Собственно поводом для совершенно обычного интервью было сообщение на сайте архива о приостановлении приема заявок на проведение генеалогических исследований до конца 2022 года. Никто не думал, какие мистические моменты случатся в архиве. Но для начала чуть-чуть архивной "рутины".
Как рассказала корреспонденту Sputnik Тамаре Беляевой заведующая отделом использования документов и информации Национального исторического архива Беларуси Ольга Червинская, наблюдается повышенный интерес граждан к истории своей семьи в последние годы. Сейчас идет плановая работа, выполняются тысячи запросов, обрабатываются сотни тысяч документов.
Каждый год в архив поступает до 6 тысяч запросов различной сложности. Прием заявок осуществляется на год вперед в начале года.
"Каждое генеалогическое исследование проводится в течение нескольких месяцев. Это как диссертацию написать о чьей-то семье - то же самое сделать генеалогию", - поясняет Ольга Червинская, показывая толстенные старые рукописные книги.
Метрические книги и "ревизские сказки" Национального исторического архива Беларуси
© Sputnik / Дмитрий Марков
Все книги дореволюционные. Один из основных источников для составления родословного древа – "ревизские сказки". И это не производственный сленг архивистов – так ученые называют старинные книги о переписи населения.
"Это плановая работа. Мы набираем на год около ста заявок. И они все, как правило, повышенного уровня сложности", - говорит ученый. Понятно, что такая услуга платная.
"Сколько длится исследование (составление родословной – Sputnik), зависит от сохранности документов, какого сословия были люди, какого вероисповедания. Работаем не менее месяца по одной заявке. Ни одно исследование не бывает простым – всегда есть какая-нибудь особенность или сложность", - рассказала Ольга Червинская.
Чтобы выполнить запрос о родословной или предках архивисты ищут информацию по метрическим книгам, в которых содержатся сведения трех видов – о родившихся, бракосочетавшихся и умерших. Такие дореволюционные книги хранились в культовых учреждениях и велись священниками, ксендзами, раввинами.
"Основной источник для поиска информации о наших предках – это метрические книги. Примерно одна тысяча заявок в год – на комплексные генеалогические исследования, когда человек хочет восстановить максимальные сведения о своей родне", - поясняет ученый.
Мистика или просто совпадение?
Понятно, что любой архив, где хранятся старинные книги, архивные документы, фотографии, записи, место "таинственное". Но это я поняла, когда Ольга Червинская начала рассказывать, над чем она работает в настоящий момент, и оказалось, что она собирает материал о моих земляках.
Метрические книги и "ревизские сказки" Национального исторического архива Беларуси
© Sputnik / Дмитрий Марков
"Сейчас я делаю две генеалогии по Сенненскому уезду – это бывшая Могилевская губерния. Там было много православных приходов и основной источник информации – это метрические книги, которые были в церквях", - рассказывает Ольга.
И показывает метрическую книгу за 1874 год, которая была составлена в одной из церквей Сенненского уезда. Священник записывал данные своих прихожан.
"Первая часть – записал тех, кого он окрестил за 1874 год. Во второй части, кого обвенчал 1874 году, а в третьей части книги сведения об умерших, кого отпели и похоронили", поясняет ученый, как тогда составлялись метрические книги.
Покопаться в старых книгах
Понятно, что услуги на составление родословных, генеалогических древ, являются платными. Но, как оказалось, любой желающий может прийти и покопаться в архивных документах совершенно бесплатно.
"Мы советуем прийти в читальный зал нашего архива. Каждый год у нас до 10 тысяч посещений читального зала. Люди приходят к нам и самостоятельно могут искать интересующую их информацию о предках. Это бесплатно. У кого-то это превращается в настоящее хобби", - рассказывает ученый.
Три интересных факта про архив
· Хранилище Национального исторического архива Беларуси размещается на 8 этажах.
· Примерные хронологические рамки сохранившихся документов генеалогического характера - конец XIV – 1917 год.
· В архиве хранятся данных нескольких "ревизий" населения периода Российской империи в основном с 1772 до 1858 гг.
Про ностальгию
Архивист рассказала, что за составлением генеалогического древа, поиском данных о своих предках обращаются не только жители Беларуси.
"К нам обращается много потомков иудеев, которые уехали давным-давно, живут в Израиле. Ностальгируют о своим предках, по родине, и мы помогаем им. До революции у иудеев были отдельные метрические книги. Они тоже троечастные – родился, бракосочетался, умер. В этих книгах записи велись на двух листах – один был на русском языке, один на идиш", - рассказала ученый.
По ее словам, в архив за составлением родословных также обращаются граждане России, Украины, Австралии, Аргентины, Германии, Великобритании, Польши.
Про бабушку Анну
Еще один интересный момент во время интервью случился, когда Ольга Червинская рассказывала, что в некоторых регионах до революции при составлении метрических книг священники как правило не указывали фамилий.
"(…) до революции священник фамилии не писал, когда крестил. Он их и так знал, своих прихожан. Ему не нужны были фамилии. Смотрим по имени", - рассказывает ученый, листая метрическую книгу.
Метрические книги и "ревизские сказки" Национального исторического архива Беларуси
© Sputnik / Дмитрий Марков
Найдите своих предков
Ольга Червинская также обратила внимание на один очень существенный момент. Он актуален накануне Радуницы, когда христиане на 9-й день после Пасхи идут на кладбища поминать своих предков.
"Вот вы пришли на старое кладбище, нашли могилку своего родственника, который умер, к примеру, в 1874 году. На кресте осталась выцветшая надпись. Постарайтесь найти данные своего предка, придите к нам. В архив приходят люди, которые меняют памятники своим предкам. Они заказывают метрические книги об умерших и начинают искать", - рассказывает она.
Также на Sputnik:
"Збяднелая шляхта": узнать, что ты не дворянин, и пережить это