Пограничный столб как крест: начало Великой Отечественной глазами режиссера

Одним из значимых эпизодов начала Великой Отечественной войны было сопротивление советских пограничников на рубежах СССР. О подвигах бойцов в зеленых фуражках было снято множество фильмов.
Подписывайтесь на Sputnik в Дзен
Колумнист Sputnik Евгений Огурцов-Кржижановский поговорил с известным белорусским режиссером Вячеславом Никифоровым, автором картины "Государственная граница. Год сорок первый".

Человек искусства

- Вячеслав Александрович, что означает для вас дата 22 июня? День памяти и скорби? Или это начало пути к нашей Победе?
- Евгений Евгеньевич, поглядите вокруг. Где наши герои-фронтовики? Мне, родившемуся в 1942 году, скоро 80! Мы – уходящая натура. Война подобна радиации, она токсична, касается всех и не щадит никого!
- Как вы сумели найти без малого 40 лет назад человеческую правду начала войны. Что помогло? Сценарий?
- Нет, я ведь не историк, не философ, а режиссер, то есть человек искусства, в котором главным объектом является… сам человек! Мы воспитаны таким советским гуманизмом. К слову, тот самый Геринг, нацист и преступник, сказал: "Никто не хочет умирать, но поднять массы на бойню нет ничего проще, если у тебя есть Геббельс и его министерство пропаганды". Однако, возвращаясь с поля битвы, они говорили устами Ремарка: "Эта грязная шлюха война!"

Граница ведет бой

- О чем тогда, в 1985 году, думал режиссер Никифоров, где взял пафос для такого фильма? Ведь в нем живет правда, и зритель это понял!
- Все было просто. Я знал, что ни одна застава в СССР 22 июня 1941 года без приказа не отошла! А приказа-то и не было! Вот он мотив для творчества, вот он человек в экстремальной обстановке. Не пойми я это тогда, не было бы этого фильма, вернее, такого фильма.
Кадр из фильма "Государственная граница. Год сорок первый"
- То есть массовый подвиг пограничников начала войны, всем известный факт, для вас явился началом творчества?
- Да, так и есть. К примеру, картина "Безымянная высота". Читаю сценарий, а он насквозь вторичен и я бы сказал безжизненен. Нужна была искра, чтобы родился именно тот мир, про который был этот фильм. И тут моя дочка Ариадна, совсем в то время молоденькая девочка, пишет на слова поэта-фронтовика песню, которая, по сути, становится лейтмотивом картины. А еще я нашел у Алексиевич в ее книге "У войны не женское лицо" историю о том, как девчонки шили себе праздничные юбки из парашютных сумок и… появилась та самая интонация, которая "разморозила" драматургию фильма. Иначе ничего бы не было.

"Крестный ход"

- В "Государственной границе", где за вполне себе шаблонном выражении о массовом героизме пограничников вы разглядели нечто экстраординарное?
- Люди не сдались врагу. Они верили в свою правду. Ведь эпизод с пограничным столбом – это, по сути, мизансцена распятия Христа. Помните, герой актера Тимошкина: один из последних защитников заставы, пытается вернуть на место вырванный немцами пограничный столб. Чтобы придумать такую сцену, нужно было держать в голове все составляющие подвига этого бойца, высоту его души и только тогда мог родиться такой финал.
Вот вы говорите, что 22 июня 1941 года дата не печальная? А распятие Христа – событие печальное? Уж точно не веселое правда? Но крест, символ боли, здесь обретает величие, и всякие другие характеристики этого события становятся мелки. Вот что такое победа, наша Победа! Это камертон – это интонация "Госграницы". Если ты правильно угадал, что такое война и победа в ней, то тебе некогда в рамках кинотворчества решать вопрос, какая была власть… она должна раствориться в этой задаче.
Режиссер Вячеслав Никифоров
- В вашем фильме обычный пограничный столб превратился в тот самый крест, который Христос вознес на свою Голгофу. Это так?
- Великая нация должна быть доброй, сильной и доброй! Тогда и Победа ее в любой войне становится Великой…
Для справки: Вячеслав Никифоров — кинорежиссер, актер, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств БССР (1981). Лауреат российской кинопремии "Золотой орел" (2016), Государственной премии СССР (1986), премии Ленинского комсомола БССР (1978).
Наиболее известные режиссерские работы: "Зимородок" (1972), "Тихие троечники" (1980), "Фруза" (1981), "Отцы и дети" (1983), "Государственная граница. Год сорок первый" (1986), "Дубровский" (1988), "Рейнджер из атомной зоны" (1998), "Империя под ударом" (2000), "На безымянной высоте" (2004), "Капитанские дети" (2006), "Знахарь" (2008), "Палач" (2014).
Мнение автора может не совпадать сточкой зрения редакции
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь