Однако, как отмечает колумнист Sputnik Руслан Васильев, в данном конкретном случае мы имеем классическую ситуацию, когда "подготовка к празднику спорта" имела гораздо большее смысловое содержание – в простонародье "вес", чем сам "праздник".
В силу совершенно прозаической причины: никакого праздника на сей раз в Уимблдоне не будет. Ибо концепты "дискриминация" и "праздник" не релевантные. Совсем-совсем не совмещаются.
Никто не знает, что будет через год
Организаторы главного (в недалеком прошлом!) травяного турнира так и не сняли дискриминационных санкций с российских и белорусских игроков. Причем исполнительный директор Салли Болтон не постеснялась заметить, что решение о недопуске было принято в связи с указаниями правительства Великобритании.
У меня нет никаких сомнений, что в этом признании присутствует некий извинительный подтекст. Так и видится, как эта мадам Салли – круглые очки, темно-рыжие волосы, английское вытянутое лицо, любовь к пиджакам "травяного" салатного цвета, -- говоря эту реплику, потупила очи.
Болтон все же не "просто прохожий" в теннисе и прекрасно понимает, как негативно восприняты "подачи британского правительства на вылет" в сообществе профессионалов. Решение AТР и WTA лишить соревнования в Уимблдоне рейтингового смысла, а значит, и статуса турнира "Большого шлема" – болезненный удар. В том числе, по островному самолюбию с его доминантой на "исключительность".
Кстати, у меня есть подозрение, что именно внутренний дискомфорт, ощущение неловкости и привели к тому, что Болтон, скорее всего, безо всякого дополнительного злого умысла, запустила в информационное пространство "мульку", которую в России и Беларуси стали совершенно неправильно интерпретировать в крайне оптимистичном ключе.
Итак, исполнительный директор всего-навсего сказала: "Решение [о недопуске], которое мы приняли, касается только турнира этого года". Совершенно рядовая реплика, согласитесь. Однако у нас в ней многие увидели значительно больший смысл. Дескать, запрет на участие в Уимблдоне для российских и белорусских теннисистов будет действовать только в 2022 году.
И вот уже сам президент Федерации тенниса России Шамиль Тарпищев следующим образом отозвался на слова Болтон: "Представители Уимблдона признали свою ошибку, когда сообщили, что отстранение спортсменов из России и Белоруссии распространяется только на турнир 2022 года".
Да побойтесь теннисных богов, Шамиль Анвярович! Никакого признания ошибки нет, и ваша английская коллега не сказала ничего позитивного об участии россиян и белорусов в следующем Уимблдонском турнире.
Ну, представьте, что вы решили отказаться на воскресном обеде от пельменей со сметаной. Но это же не значит, что в понедельник это блюдо окажется у вас на столе! Вы снова можете отказаться, особенно если, в принципе, питаете к пельменям и любой молочке гурманскую неприязнь. Сродни той, что есть на Британских островах к России и Беларуси, россиянам и белорусам.
Да и сама Болтон отнюдь не стремилась навести тень на плетень. Вот продолжение ее спича: "Невозможно сказать, в какой ситуации мы окажемся в следующем году". То есть, собраться по отмашке правительства на еще одно "судьбоносное заседание", чтобы опять отказать российским и белорусским игрокам в допуске на корты в Уимблдоне -- для Всеанглийского клуба лаун-тенниса и крокета раз плюнуть, если не сказать грубее!
Но оптимистическая интерпретация совершенно пустого пассажа Болтон, введшая в заблуждение даже многих прожженных спецов, убедительно показывает, насколько еще сильно у нас самих желание "вернуть все вспять", чтобы "было, как раньше". Сомнительная перспектива, в том числе, в целеполагании. Пора бы уже избавиться от шор на глазах, а заодно и от эффекта "в чужом пиру похмелье".
Вот же еще пример "военных действий" в теннисе. Латвийский теннисный союз – тяв-тяв-тяв! – решил скопировать британский опыт и достиг договоренности об отстранении российских и белорусских спортсменок от участия в женском турнире Международной федерации тенниса в Лиепае.
