Теперь уже никого не удивишь сообщением, что игра — это явление культуры. Сегодня в игры втянуты все, в первую очередь с помощью компьютера. Современный человек активно действует в сфере игры, высвобождая свою энергию, избыточную жизненную силу, расслабляясь после серьезной работы, проявляя собственную индивидуальность. Так в жизни. А на сцене, в кино игра становится жизнью. Но сделать это может далеко не каждый артист. Если он работает только в театре, его скоро забудут. Кино и телевидение продолжат память.
Мне хочется рассказать о хорошем артисте Иване Мацкевиче, который прожил на свете 70 лет, а в этом апреле ему могло быть 75. Все случилось внезапно. Утром репетировал в НАДТ имени Горького "Зойкину квартиру", а вечером его не стало. Карьера шла в гору. Все у заслуженного артиста складывалось отлично, и сегодня он был бы в звании Народного. Все, кто знал его, говорили: "Прямой, искренний, открытый человек. Мощный актер. Герой. Таких мало". Хотелось бы обратить внимание на последнее: Герой. Таких мало.
Крупный человек с выразительным лицом. Таких обычно берут на главные роли, причем, исключительно положительных персонажей. У Мацкевича все получалось наоборот. Сам признался в одном интервью: "Я по натуре человек вольный, анархист и баламут". В театрах (а он работал в трех: Брестском академическом четыре года, в театре студии киноактера — 15 лет и в НАДТ имени Горького с 1996-го и до конца жизни) ему очень часто доставались роли скандальных людей.
Характер вольного человека проявился рано. В Брест приехали киношники в поисках исполнителя главной роли в фильме "Хлеб пахнет порохом". Посчитали, что Мацкевич идеально подходит. Но руководство театра воспротивилось: "Какой он генерал? Анархиста сыграет. К тому же в репертуаре занят. Возможны съемки во время отпуска".
Иван проявил характер и уволился из театра. С этого момента, с 1973 года и началась его кинокарьера — 141 фильм. Это своеобразный рекорд среди белорусских актеров драмы. К тому же его внешние данные так впечатлили, что пошли однотипные роли: генералы, губернаторы, сотрудники КГБ, секретари горкомов, военкомы, следователи, но больше всего — полковников. Около 40.
Согласитесь, трудно актеру по-разному играть такие роли, глаз замыливается. Отрывался по полной, когда попадался контрабандист или сельский мужик. Особенно плодотворным оказался 2010 год — 20 фильмов.
Среди популярных у зрителей фильмов Мацкевича можно назвать "Возьму твою боль", "Люди на болоте", "Майор Ветров", "Вольф Мессинг", "Снайпер", "Масакра", "Поцелуй Сократа".
Иван Иванович считал, что настоящей школой артиста кино стали для него съемки в фильме Алексея Германа "Хрусталев, машину!".
Один эпизод Герман снимал месяц. Весь месяц надо было повторять одно и то же, постоянно быть в материале. Сам признавался, что пять лет ездил на съемки и еще бы десять лет ездил, потому что общался с великим мастером. На площадке дисциплина железная и всегда интересно.
На роли военачальников Мацкевича всегда брали без проб. Режиссеры знали, что он не повторится, обязательно для героя в погонах придумает что-то особенное. Он был уверен, что эти люди должны быть, в первую очередь Мужчинами, Человеками. Фактурный, красивый, харизматичный, он никогда не халтурил и придумывал непременную "изюминку". Может быть, потому что с детства мечтал о карьере военного моряка, а там "не забалуешь".
А побаловаться хотелось. При такой кинокарьере о театре можно было забыть, но он искренно и сентиментально любил сцену и не порывал с ней после, как сам утверждал, "брестского предательства".
Его охотно взяли в Театр-студию киноактера, и он успел там сыграть крупные роли в спектаклях "Гамлет", "Не боюсь Вирджинии Вульф", "Наедине со всеми". А любимые, конечно же, оказались в НАДТ имени Горького: король Англии ("Лев зимой"), граф ("Пане Коханку"), Чарнота ("Бег"), командир подводной лодки ("Подводники").
Его не смущала роль тени отца Гамлета и босяка Альфреда Дулиттла в "Пигмалионе". Одинаково интересны роли большие и маленькие. В них всегда крупному артисту можно проявить свой талант, мастерство, умение слышать режиссера, природную органику и трудоспособность.
Часто при такой биографии очень страдает личная жизнь. У Ивана Ивановича Мацкевича все получилось замечательно. С женой Людмилой познакомился в студенчестве, прожил счастливо и отметил золотую свадьбу. Она была не просто верной женой, но надежным другом и помощником в профессии. Следовала за ним повсюду и однажды сказала: "Даже если весь мир будет против Вани, я буду стоять у него за спиной и подавать патроны". Такая вот редкая и удивительная судьба.