С самого утра прихожане несли в храм Святителя Николая Чудотворца яблоки, груши и даже зерно. Местные верят, что все освященное – к хорошему урожаю.
"Раньше на яблоках гадали. Из корзины мужчины выбирали себе по яблоку, надкусывая его. Если кислое, то будущая жена будет ворчливой и несговорчивой, а если сладкое – покладистой и хозяйственной", – нарядные бабушки сходу вспоминают народные поверья, связанные с Яблочным Спасом.
Яблочный Спас в Неглюбке
© Sputnik / Мария Амелина
Местный храм выделяется своим убранством: иконы покрыты домоткаными рушниками, что придает им торжественности. Настоятель храма протоиерей отец Федор рассказал, что на время Великого поста, по местной традиции, яркие орнаменты сменяет черная ткань.
Храм Святителя Николая Чудотворца уникален своим убранством
© Sputnik / Мария Амелина
Местные вспоминают, сколько наткали рушников
© Sputnik / Мария Амелина
Настоятель храма протоиерей отец Федор служит здесь больше 16 лет
© Sputnik / Мария Амелина
В 30-е годы местная церковь была разрушена. На ее фундаменте в 92 году построили новый храм.
© Sputnik / Мария Амелина
Неглюбская текстильная традиция – внесена в список нематериального культурного наследия Республики Беларусь.
© Sputnik / Мария Амелина
Иконы в рушниках выглядят необычайно торжественно
© Sputnik / Мария Амелина
Со слов жителей Неглюбки, раньше на церковные праздники у домов собиралось по 200 человек, а у храма прихожане выстраивались в несколько рядов. Сейчас деревня "редеет", но "вымирающей" ее назвать никак нельзя. Жизнь здесь кипит вопреки выбору молодежи в пользу города.
"В 60-х годах в деревне проживало больше тысячи человек, – вспоминает 78-летняя Мария Савастянок, поправляя небесного цвета платок. – А сейчас 56 домов без жильцов насчитали с односельчанами. Молодые уезжают, потому что в деревне для них нет работы, однако приезжают россияне, казахи".
Мария Савастянок (слева) на Яблочный Спас праздновала свой день рождения
© Sputnik / Мария Амелина
Для жителей других стран Неглюбка привлекательна не только живописной местностью. В Беларуси и далеко за ее пределами деревня славится, как крупнейший центр ручного узорного ткачества. Уникальные и неповторимые образцы ткацкого мастерства получили всемирную известность на крупных выставках народного декоративно-прикладного искусства в 1970-х в СССР, Италии, Германии, Великобритании, Японии, Бельгии, Франции, Канаде и США.
Ольга Коржова – одноклассница вице-премьера Беларуси, уроженца Неглюбки, Игоря Петришенко. Женщина гордостью вспоминает о земляке
© Sputnik / Мария Амелина
Рушники из Неглюбки - достояние белорусского этноса.
© Sputnik / Мария Амелина
Ткацкая артель закрылась из-за нерентабельности, здание снесли, ткацкие станки нашли приют в музеях, но местные традиции изготовления тканых рушников и самобытного костюма продолжают развиваться благодаря местным мастерицам и стараниям сотрудников "Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова". Ежегодно на своем летнике сотрудники обучают всех желающих ткацкому ремеслу и проводят лекции. На пленэр едут со всех уголков Беларуси и приграничных городов России.
Яблочный Спас в Неглюбке
© Sputnik / Мария Амелина
На праздновании Яблочного Спаса среди местных жителей эффектно выделялись девушки в архаичных костюмах с поневой-плахтой, такой наряд в Беларуси называют "неглюбский строй". Его носили до середины ХХ века.
– Вы в таких же костюмах ходили? – интересуемся у бабушек на церковной службе.
– Поневу-плахту носили наши бабушки и мамы, – вспоминают старожилы. У нас были вышиванки и тканые сорочки, пояса.
– Сохранились эти вещи?
– У кого-то лежат в сундуках, но большинство мастериц подарили вещи музеям, продали, отнесли в церковь.
Со слов музейных работников, большая удача, если в одной хате удается встретить рушники трех-четырех поколений. Такой артефакт обнаружился как раз в Неглюбке.
Раскладывая по корзинам освященные яблоки, бабушки с умилением рассказывают, как перенимали опыт у своих матерей. Девочек садили за ткацкий станок в возрасте 6-7 лет, к 12-ти многие ткали наравне со взрослыми.
Припоминают неглюбчане и старославянские обряды, в которых участвуют до сих пор. Архаичный обряд "Пахаванне стралы", внесен в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО. Традиции прятать с песнями и хороводами в сакральных местах металлические предметы, чтобы год был урожайный, не одна тысяча лет.
Древнеславянский обряд "Абраканне"
© Sputnik / Мария Амелина
Обряд "Абраканне" настолько древний, что его не помнят даже местные. Криница скрыта от любопытных глаз в лесу недалеко от деревни "Свобода". Чтобы просьбы сбылись, воду в ней нужно очистить и принести дары. Как правило, местные вешают ленточки или украшают древний деревянный крест рушником.
© Sputnik / Мария Амелина
"Наши предки приходили в это сакральное место с разными просьбами, обычно во время засухи несли дары, чтобы пошел дождь", – рассказывает заведующая гомельским филиалом "Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций имени Ф. Г. Шклярова" Наталья Кадетова .
Яблочный Спас в Неглюбке
© Sputnik / Мария Амелина
Совпадение или нет, но сразу после того, как на деревянный крест повязали неглюбский рушник и испили чистой воды, над деревней начали сгущаться тучи.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!