Или оцените, сколь изощренно решили подгадить российским поклонникам фигурного катания в Международном союзе конькобежцев (ISU). В честь недавнего "олимпийского дня" "исушники" опубликовали фотографии чемпионов Игр в Пекине. Но в подборке не нашлось место россиянам, и золотую медалистку одиночницу Анну Щербакову в галерее заменили на "бронзовую" японку Каори Сакамото. Такая мелкая, но о многом таки говорящая пакость. Так что "как раньше" – это вряд ли. Тем более, что МОК…
Подойди ко мне подальше!
Международный олимпийский комитет продолжает постмодернистскую игру с условным названием "подойди ко мне подальше", совершенно не стесняясь ее девиационной подоплеки. МОК через своего президента герра Баха (не композитора), вроде как приманивает Россию и Беларусь, но одновременно призывает продолжать жесткую политику санкций.
Показательно очередное выступление олимпийского дяди, в котором он говорил, во-первых, о наличии организаций "страдающих от конфронтации". Молодец, пирожок в студию для Баха!
Во-вторых, президент МОК сказал о формировании "нового мирового порядка", чем, буквально, потряс воображение. Раньше "не композитор" не зрел в корень!
Наконец, самое интересное: Бах выступил за "объединение и уважение единых правил", развив сей тезис следующим образом: "Поэтому наши санкции и рекомендации такие, какие они есть. Пока не пришло время для их пересмотра или смягчения".
Погодите-ка, герр олимпийский! О каких "единых правилах" вы, собственно говоря, ведете речь? В уставе МОК не содержится никаких оснований к применению санкций в отношении России и Беларуси. Тогда что? Кто написал и спустил вам некие "единые правила", о соблюдении которых вы так печетесь?!
В пьесе болельщика Михаила Булгакова "Бег" генерал Хлудов так говорит вестовому Крапилину: "Плохой солдат! Ты хорошо начал, а кончил скверно". После чего, увы, последовала трагическая развязка сцены: мешок на голову, столб – повесили вестового.
Это, конечно, не наши методы, хотя и Бах хорошо начал, да скверно кончил. Впрочем, не вызывает сомнений, что разочарование МОКом и персональными "телодвижениями" его президента перехлестнуло критическую массу и в России, и в Беларуси. Если раньше в спорте торжествовало пацифистское направление – надо договариваться, искать пути сближения, точки соприкосновения и так далее, то нынче риторика и в наших странах ужесточилась.
Великий хоккеист Вячеслав Фетисов заявил об обесценивании Олимпийской хартии, которую можно, по его словам, "выбросить на помойку".
"Руководство МОК перечеркнуло все достижения, которые были инициированы Пьером де Кубертеном", – это уже цитата члена Государственного Совета Российской Федерации Игоря Левитина.
Или вот еще реплика из выступления зампреда правительства РФ Дмитрия Чернышенко (как раз таки курирует спорт) на Петербуржском международном экономическом форуме: "Механизмы МОК навсегда дискредитированы. Не знаю, как они смогут отмыться".
В Беларуси тоже не лезут за словом в карман, и президент нашего НОК Виктор Лукашенко на этой неделе говорил о "вызове дискриминации", попирание спортивных идеалов, ставших заложниками у политической конъюнктуры.
И правильно! Заигрывать с МОК при нынешнем президенте "не композиторе", набравшем соответствующую "палубную" команду, – бессмысленно. Гораздо мудрее дать понять Баху, что мы еще не забыли публицистического наследия болельщика Фридриха Энгельса: "Фальшивому другу мы предпочитаем открытого врага".
Тем паче, что есть и позитивные прорывы! Невзирая на рекомендации МОК в дзюдо (буквальный перевод названия этого вида единоборства – "мягкий путь") действительно нашли мягкий путь. Турнир Большого шлема в монгольском Улан-Баторе проходит в эти дни с участием россиян, пусть и без украинцев. Но те сами отказались, а это тот случай, когда вольному воля.
Не хотеть – это одно. Быть пораженным в правах – совсем другое.
Мнение автора моет не совпадать с позицией редакции
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь