В пятнадцать лет Олег Протопопов решил стать пианистом, но не прошел конкурс в музыкальную школу ленинградского Дворца пионеров. Экзаменаторы решили, что у него не было музыкального слуха. Парадокс ситуации был в том, что юный Протопопов мог на слух играть произведения Бетховена. Не знаем, потеряли ли мы гениального пианиста или композитора, но совершенно точно приобрели великого фигуриста.
В декабре 1947 года Олег Протопопов, прикрутив хоккейные коньки к валенкам, пришел к тренеру Нине Лепнинской. Опыт катания на коньках у него был стандартный для всех юношей того времени – зимой они цеплялись крюком за ехавшую попутную машину и ехали на коньках до тех пор, пока был лед. Лепнинская знала об этом и главной своей задачей считала отучить ребят от подобных экстремальных увлечений.
Советский фигурист Олег Протопопов
© Sputnik / Сафонов
Трехлетняя служба Олега Протопопова на Балтийском флоте мало что изменила в его привязанности к фигурному катанию. Все увольнения зимой он проводил на катке. Пробовать себя в одиночном катании было поздно, о танцах на льду в СССР в то время никто не знал. Единственной нишей для Протопопова оставалось парное катание.
В Ленинграде спортивные пары тренировал только Петр Орлов. У него тренировались чемпионы СССР Майя Беленькая и Игорь Москвин. Соперников на чемпионатах у них в то время не было: чтобы чемпионат СССР состоялся, Орлову нужно было найти еще две пары для участия в турнире. Новая пара Маргарита Богоявленская и Олег Протопопов были для него подарком судьбы. В 1954 году, еще служа во флоте, Протопопов вместе с Богоявленской занял третье место на чемпионате СССР. В части, где он служил, диплом за третье место вызвал восторг и уважение начальства. Смекалка не подвела Олега Протопопова: руководству он не сказал, что в чемпионате СССР принимали участие всего три пары.
Советские фигуристы, чемпионы СССР в парном катании 1962 г. Людмила Белоусова и Олег Протопопов
© Sputnik / Юрий Сомов
Людмила Белоусова в пятнадцать лет посмотрела фильм "Серенада солнечной долины", где в главной роли снялась легендарная норвежка трехкратная олимпийская чемпионка Соня Хени, и загорелась фигурным катанием. В детской секции ей дали от ворот поворот. А когда пришла к взрослым спортсменам, ей подвернулась удача в лице бывшей чемпионки СССР по спортивным танцам Ларисы Новожиловой. В парное катание она попала спустя три года, когда встретила на московском катке Олега Протопопова.
Решая бюрократические вопросы по поиску минимального количества участников для выступления на чемпионате СССР в парном катании Петр Орлов попросил конькобежца Станислава Жука выручить его и хотя бы на одно соревнование встать в пару с одиночницей Ниной Бакушевой. Станислав Жук согласился выполнить просьбу Орлова, после нескольких тренировок освоил необходимый для него минимум в паре с Ниной Бакушевой и вышел на старт чемпионата СССР. Дальнейшее – достояние истории.
Олимпийские чемпионы по фигурному катанию Людмила Белоусова и Олег Протопопов
© Sputnik / Дмитрий Донской
В обеих парах – и Белоусова – Протопопов, и Бакушева – Жук – лидерами были партнеры, а тренерство Петра Орлова – чисто номинальным. Станислав Жук рано умер и мемуаров не оставил, а Олег Протопопов в своей книге упоминает тренера, с которым у них отношения не сложились. И Протопопов, и Жук были сложившимися спортсменами и людьми, многое знали и понимали. Вряд ли кто-то со стороны мог в чем-то серьезно помочь им. В дальнейшем, когда Белоусова и Протопопов уже стали олимпийскими чемпионами, в качестве консультанта они привлекали к своей работе Игоря Москвина.
Соперничество этих двух супружеских пар было захватывающим, но пальма первенства оставалась за Жуками. Обе пары участвовали в первом для советских фигуристов чемпионате мира 1958 года. Нина и Станислав Жук на том чемпионате стали восьмыми, а Белоусова и Протопопов – тринадцатыми.
Людмила Белоусова и Олег Протопопов во время выступления на чемпионате Европы по фигурному катанию
© Sputnik / Дмитрий Донской
Станислав Жук со своей женой опережали время. Их катание считали опасным из-за массы акробатических элементов на льду. На чемпионатах Европы из-за этого они три раза становились только вторыми.
Есть один парный элемент, который сегодня после Нины и Станислава Жук никто не повторил. Мы привыкли к поддержке на одной руке, когда партнер делает три с половиной оборота на льду, а партнерша в это время находится в воздухе. Все партнеры делают вращение на двух ногах. Станислав Жук делал эту поддержку, катаясь на одной ноге.
Добавьте еще то обстоятельство, что практически всегда они выступали на открытых катках на морозе, и вы поймете спортивный уровень этого человека, которого мы больше знаем как тренера. Со своими учениками Станислав Жук попытался повторить эту поддержку в паре Марина Черкасова – Сергей Шахрай, но затем отказался от этой затеи, опасаясь травм у спортсменов.
