Допинг в спорте был всегда. Еще на первых Олимпийских играх современности, в Афинах в 1886 году, спортсмены применяли кофеин и стрихнин. Принимаемые дозы были околосмертельными, а стимулирующий эффект от них во время соревнования просто зашкаливал. Само понятие "допинг" пошло с того времени от английского слова "dope" - давать наркотик. Другие препараты, кроме наркотических в то время в качестве допинга не рассматривались.
Политика, шоу и деньги
Долгое время в мировом спорте понятие "допинг" не существовало в принципе. В 1904 году американского марафонца Томаса Хикса, пришедшего к финишу первым, откачивали четверо врачей. Для стимуляции организма до забега он принял приличную дозу бренди с кокаином и стрихнином. Его откачали, поставили на ноги и... вручили золотую медаль. В то время спорт рассматривался как личное хобби гражданина. На олимпийские игры спортсмены ездили за свой счет или искали спонсоров, чтобы оплатить свое участие в них. Ни у судей, ни у конкурентов не было претензий к тем, кто что-то принимает для улучшения своего результата. Никто никому не запрещал ставить эксперименты над своим организмом, даже если они находились на грани между жизнью и смертью.
Любительский характер спорта красочно подчеркивают призы, которые получали призеры игр. Юрий Трифонов в своем рассказе "Победитель" описывает беседу приехавшего во Францию советского репортера взять интервью у участника олимпийских игр 1900 года. Почти столетний старик помнил только то, что победителю и призерам в качестве подарка дарились зонтики и утверждал, что реальным победителем является он. На вопрос, как он может считать себя победителем, ведь он пришел к финишу последним, последовал короткий ответ: "Я их всех пережил". Суть мирового спорта того времени Трифоновым изложена достаточно ясно и понятно.
Радикально сам и спорт и отношение к нему изменилось во время Берлинских игр 1936 года. Всем стало ясно, что большой спорт - это большая политика, шоу и большие деньги. В области допинга также произошли колоссальные изменения. Всем немецким спортсменам на государственном уровне была введена инъекция тестостерона. Эта инъекция была изобретена за год до этого для солдат Вермахта для поднятия у них боевого духа и агрессии. Пригодилась она немецким спортсменам. Более того, на своих первых летних играх в Хельсинки в 1952 году советская сборная с успехом применяла ее и устроила фурор на своей дебютной Олимпиаде. В то время все это было легально и законно.
Борьбу с допингом начали сами спортсмены
Принято считать, что борьба с допингом в спорте началась после того, как на Олимпийских играх в Риме в 1960 году во время заезда скончался датский велогонщик Курт Йенсен. На мой взгляд, это не сосем так. Борьбу с допингом начали сами спортсмены, а точнее спортсменки. В то время контроль за полом спортсменок был формальным. В ведущих сборных мира того времени было много трансгендеров. В основном это касалось легкой атлетики и лыжных гонок. Конфликты в сборных командах того времени были нешуточные. Введенный половой контроль в то время поставил крест на спортивных карьерах многих спортсменок. Но все эти конфликты и разборки находились за пределами публичного поля.
В 1967 году была образована спортивная комиссия МОК и впервые был издан список запрещенных препаратов. Но на протяжении 20 лет до Игр в Сеуле все это носило чисто формальный характер. Все знали и применяли кровяной допинг, когда у спортсменов бралась кровь, обогащалась кислородом, а затем проводилось ее переливание. Нормой было применение различного рода стероидов, ведущих к бесплодию у спортсменов после окончания спортивной карьеры.
Спортивная политкорректность у основных соперников - сборных СССР и США - была незыблемой. Все про всех все знали, но публично старались не замечать, давая возможность "третьему лишнему" - сборной ГДР - поупражняться в этих вопросах по полной. Это звучит цинично, но это правда - спортсмены высшего уровня всегда были и будут предметом пристального внимания ведущих фармацевтических компаний мира. Все и во все времена хотят знать, каков потолок физических возможностей человека.
Ситуация с допингом изменилась после прихода на должность президента МОК испанца Хуана Антонио Самаранча. Он коммерционализировал спорт и допустил к участию в олимпийских стартах профессионалов. Началась битва за деньги, которые спортсменам не столь далекого прошлого не снились и в десятом измерении. Образование Всемирного антидопингового агентства (WADA) в 1999 году знаменовало собой окончательное оформление формально непризнанной транснациональной корпорации под названием "спорт высших достижений". Началась гонка по запрещению препаратов, применяемых основными конкурентами.
Для кого Валиева - проблема?
Допинговый скандал, связанный с Камилой Валиевой в Пекине, это история не про допинг и не про фигурное катание. Это история про деньги. Если бы Валиева была фигуристкой второй десятки, то никакого бы шума не было. Выслушали бы объяснение, учли бы микроскопическую дозу, которая могла попасть в организм спортсменки от плохо вымытого столового прибора дома, сделали внушение и на этом успокоились. Но речь идет о мегазвезде, которая с самого первого старта во взрослых соревнованиях не оставляла своим соперницам никаких шансов на победу.
Что такое золотая олимпийская медаль в одиночном катании? Это начало параллельного старта в виде многочисленных рекламных контрактов с крупнейшими международными корпорациями. Это цифры с многими нулями в твердой валюте. Феномен Валиевой состоит в том, что никто из ее основных конкуренток не может предсказать, как долго эта спортсменка будет царствовать на олимпийском и международном подиуме. Один или два олимпийских цикла? Сколько спортивных карьер фигуристок в Америке, Канаде и Японии пойдет "под откос"? Но Валиева - не проблема для основных конкуренток, а следствие их откровенной слабости. Дело не в ней одной. В российской сборной у нее есть равноценная замена в лице Щербаковой и Трусовой.
На подходе еще полтора-два состава юниорок, которые через год-два будут творить не менее значимые чудеса на льду. При таком положении дел вся мировая шоу-индустрия фигурного катания из Северной Америки прочно переместится в Россию. Мне могут возразить: а как быть с мужским японским одиночным катанием? По составу его силе японская мужская сборная в мировом фигурном катании есть зеркальное отражение женской российской сборной. И здесь опять главным аргументом являются деньги. Кто главный спонсор Международного союза конькобежцев? Ведущие японские корпорации. Попробуйте их обидеть - останетесь без денег.
Запреты без разрешений
В списке запрещенных препаратов Всемирного антидопингового агентства WADA на сегодня более двухсот препаратов. О чем это говорит? О том, что понятие "допинг" в мировом спорте носит условный характер, такое количество допинг-препаратов невозможно в принципе, а WADA превратилась в лоббистскую организацию крупных транснациональных фармацевтических компаний. Гормональные препараты, наносящие катастрофический ущерб здоровью спортсменов, в этом списке остались. Их "помощь" в спортивных результатах у спортсменов 70-х - 80-х годов прошлого века всем известна, сегодня их никто не принимает. Но их аура, общее отношение к допингу, дала возможность включить их в список запрещенных препаратов все, что пожелают международные спортивные чиновники.
Сегодня в мировом спорте на повестке стоит вопрос, на который никто не желает давать ответ. С тем, что запрещено все ясно - запрещать всегда проще. А что разрешено? Как восстанавливаться спортсменам после подготовки к крупнейшим стартам, когда организм работает на пределе?
Что такое подготовка фигуристов мирового уровня в своем интервью объяснила легендарный советский и российский тренер Елена Чайковская. В Программе "Звезда на "Звезде" она говорила о том, что после контрольного проката произвольной программы у фигуристов давление двести на ноль. Изумлению Леонида Якубовича, бравшего интервью, не было предела, он не поверил в это. Елена Анатольевна предложила прийти к ней на каток и убедиться в правоте ее слов. Чайковская пояснила, что если показатель давления после проката программы будет 160 на 80 – это опасно для сердца и для жизни спортсмена. Потом идет медленное сокращение и давление приходит в норму. Если подобный подход не соблюдается, то на соревнованиях это становится заметно – вторую половину программы фигурист еле-еле докатывает.
Правоту слов Елены Чайковской подтверждает личная драма двукратного олимпийского чемпиона Сергея Гринькова, который в ноябре 1995 года скоропостижно скончался на катке в Лейк-Плэсиде от внезапной остановки сердца. Спортивную карьеру супружеской пары Екатерины Гордеевой и Сергея Гринькова погубил непрофессиональный подход их тренера, которая после игр в Калгари "увела" их от Станислава Жука. Тренер сегодня блистает в Америке с танцевальными дуэтами, в парном катании после Гордеевой и Гринькова у нее ничего не получилось.
Про эту историю, поставившую крест на карьере феноменального тренера, написано много. Но очень мало тех, кто говорит о том, что при системе подготовки Жука, для которого физическая форма была на первом месте, Сергей Гриньков был бы и сегодня жив и здоров. Во всем мире все понимают сложность подготовки спортсменов. Но вопрос восстановления атлетов в повестке дня у Всемирного антидопингового агентства не стоит. У этой организации свой бизнес-план.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции