На весь год и черный день: как работает самый большой "банк" зерна в стране

В странах на постсоветском пространстве элеваторов, подобных Толочинскому, уже почти не осталось – время взяло свое. В Беларуси это самое большое хранилище зерна, в котором лежит "кусочек каравая" на черный день – неприкосновенный запас на случай, "если вдруг что".
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Своих клиентов – колхозы, фермеров, предприятия, комбинаты хлебопродуктов – на Толочинском элеваторе называют вкладчиками. Они отдают на хранение зерно в огромные банки – специальные емкости под 30 метров в высоту, объемом по 300 и 500 тонн.
Чтобы сохранить такие зерновые вклады, нужен глаз да глаз – технология непростая. Корреспондент Sputnik посмотрел, как работает самый большой в стране элеватор – настоящий банк урожая.

Гигантские закрома

В 70-е годы огромные монолитные элеваторы активно строились по всему Советскому Союзу. Несколько таких появилось и в Беларуси, что-то до сих пор работает, что-то уже исчерпало свой ресурс, не выдержав времени и бесхозяйственности. Зернохранилище в Толочине – самое крупное, до сих пор не просто держится на плаву, но и подтягивает показатели всего района и области.
Толочинский элеватор
В 1975 году в небольшом райцентре за три года достроили огромный элеватор. Здесь еще до войны было хлебоприемное предприятие (даже часть складов осталась по сей день). Новое же огромное зернохранилище стало гордостью региона.
Выгодное место – все железнодорожные и автомагистрали, близость к Смоленску и Москве – на какое-то время действительно сыграло на руку всему району: зерно сюда свозили товарняками и самосвалами. Но так было не всегда: в 80-90-е из всех мощностей на 147 тысяч тонн заполнялось хорошо если 20 тысяч.
"Были годы разные – элеватор пустовал нередко. Но когда-то завозили сюда и продукцию из Канады, Германии, Казахстана, Украины – у нас была грузоперевалка и таможенные склады. Ближе к нулевым начали разживаться: площади посевные увеличились, даже были мысли построить еще один элеватор", – рассказывает директор предприятия "Толочинский Элеватор-Агро" Николай Вацкель.
Директор предприятия "Толочинский Элеватор-Агро" Николай Вацкель
Сюда предприятия и колхозы с нескольких областей отдают на хранение все, что собрали с полей: пшеницу, рожь, овес, ячмень, рапс. Задача – не просто сохранить, но еще и довести до кондиции: повысить качество культур перед тем, как снова вернуть вкладчику.
В основном хранится пшеница – почти на 70% всех емкостей. Но рапс – самый прибыльный, хоть и очень капризный. И свозят его сюда практически со всей республики. Только от одного Витебского МЭЗа поступил заказ на хранение 40 тысяч тонн.
Загрузка рапса на Толочинском элеваторе
"Хранить его дороже, чем зерно – почти в 2 раза. Нам это выгодно: все зарплаты, электроэнергия – все оттуда платим. Рапс, конечно, сложный, но все равно берем", – говорит директор.
Одна сушилка работает на предприятии с самых первых дней: "советская старушка", как ласково называют ее работники, и по сей день дает фору двум новым – немецкой и российской. За сутки через три сушилки можно пропустить 1500-1800 тонн урожая.
Круговорот зерна круглый год – от заготовки до заготовки: заполнилось хранилище (а на сегодня приняли уже почти 130 тысяч тонн из 147) и ничего не лежит. Зерно заготавливают до октября, что-то отгружают – подвозят новое. Постоянно "двигаются" и все запасы – технология хранения непростая.

