Золотой век: в Минске экспонируется более 120 древних икон

Венчают экспозицию пять икон из Жировичского монастыря, которые музею подарил Владыка Филарет.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
МИНСК, 11 июл - Sputnik. Уникальная экспозиция открыта в Национальном художественном музее Беларуси. В четырех больших залах выставлено более 120 древних белорусских икон. Среди них есть как известные шедевры – гордость музейных собраний древнебелорусского искусства, так и ранее неизвестные зрителям.
По залам, в которых выставлены иконы "золотого века" белорусской иконописи, корреспондента Sputnik Тамару Беляеву провела заведующая отделом древнебелорусского искусства, куратор выставки Елена Карпенко.
По ее словам, экспозиция посвящена самому сложному и в тоже время яркому периоду становления иконописи Беларуси - XVII столетию, когда она приобретает свои неповторимые национальные черты.
На выставке представлены иконы из четырех музеев - Национального художественного, Музея древнебелорусской культуры НАН Беларуси, Национального исторического музея и Могилевского областного краеведческого музея.
Выставку разместили в четырех залах, каждый из них тематический. Первый раздел выставки отражает эволюцию стиля белорусской иконописи XVII столетия.
Выставка белорусской иконописи "Золотой век" в Национальном художественном музее Беларуси
Во втором зале представлены иконы наиболее известных белорусских школ иконописи XVII века – Могилева и Слуцка.
Третий зал – это иконы древних мастеров "брестской" школы.
Финальный четвертый зал выставки посвящен произведениям последней трети XVII века, который считается эпохой расцвета белорусского иконописания. Завершают экспозицию пять икон из иконостаса Успенской церкви Жировичского Свято-Успенского монастыря. Рядом с ними - большой портрет Владыки Филарета.
Портрет Владики Филарета на выставке белорусской иконописи

Подарок Владыки

Как рассказала Елена Карпенко, эти пять икон – из Успенского собора Жировичского монастыря. В свое время они занимали место в иконостасе, который относится к началу XVII столетия. В 2009 году по благословению митрополита Филарета, Почетного патриаршего экзарха Беларуси 7 икон этого иконостаса были переданы в Национальный художественный музей. Они были отреставрированы, помещены в новые рамы и неоднократно демонстрировались в залах музея.
Явление Богоматери Жировичской
Явление Богоматери Жировичской
Главная центральная икона – это явление Богоматери Жировичской. В свое время фон этих икон был закрыт позолотой, реставраторы сняли ее и под ней открылись тщательно выписанные пейзажи.

Живой иконостас утраченной церкви

В этом же зале представлен так называемый "живой иконостас" из небольшой церкви местечка Шерешово, что под Брестом. В 1963 году этот ансамбль из 24 икон был вывезен в музей, а буквально через год церковь разобрали, до настоящего времени осталась только колокольня.
Иконостас из Шерешово
Как рассказала куратор выставки, ученые выяснили, что в конце XVII века над этими иконами работали как минимум четыре мастера.
"На выставке мы постарались представить произведения по различным школам или иконописным центрам. Здесь собраны произведения, которые изначально были вывезены из разных церквей, но видно, что они сделаны или одним мастером, или в пределах одного художественного региона", - отметила искусствовед.

Фольклор в иконе

На выставке обращает на себя внимание икона Рождества Богоматери из Ляхов, которая датируется 1648-50 годами. На этой иконе можно увидеть отличительные особенности, характерные именно для белорусской иконы. Это, в первую очередь, фольклорные, национальные элементы - гости, пришедшие к Богоматери, одеты в характерные белорусские одежды – андараки, фартуки, кабаты.
Икона Рождества Богоматери из Ляхов
Здесь же присутствует и красный пояс, которым всегда перевивали младенца как оберегом.

