая решетка в полу – это одно мини-хранилище.
"Если сухое – будет хранится в банке подольше. Если сырое – на сушку потом отправляем и снова закладываем в емкости. Сухое зерно здесь тоже не будет лежать постоянно целый год: снова берем его в работу, охлаждаем, вплоть до минусовой температуры и отправляем уже на длительное хранение. Зерно – как живой организм, оно дышит. С ним надо бережно и аккуратно", – рассказывает начальник элеватора Василий Кирик.
Начальник Толочинского элеватора Василий Кирик
© Sputnik / Виктор Толочко
Одна лента бежит на отгрузку в вагоны (у предприятия, кстати, есть и дорога, и тепловоз): оно поедет в работу в другой район, вкладчик забрал на производство комбикормов. Из другой банки зерно уходит на сушилку, мощность – 50 тонн за час.
Одна из трех сушилок на элеваторе пропускает 50 тонн зерна за час
© Sputnik / Виктор Толочко
В этом году желающих отдать зерно в толочинские закрома было в два раза больше, чем позволяют мощности элеватора.
"Есть спрос на хранение – нужны емкости. Поэтому на пустующих площадях построили четыре наземных арочника – их на пару месяцев заполняют зерном, каждый почти по 5 тысяч тонн вмещает. Храним там сухое зерно какое-то время, чтобы разгрузить потоки", – рассказывают сотрудники.
Вклад в продбезопасность
Есть на предприятии и отдельные закрома – неприкосновенный запас государственного резерва. МЧС определяет такие места хранения в разных регионах: у кого-то хранится немного пшеницы, у кого-то рожь и так далее. Есть госрезерв и на Толочинском элеваторе: 30 тысяч тонн ржи.
© Sputnik / Виктор Толочко
"Он лежит у нас, доведенный до соответствующей кондиции, постоянно. Трогать нельзя – берут только, если есть необходимость и на каком-то предприятии не хватает чего-то для производства муки. Тогда МЧС дает нам право разбронировать зерно и отгрузить: сколько тонн, кому. Приезжает хлебная инспекция, берутся анализы, все проверяется и дается добро. Все серьезно", – говорит Николай Васильевич.
© Sputnik / Виктор Толочко
В этом году в госрезерв пришлось немного залезть: разбронировка была для двух комбинатов хлебопродуктов. Сейчас должны дополнить все, что взяли из запасов на черный день. Снова приезжает хлебная инспекция, все проверят и фиксирует.
"Это и есть продовольственная безопасность", – довольно говорит директор элеватора.
Самые важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!