История, до боли знакомая некоторым людям: позвали на презентацию, угостили шампанским, а домой отправили с бесполезными вещицами, купленными по заоблачной цене и, естественно, в рассрочку. В общем - все, как мы любим. На одну из таких "презентаций" пригласили и маму читательницы Sputnik.
Сперва женщина стала счастливой обладательницей набора ножей за 1 рубль, фирменной сковородки за 2 рубля, а жемчужиной в этом списке "подарков" стала массажная накидка за… 3970 белорусских рублей. "Массажисты" нарочито убедили пенсионерку приобрести товар – мол, хорошо для здоровья, да и вообще вещь в хозяйстве незаменимая. Нужно было всего-то оформить рассрочку…
Женщина согласилась, но подумав немного, решила вернуть все купленное и подаренное. Однако было уже поздно.
Как все было
1 февраля в Кобрин приехали представители брестской фирмы "Хэлси-Лайф" (не путать с минской Healthy Life, продающей косметику, бытовую химию, средства личной гигиены и продукты питания). Пригласили на презентацию 81-летнюю Елену Геннадьевну – маму нашей читательницы.
"Ей позвонили на мобильный телефон, представились, сказали, что в городе проходит интереснейшая презентация. В ресторане – с обедом, лечебным массажем и кучей подарков. Мама решила, что ей нечего делать, и надо съездить. Взяла такси и поехала в ресторан", - рассказывает дочка героини – Надежда.
Кроме Елены Геннадьевны на встречу пригласили порядка 15 человек. В конце презентации организаторы начали разыгрывать призы. Женщине достались набор ножей за 1 рубль, жаровня с крышкой за 2 рубля и массажный комплект также за 2 рубля. А еще приз вечера – массажное кресло-накидка Кенко ТТ-1 за 3970 рублей, для пожилой одинокой женщины деньги немалые.
"Ее провели отдельно и начали втюхивать уже по полной, как полагается. Говорили, что это бесценная вещь, что она счастливый обладатель и что ей больше ничего не надо, как только этим пользоваться и быть здоровой и счастливой", - отмечает Надежда.
Денег на массажную накидку у женщины с собой не оказалось. Тогда представитель компании предложил отвезти ее домой, где хранилось 2 тысячи рублей. Недостающую сумму Елена Геннадьевна обязалась погасить в рассрочку в течение 10 месяцев. При этом, в каком размере производить платежи ежемесячно 25-го числа, в акте-приема передачи указано не было.
"Доча, кажется я попала на деньги"
О том, что мама лишилась таких огромных денег, Надежда узнала в тот же день. Елена Геннадьевна сразу сказала: дескать, доча, купила массажер за 4 тысячи.
"Я не сразу поняла. Подумала: может, все же за 400 рублей? Ну откуда у нее такие деньги могут быть? Оказалось, что мама собирала на покраску дома, и за год собралось почти 2 тысячи рублей. А по поводу кредита я вообще не поняла, поскольку людям в таком возрасте обычно займов не дают", - недоумевает собеседница.
Впоследствии выяснилось, что Елене Геннадьевне уже и раньше звонили представители этой компании и звали на презентацию. В первый раз женщина отказалась идти на встречу: мол, тяжело ходить, даже в магазин не дойти – дети организуют интернет-доставку продуктов. Однако в компании настояли и даже поставили ультиматум.
"Если вы не придете, меня лишат премии и могут даже уволить, сказала представительница компании. Мама у меня сердобольная, она пожалела эту девочку и решила, что возьмет такси и съездит на эту презентацию. А потом позвонила мне и говорит: "Знаешь, доча, кажется, я попала на деньги", - описывает ситуацию дочка Елены Геннадьевны.
После Надежда посмотрела в интернете, что реальная стоимость аналогичных массажных накидок намного меньше (от 160 до 1400 рублей), и начала стучаться в брестскую фирму. Однако в договоре было указано, что покупатель не может отказаться от товара, поскольку он является медицинским оборудованием.
Деньги не вернем
Тем не менее нашлась зацепка. Елена Геннадьевна по состоянию здоровья противопоказаны массажи – об этом продавец кресла-накидки не информировал, хотя был достоверно осведомлен о пожилом возрасте покупателя.
"На следующий день (после покупки) я начала звонить в эту компанию, говорю – так и так, бабушке нельзя делать массаж, плюс ко всему сумма нереально большая. На что мне был задан вопрос: а вы кто такая? Дочка. Тогда, мол, делайте доверенность, что являетесь представителем Галины Семеновны, и после этого мы с вами будем говорить", - рассказывает Надежда.
При этом, по ее словам, в компании заявили, что о возврате денег и речи быть не может, поскольку "медицинское оборудование обмену и возврату не подлежит". Но не тут-то было.
После же выяснилось, что приобретенный товар не является медицинским, ни разу не использовался, а заводская упаковка сохранилась в первозданном виде. А значит, по статье 28 закона "О защите прав потребителей" товар может быть принят продавцом обратно, а деньги возвращены покупателю.
"Я обратилась к адвокату, так как пришлось сделать доверенность, и начала действовать как доверенное лицо. Вместе с адвокатом составили досудебную претензию. Они (представители компании) поняли, что пахнет жареным. Сказали, что могут вернуть деньги после того, как я предоставлю медзаключение о противопоказаниях массажа", - продолжает собеседница.
© Sputnik / Станислав Лобатый
Надежда говорит, что ей пришлось ехать в больницу, где когда-то лежала мама, просить у врача-ортопеда выписку с соответствующими диагнозами и тратить – время, нервы и деньги. Но и на этом эпопея с возвратом денег не закончилась.
"Больничную выписку я отправила письмом вместе с досудебной претензией. Позвонив, они мне сказали, что будут проверять некоторое время достоверность этой медицинской документации. И это несмотря на то, что там стоит печать госучреждения и личная печать врача", - удивляется собеседница.
В конце концов представители компании поставили еще одно условие: чтобы расторгнуть договор, позвонить в фирму должна покупательница – Елена Геннадьевна. В итоге деньги были возвращены спустя 10 дней после покупки.
Надежда считает: если бы она не наняла адвоката, не оформила справки и прочую подтверждающую документацию, компания, продавшая за баснословные деньги массажное оборудование, ничего и не подумала бы возвращать.
Связаться с представителями компании "Хэлси Лайф" нам не удалось. Sputnik отправил официальный запрос в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, чтобы специалисты прокомментировали, как грамотно действовать покупателям в подобных случаях и отстаивать свои права.
Самые интересные и важные новости ищите в нашем Telegram-канале.