Иван Зуев, Sputnik
Производство лифтов в России и Беларуси в последние годы заметно снижалось. Вместе со строительной отраслью производители лифтов испытали первый спад во время пандемии Covid-19. В 2022 году показатели упали после ухода с российского рынка игроков из недружественных стран. По данным Росстата, производство в первом полугодии 2022 года снизилось на 40% по сравнению с аналогичным периодом "пандемийного" 2021 года.
Кто ушел и куда?
До новой волны санкций в 2022 году в России работали американская Otis и европейские Kone, ThyssenKrupp Elevator. С начала марта производители объявили о приостановке приема заказов на новую продукцию.
Доля европейский компаний в производстве лифтового оборудования была не так высока. По данным Национального лифтового союза, финский Kone производил около 3% всех установленных лифтов в России, немецкий ThyssenKrupp Elevator - около 1%. Европейцы работали в России в сегменте коммерческой недвижимости и элитных жилищных комплексов и поставляли на рынок лифты, которые получали сертификат на скорость свыше 4 метров в секунду, необходимые для зданий выше 40 этажей.
Иначе ситуация обстояла с американцами из Otis, которая не только поставляла в Россию свою продукцию в самом широком ассортименте, но еще и локализовала свое производство в Санкт-Петербурге и в подмосковной Щербинке на базе Щербинского лифтостроительного завода. По данным Национального лифтового союза, среди производителей для российского рынка компания занимала второе место с долей 16% (от всех установленных лифтов в РФ). Более высокой долей рынка располагал только Щербинский лифтостроительный завод (20% от всех установленных лифтов в РФ)
Otis также заявила о прекращение приема новых заказов на своих производствах. В конце июня она продала свои активы в России холдингу S8 Capital и сообщила, что лифты на ее заводах будут производиться под другим брендом.
Новые возможности для импортозамещения
Уход с российского рынка западных компаний спровоцировал заметное снижение производства, однако он же дает возможности увеличить производство на 20-25% российским и белорусским производителям, считает вице-президент Национального лифтового союза Алексей Захаров.
В прошлом году было введено в эксплуатацию 46 тысяч лифтов, из них, по словам Алексея Захарова, чуть больше 4 тысяч лифтов были полностью импортными, около 6 тысяч лифтов - от Otis, а белорусских лифтов от "Могилевлифтмаш" было поставлено в РФ около 6,5 – 7 тысяч. Остальные почти 27 тысяч лифтов были произведены в России. В процентном соотношение белорусское присутствие на российском рынке составляет почти 13% от всех установленных лифтов.
"Теперь теоретически белорусский завод может спокойно увеличить свое производство на 20-25%, то же самое можно сказать о крупных российских производителях. Тут необходима только поддержка государства, потому что логистические цепочки увеличились, стоимость увеличилась. Идет падение платежеспособного спроса", - сказал Алексей Захаров в беседе с корреспондентом Sputnik.
Наращивание производства также может происходить за счет региональных программ капитального ремонта и плановой замены лифтового оборудования. В поисках продукции, которая могла бы заместить выпавший импорт, в Минск уже приезжают российские губернаторы и их лоббисты. О закупке белорусских лифтов на прошлой неделе шла речь на встрече губернатора Пермского края Дмитрия Махонина и президента Беларуси Александра Лукашенко.
"Конечно, и у нас эта проблема немалая - замена лифтов. Но мы готовы подставить плечо вам. Я знаю, что это надо. Это везде в России нужно. Дай бог выполнить все заказы. Но готовы в этом направлении работать", - комментировал Лукашенко итоги встречи с губернатором.
Белорусской продукцией заинтересовались и городские власти в Екатеринбурге, пишет у себя в телеграм-канале депутат Екатеринбургской городской думы Дмитрий Николаев. Наиболее активно белорусские лифты закупают в Санкт-Петербурге, где уже почти пять лет работает совместное локализованное предприятие "Могилевлифтмаша", а также в Приморье. Губернатор Приморского края Олег Кожемяко сообщал о намерении региона в 2022 году закупить до 100 белорусских лифтов, а к 2030 - более 1,3 тысяч.
Популярность белорусской продукции среди региональных властей РФ объясняется ее более низкой ценой по сравнению и с импортной, и с российской продукцией. Даже в условиях, когда в апреле все лифты подорожали на 80%, возможности по демпингу у белорусов остались, отмечает Алексей Захаров.
"Белорусские лифты всегда отличались тем, что они несколько дешевле. По моим данным, это потому что производитель пользуется сильной господдержкой. Я не знаю такого, чтобы они сами брали кредиты, например. Поэтому они всегда могли себе позволить низкие цены. При этом их продукция традиционно проще в изготовлении, чем российская. Кроме того, у них очень хорошая и развитая сеть (обслуживания и поддержки - Sputnik). Они быстро и охотно поставляют запчасти. Последние годы они подтянулись и стали заниматься более сложной техникой", - объясняет Алексей Захаров.
Необходимая модернизация
Ёмкость рынка лифтового оборудование в России может увеличится за счет масштабных программ по реновации жилых фондов в регионах, о которых часто говорят Минстрой России и вице-премьер Марат Хуснулин, а также программ восстановления городов Донбасса и освобожденных территорий.
Впрочем, помешать этому может отсутствие радиоэлектронной компонентной базы. По словам вице-президента Национального лифтового союза, проблема эта касается и россиян, и белорусов.
"Есть необходимость в помощи (от государств Беларуси и России – Sputnik) с радиоэлектроникой, потому что на сегодняшней день имеются проблемы с компонентной базой. Например, с такими устройствами как частотный преобразователь, которые часто используются в лифтах. Я не говорю, что сейчас полный провал по компонентам. Они, кстати, поступают. Просто поставки более длительные и более дорогие. Опять же надо понимать, что большинство крупных производителей имели свои производства в Китае, Тайване или Индонезии. После санкций часть поставщиков согласились перенаправить напрямую поставки запасных частей на российских потребителей, но по более высоким ценам и более сложными маршрутами", - объясняет Алексей Захаров.
Чтобы занять нишу, которую освободили западные компании, российским и белорусским предприятиям необходимо пройти путь модернизации. Производители союзного государства плотно закрепились в нише лифтового оборудования для жилых фондов и зданий до 40 этажей. Чтобы устанавливать лифты в сооружениях повыше, они должны быть более скоростными.
"Сложность с замещением будет только для лифтов со скоростью свыше 2,5 м\с. Хотя уже есть модели, которые сертифицировали на 4 м\с, более скоростные наши не делают, но и их количество ограничено. Во всех остальных сегментах можем работать спокойно, только бы спрос был и помощь государства", - говорит Алексей Захаров.
Самые важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!
Также на Sputnik:
Американские горки белорусской экономики: пристегните ремни
Есть спрос: директор Городейского комбината рассказал о продажах в России
Биржи в Союзном государстве и ЕАЭС будут активно сотрудничать - Головченко