Спортивное соперничество закончилось на Олимпиаде в Скво-Вэлли, на которой супружеская пара Жуков стала шестой, а Белоусова с Протопоповым финишировали девятыми. Станислав Жук перешел в тренеры, а Белоусова с Протопоповым продолжали кататься.
Тренерская карьера Станислава Жука задалась сразу. Он не давал спокойной жизни своим бывшим соперникам. В предолимпийском 1963 году он привел свою сестру Татьяну Жук к бронзе чемпионата мира в паре с Александром Гавриловым. В следующем олимпийском цикле Александр Горелик, сменивший Александра Гаврилова в паре с Татьяной Жук, придал новое дыхание этому спортивному дуэту.
Сегодня практически все, вспоминая Станислава Жука, говорят о его легендарных парах с неизменной Ириной Родниной – сначала с Алексеем Улановым, а затем Александром Зайцевым. Но его тренерский гений на самом деле проявился, когда он тренировал свою сестру. Как он смог довести до мировых высот Татьяну Жук, фигуристку более чем среднего уровня, тогда не мог понять никто.
Олимпийские чемпионы по фигурному катанию в Инсбруке Людмила Белоусова и Олег Протопопов с золотыми медалями
© Sputnik
А Протопопов и Белоусова сенсационно стали вторыми на чемпионате мира 1962 года. Они перенесли на лед лучшие традиции русского и советского балета – это было абсолютной новизной.
Затем в олимпийском Инсбруке 1964 года произошло чудо: признанные фавориты, действующие чемпионы мира и Европы немцы Марика Киллиус и Ганс Боймлер неожиданно проиграли Белоусовой и Протопопову. Эта победа пары стала главной сенсацией тех Игр. Тогда никто не мог себе представить, что победная серия сначала советских, а затем российских фигуристов в парном катании продлится до 2010 года – двенадцать раз подряд Олимпиады в парном катании выигрывали спортсмены одной страны.
От Инсбрука-1964 до Гренобля-1968 Белоусова с Протопоповым выиграли все чемпионаты мира и Европы, но это далось им дорогой ценой. На чемпионате мира 1966 года в швейцарском Давосе многие ждали сенсации от пары Жук – Горелик. Но чуда не произошло, Белоусова с Протопоповым отбили штурм, победив одним судейским голосом. И на олимпийском пьедестале в Гренобле ожидаемо для всех на верхней ступени пьедестала стояли Людмила Белоусова и Олег Протопопов, а ступенькой ниже – Татьяна Жук и Александр Горелик.
По всем объективным показателям Белоусовой и Протопопову после игр в Гренобле нужно было попрощаться с большим спортом. Олегу Протопопову было 36 лет, Людмиле Белоусовой – 33 года. Их решение остаться многие не приняли. На льду появилась новая мегазвезда Ирина Роднина, которая в паре с Алексеем Улановым произвела фурор. Уровень технической сложности у пары Роднина-Уланов на тот момент просто зашкаливал.
Но Белоусова с Протопоповым психологически не были готовы к уходу из большого спорта. Об этом не принято говорить, но по сути им некуда было уходить. Оба были в том возрасте, когда начинать что-то новое было уже поздно. Это издержки большого спорта и драма всех больших личностей в спорте.
Свой уход пара затянула на весь олимпийский цикл до Саппоро 1972 года. То, что их эпоха закончилась, всем стало ясно в 1969 году, когда на чемпионате мира в Колорадо-Спрингс они стали третьими, уступив не только Родниной с Улановым, ставшими чемпионами, но и паре Тамара Москвина – Алексей Мишин. Это было их последнее выступление на международных турнирах.
Их уход был тихим и незаметным. Недавние кумиры в одно мгновение стали частью спортивной статистики и истории. И чувство невостребованности и "плановой забытости" привело к сентябрю 1979 года, когда прославленные советские спортсмены во время зарубежных гастролей ленинградской труппы "Балет на льду" решили остаться в Швейцарии. Много ли они потеряли? Думаю, что да. Но то состояние, в котором они жили семь лет после ухода из большого спорта, требовало некоего решительного поступка и смены обстановки. Для Белоусовой и Протопопова это решение стало спасением.
Двукратные олимпийские чемпионы по фигурному катанию Олег Протопопов и Людмила Белоусова на трибуне ледового дворца "Айсберг" на XXII зимних Олимпийских играх в Сочи
© Sputnik / Александр Вильф
/ Уникальность этой пары и прежде всего Олега Протопопова в том, что ни до них, ни после них никто не смог повторить стиль, который они принесли в фигурное катание и который стал их визитной карточкой. Авторство этого стиля принадлежит одному человеку – Олегу Протопопову. Когда смотришь за катанием человека, которому уже далеко за восемьдесят, то ловишь себя на мысли, что думаешь не о спорте. Это мысли о бесконечности человеческого бытия и человеческого организма.
Олег Протопопов – первый олимпийский чемпион по фигурному катанию, разменявший десятый десяток жизни. И это его достижение не менее уникально, нежели две золотые олимпийские награды.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Самые важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!
Также на Sputnik:
Концерт, который запомнят: триумф России на ЧМ по фигурному катанию
Фигурное катание: чемпионат мира на одной ноге