Алая Параскева Пятница

На выставке представлен и образ великомученицы Параскевы Пятницы в алых одеждах, который является одним из самых узнаваемых среди древнебелорусских икон. Она датирована 1642-м годом, о чем сохранилась надпись. Одежды Параскевы написаны в старом византийском стиле, но лицо – в западноевропейской традиции.
Параскева Пятница, 1642 год
По словам искусствоведа, по этой иконе видно, что древний мастер владел как монументальной формой композиции, так и миниатюрой.

Простодушная иконопись

На экспозиции представлены иконы не только мастеров высокого класса, которые в совершенстве владели западноевропейскими техниками живописи, знали византийскую традицию. Кураторы выставки выключили в экспозицию и произведения простых деревенских мастеров.
Спас Вседержитель
"Такая простая крестьянская живопись на выставке представлена в виде царских ворот, изображений Богоматери и Спаса Вседержителя", - отметила искусствовед. Специалисты называют этот стиль "низовой барокко". "Но, несмотря ни на что, эти произведения обладают такой особой задушевностью, искренностью, чистотой помыслов и усердием восприятия", - отметила куратор выставки.

Ветхозаветная Троица

Образ "Троица ветхозаветная" – из музея древнерусской культуры НАН Беларуси. Он относится к XVII веку. Уникальность иконы в том, что сюжет ветхозаветной Троицы в иконописи встречается достаточно редко.
Образ "Троица ветхозаветная"
Обращает на себя внимание и то, как неизвестный мастер прописал лучезарные образы ангелов, приборы на столе – оловянные тарелочки, ножик, серебряную чашу, а также фрукты и овощи. "Это именно те плоды земные, которые наблюдал художник в своей обычной жизни. И проникновение этих обыденных деталей в сакральное пространство становится характерной чертой и особенностью белорусской иконы XVII века", - отметила искусствовед.

Центральный образ

Одним из центральных образов, и не случайно именно она открывает экспозицию, является Богоматерь Умиление, которая датируется 1656 годом.
Богоматерь Умиление, 1656 год
Как отмечает куратор выставки, этот образ воплотил в себе отличительные особенности белорусской иконы. "Здесь и монументальный резной фон, и задушевное общение матери и ребенка. Даже не столько общение Богоматери и Спаса, маленького Христа. А, скорее, живые, непосредственные образы, которые мастер-иконописец, вполне возможно, писал со своей жены и со своего сына", - рассказывает Елена Карпенко.

Возвращенные лики

Примером того, как реставраторы "открывают" древние лики, является Иисус из Музея белорусской культуры. Икона тоже относится к XVII столетию.
Икона Иисуса из Музея белорусской культуры
Как рассказывает куратор выставки, скорее всего, в конце XIX века она была записана не очень умелым мастером-иконописцем. И уже в настоящее время реставраторы музея древнерусской культуры раскрыли живопись XVII века. Она справа, а слева осталась еще запись XIX столетия.

Уникальная выставка

Как рассказали смотрители музея, чаще всего выставку посещают иностранцы – это туристы из соседних стран. "Много россиян, литовцев. Ходят, смотрят, но никто не молится", - рассказали они.
Выставка белорусской иконописи "Золотой век" в Национальном художественном музее Беларуси
Одна из посетительниц выставки делится впечатлением. "Я воспринимаю эти иконы, как произведение искусства, но не как образа, перед которыми нужно молиться. Конечно, такого ощущения как перед чудотворной Владимирской иконой Богоматери нет. Но выставка впечатлят самобытностью, красками и количеством икон, - рассказала туристка, приехавшая в Минск с севера России. - Но дольше всего я стояла перед фотографией Владыки Филарета и смотрела в его глаза. Мне показалось, что этот проникновенный взгляд меня благословил".
Самые важные новости ищите в нашем Telegram-канале. Также следите за нами в Яндекс.Новости и Яндекс.Дзен!
Также на Sputnik:
Ветковские иконы: искусствоведы раскрыли тайну "Красного коня" Петрова-Водкина
Матерь Божья в намитке - лонгрид
Говорящие жесты и потемневшие лики: в НХМ учили смотреть иконы