Класс опасности – "пороховая бочка"

За подобными объектами – жесткий контроль. Зернохранилищу уже почти 50 лет, а нагрузка – огромная. Когда элеватор набиваешь под завязку, даже крепкий бетон "ходит": поэтому заполнять емкости нужно правильно, а не наобум, равномерно распределяя нагрузку по зданию. И ежегодные серьезные проверки – нужно оценить износ конструкции, которая держит на бетонных сваях почти 150 тысяч тонн.
Над головой - 147 тысяч тонн зерна
Работники не без гордости называют свой элеватор элитным предприятием: своя железная дорога и депо, тепловоз, самосвалы и комбайны, СТО, пожарная часть. Кстати, пожарные здесь круглыми сутками – производство крайне опасное.
"Пыль – очень взрывоопасная штука, как порох. Плюс зерно в хранилищах самосогревается: в "банках" стоят температурные датчики по всей высоте – температура измеряется постоянно. Чуть нагрелось – сразу включаются механизмы, все перекатывается с места на место. Либо отправляем в сушилку на охлаждение. Все серьезно", – проводит экскурсию главный инженер элеватора Василий Карпушевич.

Удержаться на плаву

Про таких, как Николай Васильевич принято говорить "крепкий хозяйственник": все, что ни дадут в нагрузку очень успешному предприятию, все поднимет, хоть и не без трудностей.
Но именно элеватор остается основным источником прибыли, который и тянет всю "допнагрузку". Хотя у предприятия есть, конечно, и другое подспорье, например, сеть своих продовольственных магазинов – 32 в разных районах. Особо на них не разбогатеешь, но некоторые вопросы торговля решить помогает.
"В теперешних условиях, будем честны, платежи возвращают тяжело. Иногда получается и так, что что-то мы можем забрать продукцией от предприятий, если у них есть финансовые сложности, и обеспечить свои магазины. Мясом, например, или мукой – отдадим на хлебозавод, хлеб пойдет в наши магазины. Хорошее подспорье для нашего основного производства – элеватора", – говорит Николай Вацкель.
А еще в ведение предприятия несколько лет назад передали убыточный комбинат бытового обслуживания. Все, конечно, было в тяжелейшем состоянии. Но на деревне и в райцентре многие услуги нужны – так просто не закроешь. Придумали, как подтянуть убытки и здесь.
"Шьем постельное белье в наших двух цехах, спецодежду – у нас обшиваются практически все наши клиенты-вкладчики зерна, районные предприятия, наша головная контора. Прачечная своя – обстирываем больницу, воинскую часть, ЖКХ. Не стоим – постоянно в работе", - говорит предприимчивый директор.
Примеров того, как из ничего пытаются сделать что-то, на Толочинском элеваторе немало. Деньги делают даже из мусора.
"У нас своя котельная, которая работает на отходах – это по сути зерновая пыль и мусор. Пару лет назад меняли котлы на литовские. И теперь не просто сами себя обеспечиваем, но и даже продаем местному ЖКХ – тоже частично греем город на нашем топливе", – рассказывает директор.
Хотели сделать установку и "лепить" пеллеты: ездили смотреть на опыт коллег в Клецке – у них поляки и литовцы с руками отрывали топливные гранулы из мусора, не успевали производить. Но идею пока оставили – санкции.
Надо было обновить запчасти. Уже и заказали, и оплатили, и отгрузили их. Но нет – и здесь санкции, хорошо, что хоть деньги вернули. Но люди, говорит Николай Васильевич, мастера: что-нибудь придумаем.
Загрузка зерна на Толочинском элеваторе
"У нас есть хорошие голландские комбайны. Что-то ломается – техника все-таки. Еще до всех санкций заказали – не достать было. Так и не получили. Но зачем нам простаивать? Что-то белорусское заказали, а главный механик у нас – самородок – сам подточит, подгонит. Приспосабливаемся, жизнь заставляет", – говорят сотрудники предприятия.

Горячий сезон

Сейчас на элеваторе приемка зерна в самом разгаре, хотя стало уже полегче. В пик уборочной очередь из грузовиков на выгрузку серьезно растягивается. Здесь все начинается с визировочной. Чтобы понять, какого качества и что за класс зерна отдают на хранение, девочки-лаборантки берут урожай на пробу.
Визировочная на Толочинском элеваторе
"Сначала на входном контроле берем пробу и в первую очередь определяем, нужна ли сушка или нет, смотрим качество – продовольственное или фуражное. Отгрузили. А на следующие сутки смотрим и другие показатели – это все влияет на итоговую цену, которую мы выставим за хранение зерна, его сушку и доведение до кондиции", – рассказывают сотрудницы.
Как золушки, лаборантки вручную раскладывают зернышки: смотрят, сколько здесь "мусора" и лишних примесей других культур. Все это хранится несколько дней: на случай, если вдруг вкладчик не согласится с вердиктом лаборатории по классу культуры, мол, в грузовике-то я привозил урожай получше.
Заборы делаются автоматически – устройство отбирает зерно со всего грузовика – по всей глубине и со всего кузова: подхитрить и присыпать влажное зерно сухим и хорошим не получится.
Забор зерна на лабораторный анализ идет автоматически и со всего грузовика: подхитрить и присыпать влажное зерно сухим не получится
Как только грузовик прошел такой быстрый досмотр, он отправляется на весы: сначала машину взвешивают с зерном по приезде, потом – порожнюю, при выезде. Отдельно на выгрузку идет продовольственное влажное, продовольственное сухое, фуражное, другие культуры – все сортируется по классам. Что положил в общий каравай – то и забрал по итогу.
Когда водитель прошел все формальности, зерно отдается на хранение в банки. Выгрузил – все подхватил конвейер и понес на пятый этаж элеватора. В жаркие дни температура тут поднимается до 60 градусов. Но нам повезло – терпимо, можно осмотреться и наверху.
По длинной ленте только что привезенное зерно поднимается наверх и закладывается в определенную банку – ничего не смешивается, хранится отдельно по классам, влажности, и другим показателям.
Всего таких огромных 30-метровых "банок" вместимостью от 300 до 500 тонн – 288 штук. Каждая решетка в полу – это одно мини-хранилище.
"Если сухое – будет хранится в банке подольше. Если сырое – на сушку потом отправляем и снова закладываем в емкости. Сухое зерно здесь тоже не будет лежать постоянно целый год: снова берем его в работу, охлаждаем, вплоть до минусовой температуры и отправляем уже на длительное хранение. Зерно – как живой организм, оно дышит. С ним надо бережно и аккуратно", – рассказывает начальник элеватора Василий Кирик.
Начальник Толочинского элеватора Василий Кирик
Одна лента бежит на отгрузку в вагоны (у предприятия, кстати, есть и дорога, и тепловоз): оно поедет в работу в другой район, вкладчик забрал на производство комбикормов. Из другой банки зерно уходит на сушилку, мощность – 50 тонн за час.
Одна из трех сушилок на элеваторе пропускает 50 тонн зерна за час
В этом году желающих отдать зерно в толочинские закрома было в два раза больше, чем позволяют мощности элеватора.
"Есть спрос на хранение – нужны емкости. Поэтому на пустующих площадях построили четыре наземных арочника – их на пару месяцев заполняют зерном, каждый почти по 5 тысяч тонн вмещает. Храним там сухое зерно какое-то время, чтобы разгрузить потоки", – рассказывают сотрудники.

Вклад в продбезопасность

Есть на предприятии и отдельные закрома – неприкосновенный запас государственного резерва. МЧС определяет такие места хранения в разных регионах: у кого-то хранится немного пшеницы, у кого-то рожь и так далее. Есть госрезерв и на Толочинском элеваторе: 30 тысяч тонн ржи.
"Он лежит у нас, доведенный до соответствующей кондиции, постоянно. Трогать нельзя – берут только, если есть необходимость и на каком-то предприятии не хватает чего-то для производства муки. Тогда МЧС дает нам право разбронировать зерно и отгрузить: сколько тонн, кому. Приезжает хлебная инспекция, берутся анализы, все проверяется и дается добро. Все серьезно", – говорит Николай Васильевич.
В этом году в госрезерв пришлось немного залезть: разбронировка была для двух комбинатов хлебопродуктов. Сейчас должны дополнить все, что взяли из запасов на черный день. Снова приезжает хлебная инспекция, все проверят и фиксирует.
"Это и есть продовольственная безопасность", – довольно говорит директор элеватора.
Самые важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!