Филателисты наверняка видели и знают почтовую марку с портретом купаловца Владимира Дедюшки. Когда после выхода на экраны сериала "Оперативный псевдоним" (2003) стал знаменит исполнитель главной роли актер Александр Дедюшко, все стали спрашивать "не наш ли он?". А что означало "наш"? Известная в Беларуси актерская фамилия. К тому времени Владимира Дедюшко — Народного артиста СССР уже не было в живых, прошел его столетний юбилей. Говорили, что никто из близких не пошел в артисты.
Нового Дедюшко назвали нашим, потому что родился в Волковыске, там школу заканчивал, полгода проработал в минском театре.
Его предшественник Владимир прожил большую жизнь, работал театральным актером. Всего 17 эпизодических ролей в кино и множество всяких званий и наград.
Александр прожил всего 45 лет. Званий не получил. Снимался в основном в кино и в главных ролях. На счету 42 фильма.
Младший, конечно, знал о старшем. Говорят, даже гордился, что носит знаменитую фамилию. Вот и хочется понять особый феномен белорусских Дедюшек. Есть в театре понятие "амплуа". Это такие роли, которые тесно связаны с возрастом, внешностью, голосом, личностью артиста, его стилем игры и общественным положением персонажа. Точнее, это специализация на определенных ролях. Узкий круг ролей.
Если ты комик и толстенький коротышка, не дадут сыграть отважного генерала. Если хрупкая, наподобие Дюймовочки, то никогда не доверят леди Макбет, Клеопатру, даже Павлинку. Всегда особенно трудно найти артиста на роли социальных героев. Такие артисты — генералитет в театральном деле. Они короли в современных пьесах. Их приглашают в кино на роли военных, спецагентов, разведчиков, настоящих мачо. Именно такими и были наши Дедюшки.
Старший
Знакомство наше было поверхностным. Так, два-три диалога за кулисами Купаловского театра, и то на какие-то незначительные темы. Для меня, начинающего критика, он казался недоступным. Зато я по нескольку раз смотрела все его спектакли и, как потом оказалось, почти без интервью написала 5—6 его творческих портретов. Первый — в московском журнале "Культура и жизнь" в феврале 1971 года.
Он родился в Минске и в деревне никогда не жил. За долгую творческую жизнь создал много сценических образов людей разных эпох, разных народов, разных судеб и характеров. Он передавал средствами актерской игры психологию представителей различных профессий, различных социальных слоев. Но, пожалуй, никогда не был он таким естественным, своим, знакомым, узнаваемым, как в ролях крестьян.
Будь то купаловские Степан Криницкий в "Павлинке" и Синица в "Примаках", Крушина в "Константине Заслонове" А. Мовзона, Пытлеваный в "Поют Жаворонки" К. Крапивы, Язеп в "Соловье" З. Бядули, Илларион в пьесе грузинских драматургов Н. Думбадзе и Р. Лордкипанидзе "Я, бабушка, Илико и Илларион", Чернушка в "Людях на болоте" И. Мележа. Так и кажется, что в жизни мы не раз встречали этих своеобычных людей, с лукавинкой, иногда въедливых, знающих все об окружающем мире, хотя и помалкивающих об этом до поры.
Владимир Дедюшко - Степан Криницкий в "Павлинке"
Любимый герой Владимира Иосифовича вскормлен в крестьянской среде, пропитан ее привычками, традициями и, может, предрассудками. Но в то же время — это человек, который делает нужное, полезное людям дело. Последнее и составляло отличительную черту самого Владимира Иосифовича. Он был неутомимым чернорабочим своей профессии. Институтскую школу ему заменила школа жизни. Актерская сила Владимира Дедюшко — в точности бытовых деталей, в умении передать колорит роли. Он всегда расскажет что-то особенное о своем герое, причем сделает это мягко, обаятельно, со свойственным ему юмором. Товарищи по профессии называли Дедюшко самым национальным актером белорусского театра.
У каждой нации свой характер художественного мышления и соответствующая форма его выражения. В двадцатые-тридцатые годы в Беларуси был очень популярен Государственный передвижной театр, который попросту называли театром Владислава Голубка. Голубок был его создателем, режиссером, актером, художником и драматургом. Это был театр просветительский, агитационный. В этот театр бывший красноармеец, участник Гражданской войны Дедюшко пришел в качестве хориста, потом начал играть драматические роли и пробыл здесь четырнадцать лет. В труппе Голубка он овладел той удивительной пластичностью, которая в нем восхищала. Дедюшко-актер был требователен к внешнему облику своих героев.
Знаменитый театр Владислава Голубка был первым его университетом. Актеры этого театра, как и его основатель, должны были уметь все — петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, придумывать оформление и костюмы. Театр на колесах учился у белорусских крестьян и им же нес свет новой культуры.
В годы Великой Отечественной войны Дедюшко вместе с театром находился в Томске. И здесь, в глубоком тылу, он оказывал помощь фронту: вместе с другими актерами выступал в госпиталях перед ранеными, на заводах перед рабочими.
Когда он шел по улице с толстой суковатой палкой в руках, углубленный в себя, одетый, как и все прохожие его возраста, он — один из многих, он — как все. Ничто не выдавало в нем большого артиста. Но когда он выходил на сцену, становилось ясно, какие огромные жизненные и творческие силы заложены в этом человеке.
Ему никогда не приходилось ждать "своей" роли. Все роли как будто специально написаны для него. Как бы ни складывались обстоятельства, Дедюшко всегда был в работе, в которой он мог полностью проявить себя.
Владимир Дедюшко в фильме режиссера Владимира Корш-Саблина "Посеяли девушки лен"
© Photo : Беларусьфильм (1956)
Одной из отличительных черт творчества артиста является глубокая народность. Ему не нужно приспосабливать себя для той или иной роли, для того или иного автора. Если пьеса, которую взял театр, по-настоящему правдивая, жизненная, в ней всегда найдется бесхитростный, добродушный человек, иногда смешливый, лукавый, чудаковатый, иногда грустный, наблюдательный и малоразговорчивый, словом, такой, какой ежедневно ездит с нами в транспорте, работает рядом с нами, живет с нами в одном доме. О таких, с виду обыкновенных, людях очень ярко и интересно умел рассказывать со сцены Владимир Иосифович.
Дедюшко никогда не был в театре премьером, хотя мог бы претендовать в силу своего таланта на особое положение. Он всегда был рядовым.
Товарищи по профессии, журналисты, театроведы называли Дедюшко самым национальным актером белорусского театра. Следует заметить, что это качество особое. Не раз критики ломали головы над тем, как оно пришло к актеру. Рядом с ним работали его современники и молодежь. У каждого за плечами годы учебы, настойчивого поиска. Но далеко не каждый мог достойно представлять национальный театр. А Дедюшко мог. Он не просто хороший актер. Он именно белорусский актер.
Национальная самобытность дарования Дедюшко возникла, наверное, естественным путем. Доскональное знание наследия и традиций искусства своего народа соединилось с собственной внутренней потребностью в творчестве. И, видимо, так появилась эта яркая национальная форма выражения.
Сама биография Владимира Иосифовича способствовало этому.
В театральной гримерке, иногда закручинившись, пел любимую песню глуховатым голосом:
С неба полуденного
Жара — не подступи,
Конница Буденного
Раскинулась в степи…
Дедюшко был несколько десятилетий непревзойденным Степаном Криницким в "Паўлінке". Рассказывают, когда он выходил на сцену, молодые актеры замирали возле боковой кулисы, чтобы потом попытаться повторить уникальные трюки. Не получалось. У Дедюшко не было случайных жестов и интонаций. Техника совершенная. "Как он это делает?!" — восхищение и вопрос оставались неразгаданными.
Младший
Супергерой, мачо со стальными мускулами и добрыми глазами. Александр Дедюшко до 18 лет не видел театра и не думал об актерской профессии. Любил танцевать, изредка читал стихи в компании. Первый серьезный выезд из Волковыска был в Гродно, второй — прямо в Москву. Когда призвали в армию, попал на Балтийский флот. Предполагал дальше идти в мореходку и стать профессиональным военным. Потом передумал. С детства любил спорт, постоянно качался в спортзале. Даже поработал физоргом на Московском ЗИЛе. Почему решил стать актером? Наверное, потому, что был эмоциональным и даже сентиментальным. Очень сопереживал всему, что видел.
Среди его киноработ были не очень крупные роли в таких известных фильмах как "Вор", "Сибирский цирюльник", "Водитель для Веры", "Бригада", "Спецназ", "Офицеры". Два фильма вышли после его короткой человеческой жизни. Это подполковник Албанцев в сериале "Псевдоним "Албанец" и атаман Степан Гуска в "Тарас Бульба".
В 2006 году Александр Дедюшко стал вести телепередачу "Улица твоей судьбы". Он был не похож на тех, кого привык видеть зритель. Непривычно зажатый, в слишком модных, как у дипломатов, костюмах. Ничего общего с телегероями их полюбившихся сериалов "Сармат", "Оперативный псевдоним", "Парни из стали". Только глаза оставались растерянными, когда он слышал очередную житейскую историю. Казалось, что ему стыдно сидеть в уюте, задавать вопросы. Герои его передачи находились в экстремальных ситуациях, с трудом находили выход. Александр словно рвался туда, где необходимы его помощь и крепкие мускулы. Что-то совсем не заученное актерское, не наработанное профессиональным мастерством, а свое, человеческое, рвало душу и волновало.
Он шел к своему звездному часу странными извилистыми путями, никак не рассчитывая прожить на свете всего 45 лет.
В какой-то момент, будучи совершенно взрослым мужчиной, Дедюшко поступает в театральное училище Нижнего Новгорода и вскоре начинает работать в театре. Города — Горький, Владимир. Небольшие роли. Полунищенская жизнь. Чтобы подзаработать, пришлось позабыть амбиции бравого моряка Балтийского флота. С друзьями-артистами торговали сложной бытовой техникой и даже кастрюлями. Возраст Христа — 33 года, а в жизни еще почти ничего нет. Ни интересной работы, ни своего жилья, ни положения в обществе. С первой женой расстались. Она забрала дочку.
Дедюшко решается на отчаянный шаг. Он едет в Москву. Пробуется в разные театры. Олег Ефремов берет его во МХАТ. Но опять что-то не складывается. Ролей нет. Выручают рекламные ролики и эпизоды в телефильмах. Уже седину приходится закрашивать. 2003 год. Александру сорок один год. И вдруг удача. Главная роль в фильме "Оперативный псевдоним". После показа сериала на телевидении он проснулся знаменитым.
Актер Александр Дедюшко в паре с Лианой Шакуровой на съемках проекта "Танцы со звездами. Новый сезон"
© Sputnik / Екатерина Чеснокова
В последующие четыре года Александр Дедюшко сыграет в шести ставших популярными сериалах, включая "Сармат", поучаствует в теле-шоу "Танцы со звездами", найдет свою любовь — жену Свету. Родится сын Дима. Без дублеров он сам выполняет сложные трюки, за что получит кличку Сильвестер Дедюшко. Наконец, можно осуществить и мечту о хорошем автомобиле — сколько их было у него в кино!
В ноябре 2007 года ночью на шоссе Уфа — Москва его "Тойота" врезалась в грузовик. Вместе с Александром погибли его жена и сын. Дедюшко ехал после киносъемки… Он не успел получить никаких званий и наград. Так и остался рядовым театра и кино.
Александр Дедюшко с женой Светланой и сыном Димой погибли в автокатастрофе 3 ноября 2007 года
20 мая 2022 года ему могло исполниться всего 60 лет.
Вместо эпилога
Февраль, март, май, — важные месяцы в жизни этих замечательных артистов и повод о них вспомнить.
В 2005-м Александр Дедюшко недолго снимался в Минске. Выкроил время, чтобы найти дом с мемориальной доской, где жил его белорусский однофамилец. Постоял, не зная, что делать дальше. Сопровождавшая его администратор из Москвы спросила:
— Это ваш родственник?
— Возможно, возможно. Мы все Дедюшки.
Также на Sputnik читайте:
На роли военачальников брали без проб: Иван Мацкевич в кино и театре
85 лет с рождения Михася Стрельцова: маленькое воспоминание однокурсницы