Наверное не случайно минчане прощались сегодня с бывшим председателем Верховного Совета БССР Станиславом Станиславовичем Шушкевичем именно здесь, на площади Свободы в Архикафедральном костеле Имени Пресвятой Девы Марии, главном католическом храме Беларуси. Во-первых, его мама чистокровная полька и минчанка, хотя и была комсомолкой, писательницей и советским педагогом, но ее сын с бабушкой регулярно ходили в костел. Во-вторых, судьба храма чем-то схожа с судьбой самого Станислава Шушкевича: те же взлеты и падения.
Костел Пресвятой Девы Марии и Площадь Свободы
Сегодня белорусы прощались с известнейшим в стране человеком: неординарным, со своим собственным видением мира, пониманием добра и зла, блага и горя, но, безусловно, добрым и честным.
Отпевание началось в 10 часов утра при значительном скоплении очень разных людей с белыми и красными гвоздиками в руках. Символ? Это теперь не важно, потому что человек ушел в иной, наверное, лучший мир и осталась здесь на Земле только память о его делах.
Здесь, на площади Свободы (снова символ) я встретил Василия Шлындикова, бывшего гендиректора концерна "Амкодор" и депутата Верховного Совета, хорошо знавшего Станислава Шушкевича.
Василий Михайлович, со смертью Шушкевича ушла эпоха, или это просто частный случай, просто умер хороший человек и нам жалко, что друзья и близкие теперь лишены общения с ним?
- Нет, эпоха как раз не ушла, ведь это он ее начал, и она будет продолжаться несмотря ни на что. Станислав Станиславович, так уж получилось, был моим соперником по выборам в Верховный Совет СССР. Я тогда ему проиграл и об этом не жалею. Потому что проиграл более сильному кандидату. Он был намного лучше меня подготовлен, да и команда Шушкевича была профессиональней. Тогда только начались демократические преобразования, все впервые, все внове… Впрочем, славное было время!
Шушкевича, когда он был главой государства, частенько поругивали и демократы и коммунисты, обвиняя его в том, что он не был радикален, то есть не шел до конца, пытаясь соблюсти дух и букву закона. В чем он был неправ?
- Практически во всем Станислав Станиславович был прав. Он осознавал ход исторического развития, многое предвидел как политический деятель и ученый. Это объективный процесс.
Красота чистых помыслов
Первые прощающиеся пришли в костел еще задолго до объявленного времени, а потом людской ручеек становился все полноводней и к полудню храмовый зал уже не мог вместить всех желающих.
Тут собралась и молодежь, и люди старшего возраста, и представители посольств иностранных государств, отличающихся от остальных внешним лоском и огромными букетами и корзинами цветов.
На Северное кладбище, а именно там решили родственники похоронить тело Станислава Станиславовича, поехали, конечно, не все. Несколько автобусов не могли вместить всех желающих. Погребение прошло скромно, но достойно, не пафосно, но благородно, именно в том духе, который был свойственен семье Шушкевичей.
А сама могила первого главы независимой Беларуси будет находиться совсем рядом с захоронением его матери Ирины Людвиковны Романовской, среди простых людей с которыми, как сказал сам Станислав Шушкевич, он не расставался никогда: ни минским пацаном, ни проректором БГУ, ни главой Беларуси.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
>>> Хотите еще больше актуальных и интересных новостей – подписывайтесь на Telegram-канал Sputnik Беларусь